Обзоры

Великие режиссеры и Украина

tvkinoradio.ru предлагает вспомнить режиссеров, без которых лицо не только украинского и русского кинематографа, но и мирового было бы иным

  • 26 марта 2014
  • 1650
Павел Орлов

Арсенал Александр Довженко
Кадр из фильма "Арсенал" (Александр Довженко, 1927)
 

Александр Довженко

Александр Довженко, наряду с Эйзенштейном и Пудовкиным, главный советский киноавангардист. Он же, пожалуй, один из первых режиссеров в мировом кино, кто заслужил звание поэта экрана.

В лентах Довженко, особенно ранних, неизменно сочетались лиризм и экспрессия, гуманизм и революционная патетика, философская созерцательность и политическая злободневность, национальный эпос и современность.

Картины его «революционной трилогии», в которую входят «Звенигора», «Арсенал», «Земля» и сегодня включаются в списки лучших фильмов всех времен. А отсылки к творчеству Довженко можно найти у таких мастеров как Стэнли Кубрик, Бернардо Бертолуччи, Терренс Малик и Вуди Аллен.

Ливень Иван Кавалеридзе
Кадр из фильма "Ливень" (Иван Кавалеридзе, 1929)
 

Иван Кавалеридзе

Скульптор, художник и режиссер, еще в 30-е годы заработавший статус диссидента. Его картины «Ливень», «Колиивщина», «Прометей» стали экспериментами, в которых поиск новых средств киноязыка осуществлялся на предмете глобальных вопросов истории.

Неудивительно, что работы эти или вызывали резкую критику, или и вовсе запрещались. «Наталка Полтавка» Кавалеридзе стала первым опытом в специфическом театрализованном жанре фильма-оперы, который получил распространение и в отечественном, и в зарубежном кино во второй половине XX века.

Радуга Марк Донской
Кадр из фильма "Радуга" (Марк Донской, 1943)
 

Марк Донской

Одессит Марк Донской – один из тех авторов советского кино, в творчестве которых поэзия и реализм соединились наиболее гармонично.

По словам Роберто Росселлини «горьковская трилогия» Донского – фильмы «Детство Горького», «В людях» и «Мои университеты» – послужила источником вдохновения для режиссеров итальянского неореализма. А снятая в годы войны драма «Радуга» поразила своим натурализмом Франклина Рузвельта и снискала большую популярность в прокате США.

Кроме того, именно Донской в 1935 году сделал первый в советском кино дубляж иностранного фильма.   

Тени забытых предков Сергей Параджанов
Кадр из фильма "Тени забытых предков" (Сергей Параджанов, 1964)
 

Сергей Параджанов

Сергей Параджанов – армянин, родившийся и выросший в Тбилиси, и посвятивший свое творчество переосмыслению традиций и легенд различных народов.

Наибольший вклад Параджанов внес в развитие украинского кинематографа. Снятая им на киностудии им. Довженко живописная притча «Тени забытых предков» породила феномен поэтического кинематографа Украины. Картина подвергла сомнению эстетические принципы соцреализма, провозгласив в кино первостепенность визуального ряда, пестрого, изысканного и магического.

Сегодня о влиянии Параджанова на свое творчество говорят Эмир Кустурица, Бела Тарр и Мартин Скорсезе.

Родник для жаждущих Юрий Ильенко
Кадр из фильма "Родник для жаждущих" (Юрий Ильенко, 1966)
 

Юрий Ильенко

Соратник Сергея Параджанова, – в качестве оператора работал над «Тени забытых предков», – и главный преемник его поэтической традиции в украинском кинематографе, что отчетливо видно в картинах «Вечер накануне Ивана Купалы» и «Белая птица с черной отметиной».

Дебют Ильенко как режиссера, черно-белый фильм «Родник для жаждущих», стал редким для советского кино примером сюрреалистической притчи, не случайно на 20 лет отправленной на полку.

Каменный крест Леонид Осыка
Кадр из фильма "Каменный крест" (Леонид Осыка, 1968)
 

Леонид Осыка

Еще один представитель школы украинского поэтического кино, по сравнению с Ильенко в большей степени склонный к психологизму, исследованию внутреннего мира своих героев.

Картины Осыки, в том числе ключевые, трагическая притча «Каменный крест» и историческая эпопея «Захар Беркут», подвергались ожесточенной критике руководства, и с трудом доходили до зрителя.
 
В бой идут одни старики Леонид Быков
Кадр из фильма "В бой идут одни старики" (Леонид Быков, 1974)
 

Леонид Быков

Леонид Быков - человек, которого любили все.

Блистательный актер, режиссер, сценарист, он поставил самые пронзительные и в полном смысле слова народные картины о войне: «В бой идут одни “старики”» и «Аты-быты, шли солдаты…».
 
Полеты во сне и наяву Роман Балаян
Кадр из фильма "Полеты во сне и наяву" (Роман Балаян, 1982)
 

Роман Балаян

Роман Балаян, вероятно, главный в советском кино продолжатель темы «лишнего человека», некогда поднятой в литературе Тургеневым и Чеховым.

Поставленные Балаяном на киностудии им. Довженко экзистенциальные драмы «Полеты во сне и наяву» и «Храни меня, мой талисман» детально воссоздают атмосферу духовного кризиса, всегда сопутствующего эпохам безвременья.

Вечное возвращение Кира Муратова
Кадр из фильма "Вечное возвращение" (Кира Муратова, 2013)
 

Кира Муратова

Кира Муратова, десятилетиями притесняемая советским киноначальством, в 90-е и 2000-е годы, несмотря на возраст, стала одним из самых плодовитых украинских режиссеров – новый фильм она снимает стабильно раз в два-три года.

Ее имя считается синонимом авторства и независимости в кино, а ее творческий почерк, причудливо сочетающий жесткость и ранимость, мрачность и жизнелюбие, изысканность и иронию, узнается моментально.

Согласно недавнему опросу украинских кинокритиков, именно Муратова была признана режиссером, внесшим наиболее ощутимый вклад в развитие национального кино в постсоветский период.


Комментарии

Комментариев: 1

Да обрушится шашка кавалерийская на голову тех кто не признает этих гениев режиссерского цеха!!!

Смотрите также

Популярное
Практика

Скрытый смысл в монтажной фразе

Диалоги, акценты на деталях, метафоры, ассоциации, ритм и рефрен — разбираемся, как с помощью монтажа в кино выражают скрытые смыслы 

  • 26 ноября
  • 3417
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3320
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 2810
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2332
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2235
Практика

Что нужно учитывать, выбирая ткань для кинокостюма

Несколько полезных советов от художника по костюмам Ирины Жигмунд о пластических свойствах материала и нестандартном мышлении

  • 26 ноября
  • 1925
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее