Слова

Телеконтент сегодня: тренды, примеры, принципы создания

Документальное кино может быть рейтинговым, а российские фильмы и сериалы – соответствовать международному уровню, считают профессионалы отечественной телеиндустрии

  • 26 октября 2015
  • 1884
Маргарита Васильева

В рамках конференции «20 лет Национальной ассоциации телерадиовещателей. Телеиндустрия – годы роста, развития и преодолений» состоялась дискуссия на тему «Телеконтент в цифровом формате. «Новое – уже не забытое старое»! Новые жанры, форматы, стилистика». Некоторые выводы представителей профессионального сообщества приводим в нашем материале. 


 

Документальный контент на ТВ

 

Генеральный продюсер телекомпании «Формат ТВ» Оксана Барковская: «Документальное кино может быть очень и очень рейтинговым» 


Оксана_Барковская
Оксана Барковская, генеральный продюсер телекомпании «Формат ТВ» / Фото: Зураб Джавахадзе

– На российском телевидении документальное кино – это всегда такая падчерица. Когда канал формирует бюджет, ему достается то, что осталось от игровых фильмов, ток-шоу и прочих развлечений. Продюсеры документального вещания, к которым я сама долгое время относилась, пытаются из этого бюджета, как в известной сказке, сшить семь шапок – причем так, чтобы эти шапки были красивыми, удобными и нравились зрителю. В собственной производственной телекомпании мы с Игорем Прокопенко, по сути, занимаемся тем же самым, создавая недорогой и качественный документальный контент. Делать его именно таким нам помогают определенные, выведенные опытным путем, принципы:
 


1. Документальный контент должен быть ориентирован на женскую аудиторию


Телевизор смотрят в первую очередь женщины, документальное кино – в том числе. 

TLC

Самый популярный среди этой аудитории формат – докуреалити, поэтому последние два-три года мы за меньшие деньги по заказу разных телеканалов делаем фильмы, условно говоря, как на  TLC. В основном они рассчитаны на домохозяек, которые включают телевизор утром, чтобы посмотреть, что происходит в мире вокруг. Тематика может быть совершенно разной: социальной, научно-популярной или более прикладной, рассказывающей о том, как воспитывать детей или удержать мужа.
 


2. Позволяйте региональным телекомпаниям адаптировать ваш контент под себя


Сейчас библиотека «Формат ТВ» составляет порядка полутора тысяч часов, и в том или ином виде мы предлагаем этот контент разным региональным компаниям. Так, по примеру Discovery, мы разрешаем каналам адаптировать наши программы под свой регион. Мы отдаем наш час за небольшие деньги, и местные журналисты дополняют его врезками на актуальные для них темы или включают фигуру модератора (популярного телеведущего или персону). После такой адаптации контент пользуется большим успехом в конкретном регионе.
 


3. Следите за тенденциями за рубежом


Все, что происходит заграницей, через полгода-год приходит и на наше ТВ. Среди самых популярных в мире документальных проектов, представленных на недавнем телерынке MIPTV в Каннах такие наименования, как «Человек против хищника», «Глобальные катастрофы», «50 способов бросить любовника». Думаю, что и у нас в скором времени стоит ожидать чего-то подобного.
 


4. Не бойтесь ставить в сетку документальное кино


Самое главное, что я хочу сказать телевещателям: «Когда вы формируете сетку, не бойтесь ставить документальное кино хотя бы по остаточному принципу – например, в ночной эфир». Документальный контент нужен – это совершенно точно.

Оксана Барковская и Денис Горшков на конференции НАТ-2015
Оксана Барковская и Денис Горшков на конференции «20 лет Национальной ассоциации телерадиовещателей» / Фото: Зураб Джавахадзе

В свое время проекты, которые мы запустили на РЕН ТВ со Стасом Прибыловым – «Продавец крови» и «Доктор Лиза, очень хочется жить» Елены Погребижской, – собрали в прайм цифры, какие не собирал ни один блокбастер, хотя сначала в их успех никто не верил. Документальное кино иногда бывает очень и очень рейтинговым, не только делает нас честнее, лучше, умнее, но и приносит деньги каналу.
 

 

Сериальный контент на ТВ и онлайн

 

Руководитель вещательных проектов компании AMEDIA TV и AMEDIATEKA Денис Горшков: «Молодая аудитория предпочитает находить контент в интернете и двигается в направлении персонального смотрения»

 

Денис Горшков, руководитель вещательных проектов компании AMEDIA TV и AMEDIATEKA
Денис Горшков, руководитель вещательных проектов компании AMEDIA TV и AMEDIATEKA / Фото: Зураб Джавахадзе
 

Как устроено вещание AMEDIA TV


– Как вы знаете, компания «Амедиа» исторически занималась производством сериалов. Два с половиной года назад мы запустили мультиплатформенный вещательный проект, с которым с тех пор существуем на рынке. Мы строим свое вещание на зарубежном контенте. У нас четыре платных канала: два базовых и два премиальных.

Амедиатека

Кроме того, мы пошли по продвинутому западному пути (Netflix, HBO) и одновременно с линейными телеканалами запустили онлайн-платформы. Так весь контент (а это лучшие мировые сериалы и документальные проекты от ведущих зарубежных производителей – HBO, Showtime, BBC, Fox) можно смотреть в сетях платных телеоператоров  (Ростелеком, Билайн, Триколор, НТВ+, Орион Экспресс и другие). Все премьерные серии мы показываем одновременно с оригинальными западными каналами HD, со Dolby 5.1 и без рекламы. Это недешевое удовольствие, именно поэтому наш проект платный.
 


Как устроена «Амедиатека»


«Амедиатека», где сегодня доступно более 3000 часов контента, дает новые возможности мультиплатформенного смотрения. Покупая подписку онлайн, пользователь может смотреть любимые сериалы на любом устройстве и в любом удобном формате – в русской озвучке или на языке оригинала с субтитрами или без. Таким образом, он формирует собственную контентную среду.

 

Итоги


1. По сути, мы выходили на пиратский рынок. В сериальном сегменте не было мощного платного игрока. Мы постарались взять пиратские и полупиратские студии озвучания, которые были популярны в интернете, и перевести их в легальное поле. Так сегодня мы работаем с компаниями  «Новамедиа», «Кравец» и SDI Media Russia, и если сейчас вы отправитесь на какой-нибудь торрент, увидите, что даже там народ ищет пиратские копии уже в озвучании Амедиа.

2. Пока подписная база у нас формируется, по большей части, вокруг линейных каналов, где сейчас сфокусировано ¾ наших зрителей. При этом сегмент «видео по запросу» («Амедиатека») растет и развивается гораздо быстрее. Молодая аудитория предпочитает находить контент в интернете и двигается в направлении персонального смотрения, когда не нужно подстраиваться под сетку канала, чтобы не пропустить любимое шоу. Здесь нет большого ноу-хау, по этой же модели сейчас развивается телевидение на западе. Да и наши телекомпании тоже начали предлагать приложения второго экрана и создавать свои онлайн-платформы, где после эфира можно посмотреть контент, который идет у них на линейных каналах.

Конференция НАТ-2015
Конференция «20 лет Национальной ассоциации телерадиовещателей» / Фото: Зураб Джавахадзе

3. Значительно отличается аудиторный профиль AMEDIA TV и «Амедиатеки». На телеканалах превалирует женская аудитория, которая смотрит женские сериалы, костюмные драмы и мелодрамы. Пользователи «Амедиатеки» – по большей части мужчины, которые предпочитают жесткие, кровавые проекты («Банши», «Больница Никербокер») и политические триллеры («Родина» и «Карточный домик»).

4. Сейчас можно подвести промежуточные итоги нашей работы с российским контентом, который у нас появился не так давно. Например, очень позитивными стали показатели смотрения «Метода» с Хабенским в «Амедиатеке». Это значит, что аудитория, которая смотрит западные сериалы, хорошо реагирует и на качественные отечественные проекты.



Тренды

 


1. Раньше сериалы были длинными мыльными историями по 100-200 серий, сейчас мир перешел на короткие сезонные форматы (10-13 серий, новый сезон выходит каждый год).

 
 

2. В сериалы пришли большие кинорежиссеры и киноактеры.


Это тенденция постепенно дошла и до России.
 

 

3. В индустрии присутствует кризис сценарного жанра.


Если десять лет назад сериалы снимали по сильным оригинальным сценариям, то сейчас процветает путь адаптации больших кинохитов. Например, «Зловещие мертвецы» возвращаются на телеэкран в виде сериалов. Таким образом, к фильму-бренду пристраивается продукт для новой молодой аудитории.
 

4. Очень круто на западе работает синергия музыки и сериала.


Например, как в случае с «Империей», спродюсированной Тимбалэндом. В мелодраматическую историю вставляется музыкальная тема и музыкальные треки, а в качестве камео приглашаются звезды шоу-бизнеса, которые аккумулируют успех и увеличивают рейтинги. В этом сезоне появятся еще несколько сериалов, созданных по такой схеме. Например, очень амбициозно выглядит проект «Винил», который продюсируют Мик Джаггер и Мартин Скорсезе. Это история о рок-н-ролле, в которой будет много музыки и музыкальных звезд.



Кино как телеконтент


CEO LuxCinema Игорь Шибанов: «За последние несколько лет вырос интерес западного рынка к российскому контенту»


Игорь Шибанов
Игорь Шибанов, CEO LuxCinema / Фото: Зураб Джавахадзе
 


Сокращение локального рынка


– Я хотел бы немного остановиться на тенденциях, которые наблюдаются в дистрибьюции российского кино на локальном и международном телерынке. Перестала действовать так называемая «формула нуля», когда деньги, потраченные на производство фильма, окупаются при продажах на локальном рынке. И вот почему: ушел украинский рынок, где дистрибьюторы и телеканалы перестали закупать российский контент в том количестве и по тем деньгам, что раньше. Пропал прибалтийский рынок, на котором раньше российский продюсер мог заработать порядка 40 тысяч долларов. Из-за кризиса просел и рынок Казахстана. Российские каналы тоже изменили ценовую политику. Если раньше за хорошее кино они могли заплатить 30-40 миллионов рублей, то сейчас цены значительно снизились – даже крупные каналы не платят за российское кино больше 10 миллионов рублей. Каналы, не входящие в первую тройку, вообще берут кино за бартер, рекламу или минимальные суммы. Сыграло свою роль и сокращение господдержки. Министерство культуры и Фонд кино дают меньше денег, причем в основном – на возвратной основе. Учитывая фактическую смерть DVD-рынка, можно сделать вывод, что все стало совсем сложно.
 


Освоение международного рынка


Но есть и положительные моменты. За последние несколько лет вырос интерес к российскому контенту за рубежом. Например, на стенде Russian Cinema на недавнем телерынке MIPCOM в Каннах было представлено 120 картин. Появились проекты международного качества, которые не стыдно привозить на международные рынки.

Эдуард Сагалаев и Оксана Барковская и Денис Горшков на конференции НАТ-2015 / Фото: Зураб Джавахадзе
Эдуард Сагалаев и Оксана Барковская на конференции «20 лет Национальной ассоциации телерадиовещателей» / Фото: Зураб Джавахадзе

Кроме того, порой их удается продавать за хорошие деньги. Особым спросом пользуется отечественная анимация производства Wizart (мульт-франшиза «Снежная королева»), «Анимаккорд» («Маша и Медведь»), «Аэроплан» (сериал «Фиксики») и так далее.
 


Механика продаж российского кино за рубеж


Российские продюсеры, которые выходят на международные рынки, продают свой контент по определенной формуле. Компанией-дистрибьютором, приобретающей наше кино, платится минимальная гарантия, а потом должно происходить разделение доходов и UniShare от продажи контента. В реальности до разделения доходов ни одна российская компания еще не доходила. Большинство российских продюсеров пытается продавать свое кино за минимальную гарантию, получая деньги сразу на твердый счет. UniShare их не интересует, потому что очень сложно контролировать продажи и считать расходы, связанные с промо контента за пределами локального рынка.


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также