Практика

Словарь: Кинопрокат

Разбираем официальные термины и профессиональный жаргон российского и мирового кинопроката. Голый Вася, рейтинг, букер, ключ KDM и другие спутники дистрибьютора в его взаимоотношениях с бизнесом, рекламой, цифровым кинопоказом и законодательством

  • 27 октября 2015
  • 4311
Маргарита Васильева

Словарь: Кинопрокат
 

 

Бокс-офис

[box office]
 

– выручка от продажи билетов на фильм, кассовые сборы. В современном коммерческом кино именно показателями бокс-офиса измеряется успешность картины. Как правило, будет успешна лента или нет, ясно уже по кассовым результатам первого прокатного уикенда. Исходя из них, можно корректировать дальнейшую продолжительность проката фильма.

 

Букинг

[Booking]
 

– заказ и роспись копий фильма. Расписанные копии сначала печатаются, а потом развозятся по кинотеатральным сетям. 

 

Букер 

[Cinema booker]
 
– менеджер по кинопрокату, оценивающий запросы целевой зрительской аудитории и, на основе этого анализа, составляющий репертуарную сетку конкретного кинотеатра. Чтобы привлечь внимание букеров к своим релизам и продемонстрировать их кассовый потенциал, прокатчики устраивают презентации для представителей кинотеатральных сетей. Происходит это, как правило, на кинорынках.

 

Голый Вася


– нулевой отчет по фильму, предоставляемый прокатчику кинотеатром по итогам уикенда.

 

Дисипи

[DCP, Digital Cinema Package]
 
– цифровая технология, разработанная консорциумом ведущих мировых киностудий DCI (Digital Cinema Initiatives) для распространения и показа кинокартин в кинотеатрах. Минимальный пакет DCP состоит из пяти файлов: файл описания контрольных сумм, файл описания содержимого пакета DCP, компрессированный и зашифрованный MXF-файл изображения фильма, MXF-файл фонограммы фильма и файл, содержащий список воспроизведения всех компонентов фильма. DCP-версия полнометражного фильма может занимать более 100 Гбайт, короткометражного (15 минут) – около 30 Гбайт и легко входить на USB-флешку.

 

Кинорынок

[Film Market]
 
– специализированное мероприятие для основных игроков киноиндустрии. Кинорынки существуют практически при каждом крупном международном кинофестивале, а также на регулярной основе проходят в столицах стран с большими объемами кинопроката. Именно на кинорынках заключаются важные сделки между кинопроизводителями и дистрибьюторами, кинопрокатчиками и букерами. 

 

Ки-арт

[Key Art]
 
– ключевой и один из самых продающих элементов в продвижении фильма, визуальное сообщение о сути произведения, адресованное потенциальной зрительской аудитории. Основной ки-арт используется в оформлении постеров и сити-постеров, флаеров и прочих рекламных материалов по фильму. 

 

Ключ KDM

[Key Delivery Message]
 
– «ключ», необходимый для воспроизведения зашифрованного DCP-пакета (его еще называют «залоченный» или закрытый фильм). Для каждого кинотеатра генерируется свой ключ с указанием срока его действия. Как правило, это неактуально для некоммерческого показа фильма на фестивале.

 

Локализация

[Localization]
 
– адаптация кинопроизведения для местного зрителя. Предполагает перевод названий, диалогов, надписей в кадре, изменение имен и тому подобное.

 

Минимальная гарантия

[MG]

– фиксированная сумма, которую дистрибьютор платит студии-продавцу перед приобретением прав на прокат фильма.

 

Мэйджор

[Major]
 
– обозначение крупнейших кинопроизводственных компаний, в России применимое и к кинопрокатным структурам, занимающимся дистрибьюцией мэйджорского контента. К ним относятся WDSSPR (Disney), XX Век Фокс СНГ (Fox), ЦПШ (Paramount), UPI (Universal) и Каро Премьер (Warner Bros.). 

 

Наработка на копию


– величина кассовых сборов фильма в расчете на одну кинотеатральную копию, образуемая путем деления валовых сборов картины за определенный промежуток времени на число ее копий.

 

Независимый дистрибьютор


– прокатная компания, не привязанная к крупной киностудии. В России так условно называют кинопрокатчиков, не входящих в число мэйджоров. 

 

Окупаемость


– итог проката фильма, обозначающий выход в прибыль. Окупаемость достигается, когда общие кассовые сборы превышают бюджет, затраченный на производство картины. Прибыль от кинопроката делится пополам между кинотеатром и прокатчиком. При этом дистрибьютор часть своей половины должен отдать компании, продавшей ему права на фильм.
 
 

Полный экран


– показ одного фильма в одном кинозале в течение всего дня. Обычно кинотеатры готовы отдать все сеансы (или «поставить полным экраном») лишь безусловному кассовому хиту.

 

Прокатное удостоверение

[или «прокатка»]
 
– документ, который выдается владельцу прав на кинокартину и позволяет использовать ее на территории РФ в целях тиражирования и распространения, публичной коммерческой/некоммерческой демонстрации, трансляции по кабельному телевидению и другим современным каналам, а также сдачи в прокат и аренду. Прокатное удостоверение подтверждает регистрацию контента Министерством культуры РФ в Государственном реестре кино- и видеофильмов.

 

Промоушн

[Film promotion]

– пиар-активность по фильму в период постпродакшна, включающая подготовку и распространение промо-материалов по всем релевантным СМИ, наружную и медийную рекламу, вирусный маркетинг, кросс-промо, проведение специальных мероприятий с членами съемочной группы и так далее.

 

Рейтинг

[Rating]

– система возрастных прокатных ограничений. В России рейтинг фильма (0+, 6+, 12+, 16+ или 18+) вносится в прокатное удостоверение, в Америке его определяет подведомственная MPAA организация Classification and Rating Administration.

 

Релиз

[Film Release]

– выпуск фильма в прокат. Сам результат этого выпуска – картину, вышедшую на экраны – также называют релизом.

 

Рентрак

[Rentrak]

– универсальный источник информации по кассовым сборам кинотеатров во всем мире. Электронная система «Рентрак» дает кинотеатру возможность автоматизировать процесс отправки в кинопрокатные компании ежедневных отчетов о кассовых сборах и посещаемости.

 

Роспись


– процесс, в результате которого букер определяет, на каком количестве копий, в каком количестве залов и с каким количеством сеансов по дням недели будет идти в прокате тот или иной фильм.

 

Роялти

[Royalty]

– прокатная плата, которую дистрибьютор получает от кинотеатра, предоставляя ему право на показ фильма.

 

Сатурация

[Saturation]

– критерий широты проката фильма, под которым в России принято понимать число копий, а на западе – количество охваченных площадок.

 

Сервер воспроизведения


– специализированная защищенная компьютерная система для хранения и воспроизведения в кинотеатре цифровых кинокопий. Сервер оснащен встроенным дисковым массивом для хранения нескольких фильмов, рекламных роликов и заставок. Интерфейс управления сервером позволяет киномеханику загружать новые фильмы и ключи воспроизведения, составлять плейлисты для кинодемонстраций и составлять расписание показов на несколько дней вперед. Серверы воспроизведения для цифрового кинопоказа выпускаются компаниями DoReMi Technologies, Dolby Laboratories, EVS, GDC, Kodak.

 

Сопли

[Supplemental DCP]

– так называемый дополнительный DCP-пакет, при проигрывании использующий медиаданные от основного DCP. «Сопли» незаменимы при выпуске фильма на нескольких языках. С их помощью можно заменить аудиодорожку, добавить субтитры или различные рекламные блоки.

 

Стенди

[Standee]

– инсталляция, отвечающая концепции рекламной кампании фильма, устанавливаемая в кинотеатрах, на кинорынках, выставках и в других подходящих местах.

 

Спутник


– передача контента (фильма) через спутниковый канал связи. Самые современные системы спутниковой связи обеспечивают доставку цифровой кинокопии в кинотеатр в течение 8-12 часов.

 

Хардпостер

[hard-poster]

– жесткий плакат, опирающийся на ножку или подпорку. Предназначен для установки в кинотеатрах. Часто для привлечения зрителя используются хардпостеры высотой в человеческий рост, например, в виде героя блокбастера.

 

Цифровой кинопоказ

[Digital Cinema]

– система цифровой кинодемонстрации в кинотеатре фильмов, снятых как на «цифру» так и на «пленку».

 

Эверидж

[Average]

– усредненные сборы, под которыми в американском бокс-офисе подразумевается сумма, собранная одним кинотеатром за уикенд. В России эвериджем называют сборы с одной прокатной копии, демонстрируемой в указанный уикенд.

 

Эстимейтс

[Estimates]

– сводка предварительных данных, позволяющих прогнозировать результаты бокс-офиса уикенда. В ее составлении учитываются прокатные ожидания дистрибьютора и другие факторы.

 

Экчуалс

[Actuals]

– сводка окончательных данных по сборам за аналогичный уикенд. В кинобизнесе эстимейтс и экчуалс существуют в дихотомии «ожидания – реальность».
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Сведение звука для кино и видео: 5 простых советов

Как сделать четкую и разборчивую аудиодорожку для своего будущего проекта

  • 11 июня
  • 2508
Практика

Как это снято: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

Двадцать лет назад Терри Гиллиам отправил своих зрителей в психоделический трип в город греха. Разбираем, как воссоздавался на экране мрачный наркотический опыт Хантера Томпсона: «гонзо-режиссура»,  широкоугольная оптика, одноглазый оператор и японский Джимми Хендрикс

  • 18 июня
  • 2541
Практика

40 правил независимого кино Роберта Родригеса

Роберт Родригес, enfant terrible Голливуда и «человек-киностудия», в день своего 50-летия делится смелыми советами о первых шагах в кинопроизводстве. Осторожно, после прочтения можно и впрямь подорваться и пойти снимать свой фильм

  • 20 июня
  • 2253
Обзоры

Camera! Action!: что происходит в российском кино

Домогаров играет в японской военной драме, Петров и Машков устроили экшн в фильме «Герой», а победитель короткометражного «Кинотавра» готовит дебют

  • 13 июня
  • 2111
Практика

К чему стремиться и чего избегать при замедленной съемке

Если вы хотите, чтобы кадры, снятые в рапиде, выглядели как можно лучше, стоит прислушаться к этим советам

  • 14 июня
  • 2004
Мнение

«Суперсемейка 2»: когда сиквел меняет жанр

Pixar снова удивляет. Чтобы сильно не перехваливать студию, которой все уже устали рукоплескать с момента ее создания, мы решили остановиться на одном аспекте. Штука в том, что продолжение «Суперсемейки» резко поменяло жанр. Как такое могло случиться?

  • 18 июня
  • 1762
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее