Слова

«Если бы Лев Толстой жил сегодня, он писал бы телесериалы»

Как продать сценарий и работать с друзьями, какой выбрать жанр и сколько времени готовить актеров. Об этом и не только рассказал известный английский продюсер Дэвид Уилкинсон на открытой лекции в Москве в рамках фестиваля «Новое британское кино»

  • 12 ноября 2015
  • 1981
Родион Чемонин

Дэвид Уилкинсон, продюсер
Дэвид Уилкинсон, продюсер, сценарист, актер
 


Работайте с историями и будьте осторожны с идеями


Я не верю в авторское кино. Всё это ерунда. Можно снять отличный фильм с превосходным сценарием, но плохим режиссером. Как и наоборот, можно снять отвратительный фильм с великим режиссером, но ужасным сценарием и, как следствие, плохим продюсером. Это очень не модно то, что я сейчас скажу, но всё решает история. 

Всё идет от сценария. Каждая реплика должна двигать сюжет. Если бы Лев Толстой жил сегодня, он писал бы телесериалы. Моя дочка занимается видеоартом, она часто говорит мне о визуальной составляющей, но я отвечаю: «Нет! Всё может быть безумно красиво снято, но если история не дотягивает, вы потеряете зрителя!»  

Работайте с историями и будьте осторожны с идеями / Дэвид Уилкинсон
Дэвид Уилкинсон, продюсер фильмов «Англия Чарльза Диккенса», «Дилан Томас: обратный путь», «На маяке» и др.

Существует копирайт на сюжеты и сценарии, но нет копирайта на замыслы. Я много раз рассказывал кому-то свои идеи, и потом они были сворованы и реализованы. Я как-то придумал документальный фильм про известнейшего ветеринарного врача Джеймса Хэрриота и в поисках инвестора связался с одним из телеканалов. Они мне говорят: великолепно, мы как раз снимаем фильм про Хэрриота, прямо сейчас работаем над ним! Я говорю: ну, тогда вы должны были связаться с Элфом Уайтом (а это подлинное имя Хэрриота), чтобы снимать эту историю. Он в курсе? В общем, они не знали, ни кто такой Хэрриот, ни Уайт. Они просто украли мою идею за время нашего разговора. 
 


Снимайте фильм на всё, что угодно. Только не увлекайтесь мокьюментари


Когда я начинал, профсоюзы очень сильно контролировали кинопроцесс. Нельзя было делать кино с микробюджетом, только с большим. Сейчас можно просто пойти и снять свой фильм на iPhone. Например, «Мандарин», который как раз был снят на телефонную камеру. О нем говорили на любой вечеринке, в «Сандэнсе», во всех интервью. Это крошечное кино сейчас прокатывает в США одна из крупнейших американских дистрибуторских компаний. 

Дэвид Уилкинсон
Дэвид Уилкинсон в 2015 году выступил в картине «Первый фильм» в качестве сценариста, продюсера, режиссера и актера

Но если вы собираетесь сделать мокьюментари, то я вас огорчу: этот жанр давно вышел из моды. Никто их не покупает. Их наплодили огромное количество за последние пять–десять лет. Один мой друг снял мокьюментари, он залез в долги, его родители заложили дом, но никто не хочет этим фильмом заниматься. Это довольно смешное и любопытное кино, но его форма уже мало кому интересна.  
 


Учитесь оценивать перспективы жанра


Нет моды на киножанры. Точнее, есть популярность, но она быстро сходит на нет. В 90-е годы в Великобритании вышел фильм «Карты, деньги, два ствола». Изначально его никто не хотел распространять потому, что там заняты неизвестные актеры, да и жанр был выбран непопулярный – «гангстерский фильм». Но там появляется британский музыкант Стинг (не знаю, популярен ли он у вас), а его жена, Труди Стайлер, продюсировала это кино. Поскольку Стинг рисковал своими деньгами, то он отправился в компанию PolyGram, с которой у него был контракт и которая только-только создала небольшую дистрибуторскую фирму. Он пришел  и говорит: «Вы знаете, через два года у меня заканчивается с вами контракт, нужно будет его обновлять. А тут как раз Труди закончила фильм, в котором я снялся. Не поможете ли вы нам в его продвижении?» 

Кадр из фильма «Карты, деньги, два ствола»
Кадр из фильма «Карты, деньги, два ствола»

Через неделю дистрибутор согласился на предложение и взялся за прокат «Карты, деньги, два ствола». И, вопреки мнениям многих, этот фильм оказался удивительно популярным в Великобритании, его актеры стали суперзвездами. И что дальше? Тут же было снято 200 гангстерских фильмов. Я даже участвовал в дистрибуции двух картин этого жанра. За три-четыре года все ужасно устали от них. Жанр начал отмирать. Мы и сейчас продолжаем выпускать гангстерские фильмы, но уже для DVD.  
 


Везде мелькайте, со всеми знакомьтесь


Что такое хороший актер? На этот вопрос нет ответа. Знаете такого актера – Юэна МакГрегора? Так вот, по-моему, это наискучнейший актер на свете. Ему просто повезло, что он попал в «Звездные войны». Но это только мое мнение, ведь всем остальным он нравится. Моя жена говорит: «Как ты можешь не любить Юэна МакГрегора? Он отличный актер», – но я думаю, это потому, что она работала с ним.

Юэн МакГрегор
Юэн МакГрегор в «Звездных войнах»

Главное в хорошем актере – это упорство. Множество артистов сдаются потому, что у них – семья, дети, они не могут сидеть и ждать звонка от хорошего продюсера или известного режиссера. Некоторые просто бросают профессию. Мой совет – везде мелькать, со всеми знакомиться, браться за любую роль. Желательно, конечно, не доходить до экстрима и не играть в порно, но любой опыт полезен.

Для меня, как человека, сначала работавшего в качестве актера, а уже только потом – продюсера, самым интересным в моей первой профессии является вот что. В театре очень долго идет поиск исполнителей ролей. В кино же, по моему опыту, много времени уходит на то, чтобы найти бюджет, и всего восемь недель, чтобы собрать всех актеров. Обычно бывает так, что изначально рассматриваемые люди не могут участвовать, и тогда кастинг-директоры обращаются к своим старым записям, а могут и вовсе объявить группе: нужно найти такую-то девочку с таким-то акцентом. У меня был случай, когда мы вышли на актрису через оператора. 

Репетировать с актерами перед съемками или нет – это вы должны решить сами. Если вы спросите актеров, они выскажутся за репетиции. Но очень часто это непрактично. Есть режиссер Майк Ли (у него недавно вышел «Уильям Тёрнер», который мне показался ужасно нудным). Он работает так: собирает всех актеров, они обсуждают фильм, вырабатывают идею, задают себе вопросы и ищут ответы на них. Всё это продолжается больше шести месяцев. Это немного странный способ и, возможно, эффективный. Фильмы Майка Ли очень популярны. Но это очень дорого. 10-20 актеров заняты в течение полугода! 

Кадр из фильма «Пианист»
Кадр из фильма «Пианист»

А есть другие режиссеры. Например, Роман Полански. Мой большой друг, сценарист Ронни Харвуд, работавший с ним на «Пианисте», рассказывал, что Полански уверен, что актеры в жизни должны совпадать со своими персонажами. Когда он снимал «Оливера Твиста», ему был нужен исполнитель роли Билла Сайкса. Полански не может, как вы, вероятно, знаете, выезжать за пределы своей страны, и ему присылали видеозаписи. Просматривая их, он нашел Джэйми Формана на эту роль. Когда режиссер по кастингу спросил у Полански, когда нужно Форману приехать, чтобы познакомиться, тот ответил: «Зачем ему приезжать? Я уже увидел всё, это Билл Сайкс». И Джэйми увиделся с Романом уж на площадке.
 


Готовьтесь к встречам с sales-агентами


Если вы хотите заявить о себе в Берлине, в Канне, даже не пытайтесь никому показывать ваш сценарий или заявку. Распечатайте листок А4, на одной стороне которого будет много фотографий, характеризующих вас или ваш проект, – своего рода постер, а на другой напишите имена или названия, которыми вы хотите привлечь внимание. Наверняка у вас есть какая-то организация, представляющая Россию в Канне или в Берлине, - идите к ним. 

Дэвид Уилкинсон

Для удачи на Каннском кинорынке, прежде всего, определите для себя sales-агентов, компании, которые, как бы вам хотелось, смогли прокатывать ваш фильм за рубежом. Обычно, у каждой из них по 12 фильмов в год, и они ищут продукт. Подготовьтесь, подберите фильмы, похожие на ваш, и посмотрите, кто был их sales-агентом. Не приезжайте на Каннский кинорынок с первой среды по понедельник, потому что в эти дни все агенты очень заняты. Приезжайте в последующие вторник-среду-четверг, когда шум стихает, все скучают, покупатели уезжают, а sales-агенты начинают искать картины поменьше, и, возможно, вы сможете заинтересовать кого-то из них. 
 


Осторожно работайте с друзьями


Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг всегда работают с друзьями. Но они при этом  заключают контракты с ними, прежде чем начнут работать над тем или иным проектом. Просто по мере развития работы каждый из членов группы начинает думать о своей роли в фильме по-другому, чем это было в самом начале пути. Я тоже попался в эту ловушку. Сейчас в работе над одним телепроектом мне помогает лучший друг. И теперь обязательно нужно составить «меморандум», где будет прописан каждый из этапов работы, потому что дальше будет сложнее, возникнут разногласия. В истории есть много примеров картин, которые не завершались из-за того, что участники не смогли договориться. Решите всё заранее, напишите контракт.

Я очень часто сидел отборщиком на фестивалях или в жюри. И меня всегда расстраивала правда: фильмы, которым мы присуждаем награды, далеко не лучшие. Если у вас 10 членов жюри, вы должны найти компромисс. И поэтому, вручая награду, ты понимаешь, что победитель просто более или менее устраивает всех, но это не значит, что он гениален.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3965
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 2417
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2380
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 1930
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1411
    Практика

    Как Пол Маклис монтировал «Малыша на драйве» прямо на площадке

    Монтажная тележка, работа на обочине дороги и поездки на съемочном трейлере: что ждать монтажеру, который вынужден присутствовать на съемках каждый день

    • 13 июля
    • 1294