Слова

«Необходимо, чтобы система производства жанрового кино заработала как конвейер»

Режиссер фильма ужасов «Владение 18» Святослав Подгаевский о порочном круге, мешающем развитию отечественного хоррора.

  • 14 марта 2014
  • 670
Павел Орлов

Выходящая в прокат картина «Владение 18», посвященная опасностям, подстерегающим жителей новостроек, — редкий для отечественного кино опыт в жанре фильма ужасов. О том, как создавалась лента, а также о перспективах развития хоррора по-русски в интервью tvkinoradio рассказал режиссер Святослав Подгаевский.




— Жанр фильма ужасов в российском кинематографе далеко не самый успешно развивающийся и востребованный. С чем, по вашему мнению, это связано?

— По моему мнению, это связано с прокатом. Продюсеры выделяют деньги в первую очередь на то кино, на котором можно заработать. А у нас были примеры фильмов ужасов, которые особо не окупились, принесли одни лишь убытки. У публики в общей массе, вероятно, нет расположенности к хоррорам. Конечно, у нас есть ценители жанра, но их не так много, как в той же Америке. Вдобавок к этому у нас и залов очень мало. В таких условиях, разумеется, охотней финансируются, скажем, комедии.

— В отечественном кино, по сути, традиция фильма ужасов отсутствует. Следует ли нам в этой ситуации ориентироваться на законодателей жанра, на Голливуд или на кинематографистов страны Азии, или все-таки стоит искать и разрабатывать свою традицию?

— Ну, голливудские хорроры в принципе очень качественные по всем параметрам, и технически, и истории у них всегда проработанные. Они уже 90 или 100 лет не прекращая эти фильмы ужасов снимают, и с ними тягаться очень тяжело. Я не хочу сказать, что нам нужно заново изобретать этот жанр, но мы объективно имеем меньше опыта. Поэтому на данном этапе, мне кажется, нам просто нужно стараться делать более качественные вещи на уровне сценария, на уровне режиссуры. А будет это направлено на какие-то наши тенденции, или американские, или японские — это не столь важно. Зритель, думаю, просто хочет потратить свои деньги на что-то качественное. А что касается нашей традиции, у нас она все-таки есть — литературная. Возьмите того же Николая Гоголя.




— А были ли у вас какие-то референсы, когда вы работали над «Владением 18»?

— Мы опирались в основном на такие более психологические вещи, как, например, «Астрал». Может быть, там не очень много каких-то именно зрелищных элементов, но по построению и нагнетанию саспенса мы пытались соответствовать.

— Что привлекло вас как режиссера в проекте «Владение 18»?

— Для меня в первую очередь это была возможность снять дебютный полный метр. Причем полный метр именно жанровый — не что-то такое расплывчатое, артовое, не всегда понятное, но вместе с тем и не комедия, под которую сейчас проще всего получить деньги, но которая мне совершенно не интересна. Ну и вообще у меня сердце лежит ко всему, что в области хоррора, триллера. История на уровне синопсиса показалась мне интересной. Мне, к примеру, понравилась сама идея, что действие происходит не в каком-то там старом доме, как обычно, а в новостройке. То есть, подкупало, что бытовые условия очень близки к нашей российской действительности.




— Жанр фильма ужасов для вас находится исключительно в плоскости развлекательного кино, или вы допускаете в нем возможность некой многослойности?

— Если брать «Владение 18», то это кино довольно простое. Каких-то особых углублений у нас там нет, все 100% выдержано в развлекательном ключе. Но это просто изначально ставилась такая задача. Конечно, мне как автору было бы интересно сделать какие-то вещи более сложные в эмоциональном плане, как это делал Роман Полански, например. Но опять же, на подобное кино у нас очень сложно будет найти финансирование, потому что зритель в большинстве своем ходит на совершенно четкие жанровые вещи.

— Съемки фильма прошли в 2012 году. С чем связано то, что картина выходит в прокат спустя почти два года?

— Пост-продакшн был закончен в прошлом году, весной. Поскольку бюджет фильма ограничен, некоторые работы по пост-продакшну, к примеру, связанные с графикой, затянулись. Потом еще прошел год, но это связано исключительно с прокатчиком, его планированием, как и когда лучше кино выпустить. Тут, кстати, интересный момент есть. Считается, что лето и зима — не самое удачное время для фильмов ужасов, их лучше выпускать осенью или весной.




— На ваш взгляд, что необходимо для дальнейшего успешного развития жанра фильма ужасов в России? И возможен ли в перспективе выход наших хорроров на уровень зарубежных производителей?

— Необходимо учиться, и необходим просто опыт. Сейчас нам в основном не хватает каких-то вещей, к которым можно придти только опытным путем. На мировой уровень конечно можно выйти, люди, во всяком случае, пытаются. Но это, знаете, как с производством автомобилей. Чтобы снималось хорошее кино, должны быть соответствующие специалисты. Но тут получается какой-то порочный круг. Жанровое кино должно окупаться, соответственно должна существовать нормальная система проката. Людям, чтобы подняться профессионально на уровень выше, необходимо постоянно снимать. А значит, необходимо чтобы система заработала как конвейер: снимаем, выпускаем, приносим продюсерам доход, и снимаем снова. Но кино-то у нас доход приносит не очень большой. Поэтому конвейер не работает. И значит, опыта люди не набираются. Вот это основная загвоздка, которая мешает нам и писать достойные вещи, и снимать достойные вещи, и вообще достойно работать всем цехам, которые заняты в производстве жанрового кино.


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8973
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4658
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3841
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2046
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1769
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1632
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее