Мнение

Всё лучшее – детям

Родион Чемонин рассуждает о том, что такое советские мультфильмы – лакмусовая бумага нашей зашоренности или проверка на прочность любви к «духовному», «доброму», «вечному»?

  • 3 марта 2014
  • 550
Родион Чемонин

Есть ощущение, что меня за всё нижесказанное будут отлавливать в тёмных переулках и безжалостно мочить. Но всё же. В современных российских семьях существует негласное правило. При рождении ребёнка мама и папа договариваются, что воспитывать малыша они будут только на советских мультиках. Договариваются с чувством собственного достоинства и заявляют об этом с гордостью другим таким же семьям. Такое братство каменщиков, где завершением инициации является одобрение: «Правильно, не нужны ему/ей эти американские тупые мультфильмы». Крошка Енот и «Ну, погоди!» против «ВАЛЛ-И» с Микки Маусом. В этой битве вопрос даже не стоит: будет ли чадо смотреть «телепузиков» или «улицу Сезам», - здесь постулируется принцип «советское значит отличное».
 


Да, в СССР было много мультфильмов. Отличные и совсем отличные. Настолько отличные от других, что некоторые образчики советской анимации нередко становились и становятся объектом для веселья интернет-сообщества. Такие мультики, как «КОАПП» или про старичка-лесовичка, всенепременно появляются на YouTube с хэштэгом #скольковыкурилрежиссёр. Недаром стиль отечественной кукольной анимации давно стал предметом не только культа, но и обсуждения в кино (вспомните эпизод с морскими волнами в «Науке сна» Мишеля Гондри). «Варежка» и Чебурашка поражают воображение японцев, то есть тех, кто создал кайдзю и Годзиллу, и прощается с жизнью, если их тамагочи безвременно скончался.
 
Только не бейте посуду, проверьте сами. Давайте сравним «Тома и Джерри» (классических, снятых Ханной и Барберой) с «Простоквашино» (с «Ну, погоди!» сравнивать легче, поэтому усложним задание). Сравните колористику, характер движения персонажей, наполненность кадра. Большинство огрехов по цвету «Простоквашина» и многих других союзмультфильмовских нетленок  (особенно жалко гениальный хитруковский мультсериал про Вини Пуха) можно списать на архивистов, которые неизвестно как хранили драгоценные плёнки в 90-е, после чего даже сейчас, вооружившись самыми навороченными технологиями, их чертовски трудно реставрировать. Но к кому обратиться с претензиями по заполненности кадра, по отсутствию второго и третьего плана? Понятно, мы настолько привыкли к любимым с детства фильмам, что «глаз замылился», но вы посмотрите их на свежую голову – и всё вылезет наружу. Посмотрите-посмотрите любимый «Простоквашино» придирчиво, вы увидите, что половина кадров совсем пустые или абсурдны. Около десяти лет назад, когда появилось «поколение падонкоф», подростки, вооружённые интернетом, сразу заметили странные метаморфозы носа дяди Фёдора и формы тела его мамы и выложили свои соображения в Сеть, чем сильно расстроили родителей: «Мы им наши добрые ценности показываем, а они над носами издеваются…»
 
Есть хорошее обоснование тому, зачем нашим детям нужно показывать советские мультфильмы: «Они духовные и умные». Это, получается, Миядзаки отупляет? А «пиксаровские» общепризнанные шедевры делают из детей дебилов? Или вот ещё железный аргумент: «Наши мультфильмы – добрые». А какой балл по уровню доброты можно дать детскому игровому фильму «Тот ещё…»? Хорошо, пример спорный, согласимся, этот наш «… Карлосон» неплохого и умного, кстати, человека Сарика Андреасяна - за гранью добра и зла, но тогда более очевидные мультфильмы «Король-лев» и «Бэмби» - они, выходит, злые? Даже если - что там, что там – буквально в первых сценах погибают родители главного героя?
 
Хорошо, о кей, давайте вспомним общепризнанную классику. В голову сразу приходит на ум великий Юрий Борисович Норштейн, его «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок». Первый – шедевр на все времена, второй – так и вовсе «Зеркало» Тарковского, только мультипликационный… Стоп. Вы действительно хотите, чтобы ваш ребёнок с детства смотрел Тарковского?
 
И вот тут нельзя не заострить внимание на пресловутом списке «100 фильмов, рекомендованных к просмотру» для школьных факультативов по киноискусству. Он ещё не утверждён, как и сами факультативы, но критики сделали свой выбор. В Top-10 от наших кинообозревателей вошли такие фильмы, как «Солярис», «Баллада о солдате», «Незаконченная пьеса для механического пианино» и прочие бесконечно мудрые фильмы отечественного кинематографа, включая уже упомянутый «Зеркало». Не знаю, что там делают критики из своих детей, подставляя им эти фильмы, но приведу пример из собственного прошлого.
 


Дело в том, что я в своё время проработал четыре года в школе учителем русского языка и литературы. Школа была сельской. Дети были неусидчивые. С трудной судьбой. С нелёгким прошлым. В общем, что там говорить, им были по барабану что Ожегов, что Пушкин с Достоевским. Поэтому когда школьная программа дошла до Гончарова, я придумал, по-моему, гениальный ход: не мучить детей «Обломовым», а показать им фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», который когда-то потряс меня не меньше, чем сам литературный источник. «Бивни» с восторгом приняли идею и даже согласились остаться дольше в школе, чтобы вместо двух уроков плюс почти час, смотреть кино, а не страдать над ненавистной ими книжкой.
 
Первые минуты просмотра прошли, как  натянутая струна. Получаса хватило для того, чтобы «зондеркоманда» поняла: препод им впаривает не кино, а полное фуфло. Начались шушукание, смех, к концу первой серии в классе стоял гвалт. У девочек начались «боли», чтобы отпроситься, у мальчиков что-то сделалось с мочевыми пузырями. Эксперимент закончился ничем. Шедевр Михалкова на основе классики русской литературы был не принят категорически и не прошёл теста на выносливость.
 
Это я к тому, что прежде чем пытаться приучить детей к нашим кино и мультикам, стоит посмотреть со стороны, насколько фильмы могут соответствовать ожиданиям. Забыть свои ощущения и воспоминания и подойти к предмету объективно. Я сам обожаю «Простоквашино», но это уже неконкурентноспособный продукт. Короткометражки Pixar и Aardman сегодня несут больше смысла, чем «Бременские музыканты», а «Маша и медведь» и «Фиксики» приковывают внимание детей сильнее, чем «карусель-карусель». Прежде чем сровнять с землей «Смешарики», стоит миллион раз подумать, чем они хуже «Лошарика».
 
И не надо винить во всём современное телевидение, оно-то как раз показывает советскую анимацию даже больше, чем нужно. В соответствии с российскими законами телеканалы должны транслировать детские программы в определённых объёмах, а так как тратиться на дорогой новый продукт никому не хочется, то с полок достаётся местами совершенно дикий по форме, содержанию и качеству контент, который раньше и показать-то было некому.
 
Не надо лицемерить, не всё советское значит отличное. Вспоминается отрывок из одного из спектаклей Гришковца, где Евгений Валерьевич вспоминает, как он в детстве с нетерпением ждал программу мультфильмов, и вот – началось, он преисполнен радостью, но там – упс, кукольный мультфильм про ёжика и зайчика («Как можно живому человеку показывать кукольные мультфильмы?» - говорит со сцены Гришковец). Но ведь это правда, никто из нас в детстве не любил кукольные мультфильмы про идиотских ёжиков и зайчиков.
 
Хотите проверить? Сядьте и спокойно посмотрите мультфильмы Владислава Старевича начала XX века. Если высидите до конца, то вы – кинокритик, если нет, то поймёте, что время меняется, технологии меняются, восприятие меняется. «Крокодил Гена» сегодня смотрится детьми, как сейчас нами – мультфильмы Старевича. Я сам терпеть не могу мультфильмы, сделанные на основе дешёвой флэш-технологии. Но прежде чем клеймить Pixar и Лассетера, Диснея и «Холодное сердце» сначала подумайте: а есть ли что-то «нетупое», «духовное», «доброе» и так далее в нашей современной анимации?
 
Проверено. Тот самый случай, когда проверено именно что временем.


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Мартирос Вашакидзе Москва Санкт-Петербург Пермь
    Согласен с автором! А "старое доброе советское кино" - тоже штамп! Кто сейчас смеётся над "Приключениями Шурика"? Только гопота и старики! Молодёжь ржот над камеди клаб
    Развернуть

    Лев Толстой Москва
    Еще скажите, что то же самое верно по отношению к старому доброму советскому кино. Готов поспорить, что там "нетупого", "духовного" и "доброго" гораздо больше, чем в современном кино, особенно американском.
    Развернуть

    Смотрите также