Недавно случилась оказия, я поехал по своим внутренним делам в родной город Курск. Как известно, Курская область, как и несколько других регионов Российской Федерации, в последнее время особенно часто появляется в новостях по причине их пограничного положения с Украиной. В этих тихих городках, судя по новостям, проходят многотысячные митинги, акции и прочие, не свойственные этим простым аполитичным людям мероприятия. Мне пришла в голову гениальная идея написать честный суровый текст о подводных камнях этой информационной войны, участниками которой мы сами, зачастую не желая того, являемся.
 
«Это ж какой будет материал!» – думал я, дивясь своей прозорливости всю дорогу Москва-Курск. Какой там «Карточный  домик»! Какой «Альфа Хаус»! (последнее особенно актуально, потому что губернатор Курской области мало отличается от героя Джона Гудмана по части эксцентричности и известен уже на всю страну постами на своей официальной странице и так называемой «красной шапочкой» во время пересечения Олимпийского огня через вверенную ему территорию). Это будет бомба! Я ехал и предвкушал мощное разоблачение массовой пропаганды.
 
Давайте установим правила игры. Мы все прекрасно понимаем, что любую войну выигрывают не столько полководцы, сколько глашатаи. А так главным трубадуром сегодня является, как ни крути, телевидение, то оно и определяет стратегию главнокомандующих. А так как мы с вами умные люди, то разделимся на две категории: те, кто сухо оценивает гениальность той или иной стратегии, и те, кому интересно качество исполнения заказа. Я не политик, не историк, поэтому я отношусь к категории тех, кому важнее не «что», а «как».

Весна в Крыму
Крачковский И.Е. Весна в Крыму (Ялта. Иудино дерево в цвету) 1902
 
Нет, есть, конечно, люди, которые верят всем этим медиа-бомбардировкам. Скажи мне, кому ты веришь, и я скажу тебе, кто ты. Примеров много, и их можно найти не только среди фейсбучников и среди реальных знакомых вам людей. Мои киевские друзья ещё в самом начале «евромайдана» недоумевали по поводу сюжетов на Первом канале о том, что в Киеве хаос и люди прячутся в своих квартирах. Один писал, что спокойно валяется и втыкает телек дома недалеко от центра столицы, но это не значит, что прячется, просто ему в лом поднять задницу с дивана и начать работать. Другой сетовал лишь на то, что магазины стоят пустые и невозможно пользоваться банкоматами, а в остальном никакого «хаоса».
 
Совсем другой пример этой же войны и тоже не из фейсбука взятый. Ещё только месяц назад мой знакомый из Харькова писал, что надеется и верит, что скоро всё закончится, и мы вскоре наконец увидимся. Прошли недели – он мне пишет в скайпе, что Путин «ваш» – фашист, а российские солдаты - оккупанты. И это всего за месяц.
 
Написаны тонны книг, как работает машина пропаганды, существует масса афоризмов. Но иногда надо ведь и честь знать. Тот, кто разбирается, увидит нестыковки в телесюжетах: вот солдат снят с одной точки, монтажная склейка, и мы видим то, что Кубрик называл «невозможным кадром». Камера не может находиться физически на этом месте, соответственно, или это другой снайпер, или кукла, или «хвост виляет собакой». Я даже приведу более точные слова более точного в формулировках и уж тем более заслуживающего внимания человека Киры Муратовой, которые она сказала в интервью colta.ru: «Зомбированию можно противостоять, анализируя вещи самостоятельно. Я хорошо разбираюсь в монтаже. Российские каналы использовали часть кадра со снайпером, стреляющим в одну сторону, а украинские — с тем же снайпером, палящим в другую. Я видела кадр целиком: видно, как снайпер лежит и, постреляв в одну сторону, с неудобством поворачивается и стреляет в противоборствующую сторону».

Жители полуострова в процессе передачи гуманитарной почты кричат на камеру: «Крым! Камчатка с тобой!» Крымчане должны быть счастливы.


Да, зомбированию действительно можно противостоять, но когда в ход идёт мощная машина пропаганды, то рождается эффект массовой истерии, самым абсурдным его проявлением можно считать гордый сюжет со льдов Берингова пролива, где жители полуострова в процессе передачи гуманитарной почты кричат на камеру: «Крым! Камчатка с тобой!» Крымчане должны быть счастливы.
 
Да о чём мы говорим, если вечером перед референдумом в Крыму ведущий спортивных новостей Первого внезапно меняет костюм с сочинской символикой на нечто с орнаментом из русских, украинских и древнеславянских символов. И сразу же после него на том же канале начинается, казалось бы, невинный «малахов», в котором вспоминают эпопею о «Будулае». Я ни имею претензий ни к Малахову, ни к его профессионализму, ни к самому фильму (хотя, конечно, вру, у меня масса вопросов к этой цыганской мелодраме - но это совсем другая история), но вот в субботний прайм идёт программа про сомнительный с точки зрения художественной ценности телесериал. Как и полагается, сначала давят зрителям и самим себе на слёзные железы, но вот спустя полчаса ностальгии и воспоминаний за столом появляются хоть и известные люди, но не имеющие никакого отношения к многострадальному Будулаю, которые говорят примерно  следующее: «Россия не бросила молдавского артиста, вылечила и выходила его». А потом начинается и вовсе макабр: «Спасибо России за то, что спасла молдавский театр, молдавскую культуру». За тем следует вполне скромный ответ: «Ну что вы, право, Россия ведь своих не бросает». Казалось бы, при чём здесь…

Так вот, о Курске. К сожалению, к счастью ли, но моя гениальная идея провалилась с оглушительным грохотом. Журналисты на вопрос: «Как вы боретесь с навязчивой пропагандой из Москвы? Какую сторону вы занимаете в информационной войне?» - мне отвечали только непонимающим взглядом. Зайдя с другого угла, я продолжал допытываться: «А что с наплывом иммигрантов с Украины?» Ответ: «Ну… Наверное, есть иммигранты, но я лично ни одного не видел». «Кто организовал стотысячный митинг, показываемый всеми телеканалами [население Курска – чуть менее пятисот тысяч]?» Да не было ничего особенного. Как всегда, кого-то согнали, кто-то сам пришёл. Я уже потерял всякую надежду, но тут мне сообщили, что «была сенсация». Губернатору поступали угрозы.
 
- Куда? Как? - всполошился я.
- На официальной странице ему угрожали, называли фашистом.
- Кто? Что сделали спецслужбы?
- Да ничего. Какие-то хулиганы анонимные написали, и их забанили.
 
Зато мне с куда большей охотой рассказывали, что больше заботит простых жителей: не политика, не Крым, а чтобы было на что есть, чтобы дети в детские сады и школы ходили. И в подтверждение этому мне показали телесюжет с того самого митинга. Все, разумеется, были за русских, «своих не бросаем» и так далее. Кроме одного случайного прохожего. «Да мне, собственно, без разницы, лишь бы не платить за это», - это был единственный «оживляж» репортажа.
 
Мы с вами, конечно, всё понимаем. Что важно, чтобы «было на что есть». И чтобы не платить. И что мы своих не бросаем. И что национальные интересы иногда таковы, что ради них можно и «Будулаем», и Олимпиадой прикрыться. Но вот только не надо передёргивать. Не надо манипулировать теми, кто плохо разбирается в технологиях. Не надо превращать моих простых соотечественников в оголтелых пропагандистов. Не надо решать за нас. За меня. Простите за пафос. Больше не буду. Ведь, в конце концов, Камчатка, действительно, может быть с Крымом навек. 

Комментарии

Комментариев: 1

хм, дак это ж все азбучные истины. вот и в этом видео все про то же говорится: http://www.youtube.com/watch?v=PEKvlDvMGeM

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 13467
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 11688
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 5627
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4342
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее