Практика

Братья по гриму: 15 отборных монстров от мумии до Красного черепа

К выходу в прокат «Виктора Франкенштейна» Пола МакГигана вспоминаем, как создавались самые жуткие чудовища и оборотни, как мучились актеры и торжествовали гримеры

  • 25 ноября 2015
  • 2707
Маргарита Васильева

«Мумия» (1932, гример Джек Пирс)


«Мумия» (1932, гример Джек Пирс)

Чтобы превратить Бориса Карлоффа в жреца Имхотепа, знаменитый создатель Франкенштейна колдовал 10 часов. Грим состоял из множества деталей. Пирс прикрепил уши актера к черепу, обмотал его бинтами, обмазал глиной волосы и завершил образ накладным разлагающимся носом. В последствии Карлофф назвал эту работу самым тяжелым испытанием в своей жизни. Еще бы –  в процессе наложения грима мэтр мог позволить себе лишь два простых удовольствия – чашку чая и сигарету. 


«Невеста Франкенштейна» (1935, гример Джек Пирс)

 
«Невеста Франкенштейна» (1935, гример Джек Пирс)
Сотрудничество, начатое на съемках «Франкенштейна» и «Мумии», Карлофф и Пирс продолжили «Невестой Франкенштейна». Монстр, полюбившийся зрителям в первой части классической серии от Universal, прошел испытание огнем, а потому его внешность претерпела в сиквеле ряд изменений. Ужасающий образ Франкенштейна «украсили» следы ожогов и новые шрамы. Создание грима занимало четыре часа ежедневно. В ход шли коллодий и хлопок, которыми Пирс начинял накладной череп Карлоффа.


«Человек-волк» (1941, гример Джек Пирс)


«Человек-волк» (1941, гример Джек Пирс)
Еще один канонический монстр, созданный Джеком Пирсом на студии Universal, – косматый оборотень, которого сыграл Лон Чейни-младший. Чтобы перевоплотиться в Человека-волка актеру приходилось проводить по 9 часов в кресле легендарного гримера. Поговаривали, что к концу съемок отношения у них были не лучшими. Немудрено – Пирс ежедневно оснащал тело Чейни арсеналом резиновых протезов, париков и шерсти яка, из которой мастер сооружал на голове подопечного большой косматый начес. К слову, несмотря на легенды о вражде актера и гримера, результатом их сотрудничества стали четыре фильма канонической серии о Человеке-волке.


«Франкенштейн встречает Человека-волка» (1943, гример Джек Пирс)


«Франкенштейн встречает Человека-волка» (1943, гример Джек Пирс)
Логическим продолжением серии стала история о встрече двух харизматичных монстров производства Universal, а шутливым доказательством конфликта между Лоном Чейни и Джеком Пирсом – фото со съемочной площадки. В работе над вторым Человеком-волком маэстро грима пытался упростить свой метод создания волчьего носа и прически. Тем не менее, Чейни по-прежнему приходилось высиживать долгие часы в кресле Пирса, а во время съемочного процесса – принимать статичные позы, которые кадр за кадром показывали трансформацию человека в зверя. Вынужденная обездвиженность и невозможность сходить в уборную сильно выматывали актера, а в конце дня ему приходилось не менее 45 минут терпеть проклятия Пирса, снимавшего с Чейни всю ту бутафорию, что сам же собрал утром. 


«Красавица и Чудовище» (1946, гример Хагоп Аракелян)

 
«Красавица и Чудовище» (1946, гример Хагоп Аракелян)
Изначально Жан Кокто представлял своё Чудовище в виде человека с головой оленя, но исполнитель главной роли Жан Маре убедил мастера в том, что его персонаж должен быть хищником. В итоге прототипом романтического оборотня выступил пёс актера по кличке Мулук. Работа над соответствующим гримом легла на плечи выходца из России Хагопа Аракеляна, который колдовал над образом Маре по пять часов в день – три уходило на лицо и по часу на каждую руку. Маска Чудовища была сделана как парик: каждый волосок крепился на тюль и приклеивался в трех местах, что давало актеру большую свободу движений, чем горемычному Лону Чейни. Зубы Жана Маре Аракелян частично покрывал черным лаком, чтобы они казались острыми, а завершали образ накладные звериные клыки, державшиеся с помощью золотых крючков.


«Байки из склепа» (1972, гример Рой Эштон)


«Байки из склепа» (1972, гример Рой Эштон)
Роль пожилого вдовца Артура Гримсдайка в полнометражной антологии ужасов Фредди Фрэнсиса – единственный случай перевоплощения легендарного Питера Кашинга в монстра. Работа над образом ожившего мертвеца, преданного давно почившей супруге, стала для актера своего рода терапией. За год до съемок умерла жена самого Кашинга, и тоску по ней актер выразил через экранного персонажа. Над гримом вдовца-зомби каждый день по три часа трудился визажист студии Hummer Рой Эштон. В ход шли резиновые протезы, имитировавшие гниющую плоть, и уродливые кариозные вставные зубы.


«Экзорцист» (1973, гример Дик Смит)


«Экзорцист» (1973, гример Дик Смит)
Пионер художественного макияжа Дик Смит сделал работу над гримом бесноватой Реган безболезненной и эффективной следующим образом – напротив кресла, в котором сидела юная исполнительница роли Линда Блэр он поставил телевизор. Актриса была настолько увлечена просмотром любимых сериалов – «Деревенщины из Беверли-Хиллз» и «Летающей монахини», – что спокойно сохраняла неподвижность по 2-4 часа. Она выдерживала по семь фотосессий, необходимых для поиска идеального образа пугающей Реган. Выносливость девочки восхищала Смита еще не раз. Например, Блэр успешно прошла через многочисленные пересъемки канонической сцены с гороховым супом. Для большего эффекта классический «Кэмпбеллс» был заменен на дьявольскую смесь супа «Андерсенс» и овсяной каши.


«Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» (1977, гример Стюарт Фриборн)


«Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» (1977, гример Стюарт Фриборн)
Вдохновение для создания образа Чубакки Стюарт Фриборн черпал из своей предыдущей работы – «Космической одиссеи 2001 года», в которой гример отвечал за обезьян. Первоначально милое чудище планировали воплотить по той же схеме, что Человека-волка, но потом обработку лица актера Питера Мейхью шерстью яка решили отменить. Фриборн придумал специальную маску Чубакки, а для того, чтобы она крепко держалась под софитами, по пять часов томил Мейхью в гримерке, накладывая ему на лицо латекс и пену.


«Человек-слон» (1980, гример Кристофер Такер)


«Человек-слон» (1980, гример Кристофер Такер)
Протезы, имитирующие тело и голову Джона Меррика, для фильма Дэвида Линча разработал знаменитый гример Кристофер Такер. Образцом, кстати, были реальные слепки с тела Меррика, хранящиеся в лондонском Королевском госпитале. Джон Херт, не раздумывая, согласился сыграть Человека-слона, но вскоре начал жаловаться жене, что ежедневные семичасовые гримировки «заставляют его ненавидеть актерскую профессию». 


«Американский оборотень в Лондоне» (1981, гример Рик Бейкер)


«Американский оборотень в Лондоне» (1981, гример Рик Бейкер)

Гуру грима и спецэффектов Рик Бейкер и режиссер Джон Лэндис хотели в своем фильме показать трансформацию человека в оборотня максимально достоверно и подробно без допущений, свойственных классической серии о «Человеке-волке». Для этого исполнителю главной роли Дэвиду Ноутону приходилось по 10 часов в день терпеть настоящие муки, пока Бейкер накладывал на него специальные протезы (согласно задумке, во время превращения в вервольфа тело человека должно растягиваться), тысячи волосинок, латекс и силикон. Страдания актера и труд гримера были высоко оценены Американской киноакадемией, впервые учредившей номинацию «лучший грим», чтобы отметить достижения создателей «Американского оборотня в Лондоне».


«Кошмар на улице Вязов» (1984, гример Дэвид Б. Миллер)


«Кошмар на улице Вязов» (1984, гример Дэвид Б. Миллер)
По замыслу Уэса Крэйвена маньяк из бойлерной должен был выглядеть радикально и по-настоящему ужасающе. Чтобы воплотить идею режиссера, гример Дэвид Б. Миллер отсмотрел множество фотографий реальных жертв ожогов из медицинского центра UCLA и изменил первоначальный вариант грима (см. фото). В итоге на создание Фредди Крюгера, каким мы его знаем и любим, уходило 3-6 часов в день.


«Муха» (1986, гример Крис Уолас)


«Муха» (1986, гример Крис Уолас)
Чтобы показать постепенное превращение ученого Сета Брандла в монстра «Брандлмуху», Дэвид Кроненберг нанял специалиста по гриму Криса Уоласа. Процесс, который проходил герой, был сродни старению с выпадением волос, зубов и кожными болезнями. Чтобы отобразить все его этапы, Джеффа Голдблюма гримировали по пять часов в день, используя разнообразные протезы. За трудоемкую работу Уолас был награжден премией «Оскар». 


«Человек-волк» (2010, гример Рик Бейкер)


«Человек-волк» (2010, гример Рик Бейкер)
Здесь маэстро Рик Бейкер, вернувшийся к знакомому образу, применил олдскульные методы и шерсть яка столь любимую Джеком Пирсом. Бейкер снял маску с лица Бенисио дель Торо, вылепил на ней волчью морду и на основе слепка изготовил из стеклопластика подобие литейной формы, которую заполнил полимерной пеной. На съемках полученную маску монстра гример прикреплял к голове дель Торо и сверху добавлял шерсть яка. Процедура занимала 3-4 часа, а чтобы вернуть актеру человеческий облик, уходил еще час.


«Люди Икс: Первый класс» (2011, гример Фрэнсис Хэннон)


«Люди Икс: Первый класс» (2011, гример Фрэнсис Хэннон)
Дженнифер Лоуренс, которой на съемках первой части обновленной серии о людях Икс приходилось терпеть восьмичасовую гримировку, описывает этот опыт как сон в обнаженном виде, после которого просыпаешься странного синего цвета. Команда гримера Фрэнсис Хэннон ежедневно покрывала тело стоической актрисы тремя слоями синей базы, а сверху наносила еще пять слоев краски из пульверизатора. В результате Лоуренс получила серьезное раздражение кожи и волдыри, поэтому в создании образа Мистик для «Дней минувшего будущего» (2014) использовался уже специальный синий костюм, а грим накладывался лишь на лицо и шею девушки. Такая процедура показалась наученной горьким опытом Лоуренс настоящим праздником, так как занимала всего три часа. 


«Первый мститель» (2011, Дэвид Уайт)


«Первый мститель» (2011, Дэвид Уайт)
Над визуализацией образа Красного чрепа работала команда гримера Дэвида Уайта. Для актера Хьюго Уинга была создана специальная маска из красного латекса. Эффект реалистичного костного черепа достигался за счет отретушированных скул, носа и подбородка, пришлось также убрать ресницы Уинга. Перевоплощение актера в скелетообразного монстра занимало 3,5 часа. К слову, свое нежелание участвовать в продолжении экранизации комикса (вышло на экраны в 2014 году) австралиец объяснял изнурительным и долгим процессом гримировки.

Источник: журнал Empire

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Крепкий орешек»

Тридцать лет назад «Крепкий орешек» открыл эру «голливудских боевиков с человеческим лицом». Разбираем, как создавалась картина и в чем заключается ее новаторство: принцип триединства, герой из народа, «дефекты» изображения, а также причем тут Шекспир и Бетховен

  • 12 июля
  • 3574
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Ингмара Бергмана

К 100-летнему юбилею Ингмара Бергмана публикуем список его любимых картин. Какие фильмы высоко ценил один из самых значительных режиссеров в истории кино: от немой классики через Тарковского и Скорсезе к началу XXI века

  • 14 июля
  • 2838
Практика

Как снимать визуально интересные видеоинтервью

Почти любой оператор проводит за производством интервью внушительную часть карьеры. И здесь, как и везде, нужны правильные инструменты. Оператор Бенджамин Холланд поделился своими советами о том, какие аксессуары могут здесь понадобиться, и, самое важное, — как ими пользоваться

  • 9 июля
  • 2577
Практика

Бюджета нет, вот тебе фонарик

Что делать, если нет возможности арендовать дорогой свет? Открывать для себя новые бренды и экспериментировать — оператор-постановщик Егор Поволоцкий составил список доступных и качественных осветительных приборов, с которыми ему довелось работать в Голливуде

  • 12 июля
  • 2410
Практика

Режиссер на площадке: как общаться с командой. Часть первая

Кино — дело коллективное, и умение договариваться здесь принципиально важно. Начинаем разбирать, с кем, зачем и как режиссер должен общаться, чтобы довести проект до успешного финала 

  • 16 июля
  • 1887
Практика

«Скоро мы будем выбирать объекты из сгенерированных примеров, просто нажав кнопочку»: тезисы Влада Ахтырского на CG Event

На CG Event в Петербурге выступил Владислав Ахтырский, глава отдела композитинга компании MPC в Ванкувере. Он рассказал о трендах в композитинге, нейросетях, а также дал советы специалистам из России, которые хотят выйти на мировой уровень. Вспоминаем самое интересное из его выступления

  • 10 июля
  • 1821
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее