Практика

35 золотых правил режиссуры от Сэма Мендеса

Оскароносный автор «Красоты по-американски», «Дороги перемен» и двух частей «бондианы» делится советами, которые помогут режиссерам стать свободнее и счастливее

  • 3 ноября 2015
  • 15087
Павел Орлов

Сэм Мендес, режиссер
Сэм Мендес, режиссер

01. Всегда подбирайте хороших соавторов. Звучит очевидно, но нужно понимать, что хороший соавтор — это тот, кто не согласен с тобой. Это означает, что человек увлечен, что у него есть своё мнение, и если он говорит «да», то он действительно так считает.  

02. Старайтесь делать обычное непривычным, а необычное привычным. Ставьте Шекспира так, как будто работаете с новым произведением, а новое — так, будто имеете дело с Шекспиром.

03. Если будет возможность, обязательно поработайте с Джуди Денч. 

На съемках фильма «007: Координаты „Скайфолл“» / С актрисой Джуди Денч

На съемках фильма «007: Координаты „Скайфолл“». Сэм Мендес с актрисой Джуди Денч

04. Научитесь говорить: «Я не знаю ответа». Это помогает начать отличный репетиционный день.

05. Посетите античный амфитеатр в Эпидавре в Греции. Это поможет понять, частью чего вы являетесь, изменит ваше представление о мире. Если вы художник, вы почувствуете себя в центре этого мира и уже никогда не будете ощущать себя на периферии.  

06. Ради бога, не называйте постановки и фильмы «вершинами» или «пиками». Презирайте слово «абсолютный». А если слышите, как кто-то употребляет слово «шедевр», знайте, что этот человек просто не понимает, что делает. Погоня за совершенством — дело для дураков. 

07. В вашей режиссуре должен быть секрет. Иногда это какие-то важные вещи. Например, «Красота по-американски» для меня была фильмом о собственной юности. «Проклятый путь» — о детстве. «Координаты “Скайфолл”» — о зрелости и конечности всего живого. Но иногда это могут быть и какие-то мелочи, совсем простые идеи. Например, можно представить, что съемки проходят в ночном клубе. В общем, хорошим сценарием недостаточно просто проникнуться, нужно сделать его своим и только своим.


Кадр из фильма "Красота по-американски"
Кадр из фильма «Красота по-американски»

08. Уверенность обязательна, а вот эго — нет.

09. Театр — это среда драматурга и актера. Режиссер тут третьестепенная фигура. Так что, если вы хотите потешить свое самолюбие, лучше снимайте кино.

10. Наденьте шоры на глаза. То есть не читайте рецензии. Вам достаточно знать, положительные отзывы или отрицательные. Когда я только начинал, художников было больше, чем критиков, теперь же на каждое произведение публикуются тысячи отзывов. Каким бы сильным человеком вы ни были, уверенность в себе штука необходимая, но очень хрупкая. Так что берегите её. Как писал Т.С. Элиот: «Научи нас вниманию и безразличию». 

11. Запустите театр. Спектакль вещь временная, но здание неизменно. Так что постарайтесь сделать что-то, что останется после вас, будет использоваться и будет любимо другими.

12. Никогда не поздно узнать что-то новое. Я лишний раз убедился в этом, когда учился кататься на лыжах со своим десятилетним сыном. Он-то, конечно, освоил всё за десять минут, а вот я потратил четыре дня, чтобы научиться, и всё это время выглядел как полный придурок. Но не бойтесь показаться придурком. Это естественная часть процесса обучения.  

На съемках фильма «007: СПЕКТР»

На съемках фильма «007: Спектр»

13. Не существует правильного и неправильного. Есть только интересное и менее интересное.

14. Живопись, литература, поэзия, музыка — совершенные виды искусства. Театр и кино могут многое позаимствовать у них. 

15. На Бродвее нет такой вещи, как предварительные просмотры.

16. Как сказал Питер Брук: «Путешествие к цели — это и есть цель». Не думайте о конечном результате, а тем более о, прости господи, реакции аудитории. Думайте о счастье открытия нового и о самом процессе работы. Одна из моих любимых строк в «Гамлете» принадлежит Полонию: «Переходите прямо в наступленье, не подавая вида». 

17. Научитесь вовремя затыкаться. Я вот пока работаю над этим навыком.

18. Если в вашей команде двадцать человек, значит, у вас ещё двадцать воображений. Используйте их.

Съемочная группа фильма «007: Координаты „Скайфолл“»: Наоми Харрис, Дэниэл Крэйг, Беренис Марло, Ола Рапас и продюсеры фильма Барбара Брокколи и Майкл Г. Уилсон 

Съемочная группа фильма «007: Координаты „Скайфолл“»: Сэм Мендес, Наоми Харрис, Дэниэл Крэйг, Беренис Марло, Ола Рапас и продюсеры фильма Барбара Брокколи и Майкл Г. Уилсон 

19. Пожалуйста, запомните, что «Оскар» — это всего лишь телешоу.  

20. Не мешкайте. Роберт Фрост заметил: «Говорите всё чуточку быстрее». Он был прав. 

21. Вторая работа над мюзиклом всегда оказывается лучше первой.

22. Научитесь нести ответственность за всё. Если сценарий был негодный, значит, это вы плохо поработали с его автором. Если актеры завалили роли, значит, это вы завалили роли. Если декорации, свет, постер, костюмы были плохими, что ж, это вы их одобрили. Так что расправьте пошире плечи — вам многое придется на них вынести.

23. На экране ваш герой может убить пятьсот плохих парней, но если он выкурит хоть одну чертову сигарету — вы в ж@пе. 

24. Имейте запасной карьерный план. У меня это комментатор игры в крокет. Наверняка вам это не пригодится, но засыпать по ночам будет легче. 

25. Во время работы обращайтесь к себе двенадцатилетнему. Вы ведь были интересным ребенком. 

26. Не забывайте, что в один момент камеру можно направить только в одном направлении.

27. Снимая, вы играете в рулетку на чужие деньги. Если вы хотите поставить всё на черное, вы должны уметь объяснить почему.


Кадр из фильма «007: Координаты „Скайфолл“»
Кадр из фильма «007: Координаты „Скайфолл“»

28. Создание экшн сцен интересно только на этапе монтажа. Все остальные стадии — самая нудная работа, с которой вам когда-либо придется столкнуться. 

29. Будьте готовы к тому, что у вас получится полная ерунда.

30. Выбирая соавторов, не слушайте, когда люди говорят: «Я никогда не работал в большом кино». Если они чего-нибудь стоят, они всему научатся. Так же, как и я.

31. Необходимо научиться отключаться от лишнего шума. Угодить всем невозможно.

32. Тарантино, Спилберг, Нолан, Скорсезе, Гринграсс, Джей Джей Абрамс и Пол Томас Андерсон продолжают снимать на пленку. Для этого есть причина.

33. Режиссер пытается оседлать гигантскую волну, так что будьте готовы к тому, что она снесет вас. Но чувство, которое возникает, когда вам удается её поймать, не сравнимо ни с чем.

На съемках фильма «007: Координаты „Скайфолл“»

На съемках фильма «007: Координаты „Скайфолл“»

34. Когда вы взволнованы, не бойтесь вскочить с кресла и пропеть мотив из «Джеймса Бонда».

35. Никогда, запомните, никогда не забывайте о том, как сильно вам повезло, что вы имеете возможность заниматься любимым делом. 


Источники: Hollywood Reporter, Vanity Fair


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 3905
Практика

Может ли «фанатский» рекламный ролик повлиять на карьеру

Джоно Сенефф, режиссер неофициального ролика Tesla — о том, зачем снимать рекламу без заказа и стоит ли это того

  • 8 сентября
  • 2234
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1889
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 1854
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса

Накануне 60-летия Криса Коламбуса нашли список фильмов, повлиявших на классика жанра семейного кино, автора «Один дома» и первых фильмов о Гарри Поттере: нестареющие картины, на которых стоит учиться комедии, актерскому мастерству и разрушению канонов

  • 9 сентября
  • 1663
Практика

Короткометражка без бюджета и команды: чего ждать

За последние несколько лет технологии развились достаточно сильно. Но позволят ли они самостоятельно снять короткометражный фильм? Режиссер и оператор Льюис МакГрегор решил ответить на этот вопрос

  • 15 сентября
  • 1526
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее