Обзоры

Великие режиссеры и Украина

tvkinoradio.ru предлагает вспомнить режиссеров, без которых лицо не только украинского и русского кинематографа, но и мирового было бы иным

  • 26 марта 2014
  • 1591
Павел Орлов

Арсенал Александр Довженко
Кадр из фильма "Арсенал" (Александр Довженко, 1927)
 

Александр Довженко

Александр Довженко, наряду с Эйзенштейном и Пудовкиным, главный советский киноавангардист. Он же, пожалуй, один из первых режиссеров в мировом кино, кто заслужил звание поэта экрана.

В лентах Довженко, особенно ранних, неизменно сочетались лиризм и экспрессия, гуманизм и революционная патетика, философская созерцательность и политическая злободневность, национальный эпос и современность.

Картины его «революционной трилогии», в которую входят «Звенигора», «Арсенал», «Земля» и сегодня включаются в списки лучших фильмов всех времен. А отсылки к творчеству Довженко можно найти у таких мастеров как Стэнли Кубрик, Бернардо Бертолуччи, Терренс Малик и Вуди Аллен.

Ливень Иван Кавалеридзе
Кадр из фильма "Ливень" (Иван Кавалеридзе, 1929)
 

Иван Кавалеридзе

Скульптор, художник и режиссер, еще в 30-е годы заработавший статус диссидента. Его картины «Ливень», «Колиивщина», «Прометей» стали экспериментами, в которых поиск новых средств киноязыка осуществлялся на предмете глобальных вопросов истории.

Неудивительно, что работы эти или вызывали резкую критику, или и вовсе запрещались. «Наталка Полтавка» Кавалеридзе стала первым опытом в специфическом театрализованном жанре фильма-оперы, который получил распространение и в отечественном, и в зарубежном кино во второй половине XX века.

Радуга Марк Донской
Кадр из фильма "Радуга" (Марк Донской, 1943)
 

Марк Донской

Одессит Марк Донской – один из тех авторов советского кино, в творчестве которых поэзия и реализм соединились наиболее гармонично.

По словам Роберто Росселлини «горьковская трилогия» Донского – фильмы «Детство Горького», «В людях» и «Мои университеты» – послужила источником вдохновения для режиссеров итальянского неореализма. А снятая в годы войны драма «Радуга» поразила своим натурализмом Франклина Рузвельта и снискала большую популярность в прокате США.

Кроме того, именно Донской в 1935 году сделал первый в советском кино дубляж иностранного фильма.   

Тени забытых предков Сергей Параджанов
Кадр из фильма "Тени забытых предков" (Сергей Параджанов, 1964)
 

Сергей Параджанов

Сергей Параджанов – армянин, родившийся и выросший в Тбилиси, и посвятивший свое творчество переосмыслению традиций и легенд различных народов.

Наибольший вклад Параджанов внес в развитие украинского кинематографа. Снятая им на киностудии им. Довженко живописная притча «Тени забытых предков» породила феномен поэтического кинематографа Украины. Картина подвергла сомнению эстетические принципы соцреализма, провозгласив в кино первостепенность визуального ряда, пестрого, изысканного и магического.

Сегодня о влиянии Параджанова на свое творчество говорят Эмир Кустурица, Бела Тарр и Мартин Скорсезе.

Родник для жаждущих Юрий Ильенко
Кадр из фильма "Родник для жаждущих" (Юрий Ильенко, 1966)
 

Юрий Ильенко

Соратник Сергея Параджанова, – в качестве оператора работал над «Тени забытых предков», – и главный преемник его поэтической традиции в украинском кинематографе, что отчетливо видно в картинах «Вечер накануне Ивана Купалы» и «Белая птица с черной отметиной».

Дебют Ильенко как режиссера, черно-белый фильм «Родник для жаждущих», стал редким для советского кино примером сюрреалистической притчи, не случайно на 20 лет отправленной на полку.

Каменный крест Леонид Осыка
Кадр из фильма "Каменный крест" (Леонид Осыка, 1968)
 

Леонид Осыка

Еще один представитель школы украинского поэтического кино, по сравнению с Ильенко в большей степени склонный к психологизму, исследованию внутреннего мира своих героев.

Картины Осыки, в том числе ключевые, трагическая притча «Каменный крест» и историческая эпопея «Захар Беркут», подвергались ожесточенной критике руководства, и с трудом доходили до зрителя.
 
В бой идут одни старики Леонид Быков
Кадр из фильма "В бой идут одни старики" (Леонид Быков, 1974)
 

Леонид Быков

Леонид Быков - человек, которого любили все.

Блистательный актер, режиссер, сценарист, он поставил самые пронзительные и в полном смысле слова народные картины о войне: «В бой идут одни “старики”» и «Аты-быты, шли солдаты…».
 
Полеты во сне и наяву Роман Балаян
Кадр из фильма "Полеты во сне и наяву" (Роман Балаян, 1982)
 

Роман Балаян

Роман Балаян, вероятно, главный в советском кино продолжатель темы «лишнего человека», некогда поднятой в литературе Тургеневым и Чеховым.

Поставленные Балаяном на киностудии им. Довженко экзистенциальные драмы «Полеты во сне и наяву» и «Храни меня, мой талисман» детально воссоздают атмосферу духовного кризиса, всегда сопутствующего эпохам безвременья.

Вечное возвращение Кира Муратова
Кадр из фильма "Вечное возвращение" (Кира Муратова, 2013)
 

Кира Муратова

Кира Муратова, десятилетиями притесняемая советским киноначальством, в 90-е и 2000-е годы, несмотря на возраст, стала одним из самых плодовитых украинских режиссеров – новый фильм она снимает стабильно раз в два-три года.

Ее имя считается синонимом авторства и независимости в кино, а ее творческий почерк, причудливо сочетающий жесткость и ранимость, мрачность и жизнелюбие, изысканность и иронию, узнается моментально.

Согласно недавнему опросу украинских кинокритиков, именно Муратова была признана режиссером, внесшим наиболее ощутимый вклад в развитие национального кино в постсоветский период.


Комментарии

Комментариев: 1

Да обрушится шашка кавалерийская на голову тех кто не признает этих гениев режиссерского цеха!!!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2372
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1703
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1408
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1401
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1330
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1214
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее