
Правила жизни голливудского оператора
Как выдержать конкуренцию, сколько надо ходить в ассистентах, стоит ли сражаться за каждый кадр, с кем дружить на площадке и почему важен хороший запах. Семь матерых профессионалов рассказывают о тонкостях операторской работы
- 10 ноября 2015
- 22522

Слева направо. Члены ASC: Пол Мейбаум, Патрик Кэди, Питер Мосс, Джордж Спиро Диби, Хаскель Векслер, Билл Беннетт и Питер Леви приветствуют студентов из Технлогического университета Квинсленда (Queensland University of Technology) / Фото: Алекс Лопес
Что должен сделать иностранец, чтобы пробиться в Голливуд



Как добиваться успеха в конкурентной среде

Диби: Вы сможете работать лишь день или два в неделю, так что следите за каждой копейкой. Это будет непросто поначалу, но сделайте это! И старайтесь пахнуть хорошо – я не шучу – вам же работать со звездами!

Мосс: Я начинал как второй ассистент оператора в Сиднее на маленьком, ужасном фильме, назывался «Камень». Я просто вошел в студию, когда они только начали снимать. Никто не хотел делать черную работу за смешные деньги. А я – сделал. И мне понадобились долгие десять лет, чтобы стать оператором.
Леви: В прежние годы в кино существовало неформальное наставничество. А назвать себя кинооператором ты мог, только поработав дюжину лет ассистентом, что не всегда соблюдалось. В 1969-м я был ассистентом оператора на моем первом документальном фильме. И только в 1984-м я смог пожать руку оператору-постановщику и сказать: «Я – такой же». Это значит, что ты стал мастером и можешь снять все, что угодно. Стань тем, чья работа стабильно хороша – это единственное, на что ты влияешь. Остальное – лотерея.

Как формируется творческое видение проекта
Диби: В телесериале этот процесс начинается со сценария, но сам стиль телешоу задает исполнительный продюсер. Этому человеку оператор-постановщик и должен понравиться. Режиссеры, обычно, приходят и уходят каждую неделю (по одному на серию).

Питер Мосс и Джорж Спиро Диби
Беннетт: В рекламе основная часть творческого процесса завершена к тому моменту, когда приходит оператор – агентство сделало раскадровки, а режиссер закончил разбираться с концепцией. Мне нужно понравиться не только режиссеру и продюсеру продакшн-компании, но еще и людям из рекламного агентства, у которых есть право вето на все, чем мы занимаемся. А еще есть заказчик, который может зарубить вообще все, поскольку это он платит деньги. Настоящее минное поле для прогулки!

Кэди: Когда я читаю сценарий, чаще всего передо мной стоит вопрос: «Как это показать?» Запомните, кино может быть только о том, что люди говорят или что делают. Вам надо показать разницу между этими действиями, чтобы создать драматизм истории. Если я не уверен, что и почему делает персонаж, я спрошу режиссера, а у хорошего режиссера всегда будет ответ. Этот ответ мгновенно объяснит, каким должен быть кадр. Читая сценарий в первый раз, я стараюсь не думать о бюджете, но в то же время, оператор-постановщик должен, знать, как реализовать мечту на практике.

Патрик Кэди и Питер Мосс
Мосс: Я всегда попадаю в ловушку, читая сценарий, поскольку подробно представляю себе некоторые кадры. На втором или третьем чтении я чувствую темп сценария. Я уже давно работаю оператором и знаю, что операторы обычно вкладываются в темп подсознательно, например, через свой метод панорамирования. Я также думаю о том, как дать истории раскрыться. И мне кажется, что сценарии часто страдают клаустрофобией. Я постоянно хочу добавить пару широких кадров с маленькими фигурками, а это часто приводит меня к проблемам.
Леви: Происходит процесс отсева: сколько у нас времени, сколько денег, какая команда? Потом манипулируешь тем, что есть. Не привязывайтесь ни к чему, будьте готовы к переменам в любое время. В пилотной серии к «24» (2001) мы собирались поставить ночную любовную сцену на пирсе под Санта-Моникой.

Кадр из фильма «24» (2001) / Оператор Питер Леви
В моем воображении все было отлично: на заднем плане колесо обозрения, свет падает через планки променада. Мне нравился кадр, и я представлял, как буду его делать. По целой куче причин мы в итоге сняли эту сцену на крыше мебельного магазина в районе Ван Найс. И получилось фантастически, намного лучше, чем было бы на пирсе.
О сражениях с режиссером за каждый кадр
Мейбаум: Я готов отстаивать то, чтобы на съемочной площадке уважали каждого, но я никогда не буду «воевать» за кадр или за сцену. Если вы считаете допустимым ссориться с режиссером, подумайте еще раз. Вы должны сотрудничать и знать, когда отступить. Конечно, всегда переживаешь за то, что делаешь, но я верю, что зрители не смотрят кино и сериалы лишь из-за того, как они сняты. Они впечатляются актерами, самой историей, а то и режиссером. Если есть потрясающая игра актеров, удивительный сценарий и необычные съемки, проект может преуспеть.
Мосс: Eсли время играет против того, чтобы вы сделали кадр, то не стоит ломать копья. Да вас просто уволят. Главное – это уметь работать в определенных временных, бюджетных и творческих рамках. И помнить, что есть несколько человек, чье мнение поважнее вашего. В этой работе пригодится смирение.

Кадр из фильма «Вспышка» (1984) / Оператор Питер Мосс
Леви: Нужно бороться за важные кадры, но знать, когда стоит отступить. С одной стороны, наша работа состоит в том, чтобы соглашаться с режиссером, с другой – мы являемся хранителями визуального стиля, стилистической однородности в каждом кадре. Если оператор-постановщик хоть на секунду перестанет об этом беспокоиться, никто не подхватит его дело. Где проходит тонкая линия между повиновением и принципиальностью собственной позиции, я не знаю, но я занимаюсь этим вот уже 46 лет.
Кэди: Если режиссерская идея отличается от вашей, все, что вы можете сделать, это несколько раз пояснить свою задумку, а потом – отпустить ситуацию. Порой, когда работаешь с начинающим режиссером, можно вести его за собой. В последнее время я часто снимаю телепередачи с одной камеры и стараюсь поставить больше света еще до финальных проб. Когда нужные лампы включены, когда вы смотрите на сцену под идеальным, по вашему мнению, углом, у вас есть видоискатель и объектив, подходящий под задачу, к вам подойдет режиссер, чтобы посмотреть на композицию, а вы ему скажете: «Думаю, нам нужно что-то вроде этого».
О сотрудничестве с гаффером
Мейбаум: Когда я набрался опыта, то дал моему осветителю больше свободы и гибкости. Думаю, это очень важно, чтобы осветитель и cтарший рабочий-механик смотрели на репетиции не со стороны, попивая кофе. Рекомендую нанимать лучших из возможных людей, а потом – доверять им. Кроме того, потрудитесь говорить «пожалуйста» и « спасибо», когда просите что-то сделать.

Кадр из сериала «Блудливая Калифорния» / Леви получил Эмми за пилот к «Блудливой Калифорнии»
Леви: Первым делом, когда я появляюсь на съемочной площадке, жму руку бригадиру осветителей и старшему механику. Вечером делаю то же самое, чтобы поблагодарить их за отличный рабочий день. Выстраивание освещения с настоящим профессионалом своего дела – одна из самых приятных частей съемки.
Диби: Я всегда говорил: «Я – птица, а осветитель и механик – мои крылья». Они должны ощущать себя частью процесса.

Джордж Спиро Диби отвечает на вопросы студентов
Кэди: Я был и электриком, и бригадиром осветителей, а потом начал снимать сам. Теперь я просто говорю: «Вот, что нам нужно сделать, и вот, как оно будет работать…» – и очень хорошие техники могут выстроить все, опираясь только на эту идею. Обычно я говорю: «Остановите меня, если я уже перестал рассказывать о моих проблемах и начал говорить о решениях».
Беннетт: Иногда страшно нанимать опытного гаффера на свой первый (или второй) проект. Но вам стоит понять, что эти люди находятся в поисках лидерства, и когда вы предоставите им свободу действия, будете уважать и учитывать их мнение, всей командой они встанут у вас за спиной, и это даст потрясающие результаты. Во время моей первой работы в качестве оператора-постановщика я пребывал в ужасе, но был достаточно умен, чтобы нанять бригадира осветителей возраста моего отца – у него был 20-летний опыт! Я сказал ему: «Вот, что мы должны получить». Это была великолепная школа, старт моей карьеры. Впоследствии я работал с ним еще много лет. Иногда он отводил меня в сторону и говорил: «Это действительно плохая идея, может быть, вы захотите попробовать сделать по-другому?» – и я прислушивался к нему.
И несколько слов о взаимодействии с актерами
Мейбаум: Этот бизнес строится на доверии. Крайне важно, чтобы ваша команда доверяла вам, режиссер доверял вам, актеры доверяли вам. Они обнажают свои души на камеру для зрителей, веря, что все будет снято должным образом. Я рекомендую сходить на курсы актерского мастерства, если вы еще этого не сделали, у вас появится больше уважения к тому, чем занимаются актеры.

Кадр из фильма «Сыны анархии» / Оператор фильма Пол Мейбаум
Беннетт: Теперь, когда у нас есть действительно хорошие мониторы, режиссеры – все дальше и дальше от съемочной площадки, и это смущает. Актер стоит тут, прямо перед камерой, порой выворачиваясь наизнанку, и тут режиссер кричит «Снято!» из своей палатки в паре сотен метров от нас. Актер поднимает глаза и что он видит? Меня, оператора камеры, и ассистента оператора, но никто из нас не может дать ему никакой полезной информации о его игре. Я-то стою здесь, но мой интерес только в освещении и фокусе камеры. Если кто-то из вас станет режиссером, пожалуйста, работайте ближе к съемочной площадке, чтобы поднявший глаза актер в первую очередь видел вас.
Билл Беннетт (Bill Bennett) – один из лучших операторов рекламных роликов на протяжении 20 лет. Патрик Кэди (Patrick Cady), среди последних работ – «Исправлять ошибки» (Rectify) и «Следствия по телу» (Body of Proof). Питер Леви (Peter Levy) получил Эмми за пилот к «Блудливой Калифорнии» (Californication) и телефильм «Жизнь и смерть Питера Селлерса» (The Life and Death of Peter Sellers). Пол Мейбаум (Paul Maibaum), среди его работ – «Сыны анархии» (Sons of Anarchy) и «Папочка» (Baby Daddy). Питер Мосс (Peter Moss) работал на картинах «Поведать миру» (Tell the World) и «Тени прошлого» (The Cutter). Хаскелл Векслер (Haskell Wexler) получил награду киноакадемии за «Кто боится Вирджинии Вульф» (Who’s Afraid of Virginia Woolf) и «На пути к славе» (Bound for Glory). Джордж Спиро Диби (George Spiro Dibie) получил пять Эмми, из них две за сериал «Проблемы роста» (Growing Pains). |
Источник: www.theasc.com
Комментарии