Слова

«Симуляция и тиражирование “доброго кино” не может не раздражать»

Режиссер Резо Гигинеишвили накануне выхода фильма «Без границ» рассказал о том, что его раздражает в современном кино, о трудностях работы с многонациональными проектами и почему он выступает против сиквелов

  • 20 октября 2015
  • 1303
Родион Чемонин

Резо Гигинеишвили, режиссер
Резо Гигинеишвили, режиссер / Фото предоставлено The Walt Disney Company Russia & CIS

– Готовиться к интервью с вами – практически непосильная задача. Куда не заглянешь в интернете, везде пишут только о вашей личной жизни. Это сильно раздражает?

– Да нет, не раздражает. Я просто не читаю всё это. Есть единственный пункт, который меня волнует, это когда начинают писать про детей. Но много же врут. А на вранье мне просто неинтересно обращать внимание.

– Вы читаете критику?

– Я, наверное, скажу избитые вещи, но сейчас нет кинокритики, конструктива. Вроде бы человек приходит, смотрит кино, задает какие-то правильные вопросы, но дальше он уходит в какую-то свою собственную реальность, далекую от того художественного произведения, которое ему было предложено. То же самое касается того, когда пишут про мою личную жизнь, где приводятся не факты, а какие-то личные страхи и комплексы самого журналиста (смеется). И это странно, потому что во время учебы во ВГИКе, я учился кинематографу по критическим статьям и книгам. Это было так же, как когда я занимался баскетболом, слушал Александра Гомельского, который, комментируя, отмечал не просто счет, а как профессиональный тренер отмечал моменты, помогавшие мне усилиться в качестве спортсмена. Вот это я называю настоящей критикой. 

– Вас кто-нибудь укорял, что эпизод с новогодней Москвой в вашей «между народной комедии» «Без границ» – это слишком «в лоб»?

– Давайте не будем ничего придумывать. Да, нас хотели причислить к «новогодним фильмам» из-за одной только сцены. Но у нас не было никаких иллюзий по поводу заснеженной Москвы и елок.

Кадр из фильма "Без границ"
Кадр из фильма «Без границ»

Да, всем нам хочется попасть в «новогоднюю резню», но только не в случае с «Без границ». В каникулы и без нас выходит много фильмов, снятых нашими коллегами, великолепными режиссерами.  

– В вашем фильме сюжеты всех историй происходят не параллельно, а даже в разные времена года. Это было так задумано?

– Мы с Кареном Оганесяном (сорежиссер фильма. – Прим.tvkinoradio.ru) пошли на большую наглость, когда решили, что картина может монтажно сложиться, если кадры со снегом в Москве будут чередоваться, например, с панорамами Армении. Но для меня главным связующим элементом была эмоция.

Резо Гигинеишвили и Карен Оганесян, режиссеры фильма «Без границ»
Резо Гигинеишвили и Карен Оганесян, режиссеры фильма «Без границ» / Фото предоставлено The Walt Disney Company Russia & CIS

Это касается и всей съемочной группы, нас объединяли личные отношения. Это не имитация «доброго кино», не доказательство, что мы добрые, пушистые, хорошие. Мы искренно верили в результат. Мы думали о том, что нарушение времени происходящих событий поможет нам освободиться от многих предрассудков и границ. 

– Кстати, о добром кино. В последние 10-15 лет многие критики буквально ополчились на создателей «положительного кино», в число которых, случайно или нет, попали и вы…

– Слушайте… Есть хорошее кино и есть плохое кино. Я вижу, что многие мои коллеги снимают хорошее авторское кино, которое оказывается более содержательным и интересным, чем работы тех, кто создает комедии. Но давайте возьмем «В джазе только девушки» – это кинематографический шедевр. Не меньший, чем ленты Бунюэля или Бергмана в своей нише. Что лучше: The Beatles или Джузеппе Верди? Я не знаю, мне доставляют удовольствие все они. 

Съемочная группа на премьере фильма «Без границ»
Съемочная группа на премьере фильма «Без границ» / Фото предоставлено The Walt Disney Company Russia & CIS

Кажется, я это читал у Гоголя: «Грусть от того, что не видишь добра в добре». Симуляция и тиражирование этого «добра», конечно, не может не раздражать. Меня часто спрашивают: почему я снял «Без границ», а не продолжение «Любви с акцентом»? Вот именно поэтому и не снял, потому что не хочу и не имею права воскрешать заново законченные истории, механически придумывать сюжетные линии, для того чтобы героиня, допустим, Ани Михалковой появилась в какой-то другой серии. 

Милош Бикович, Александр Паль и Мария Шалаева. Кадр из фильма «Без границ»
Милош Бикович, Александр Паль и Мария Шалаева. Кадр из фильма «Без границ»

Я вижу, что зрители хорошо принимают «Без границ», а когда продюсеры или еще кто-то намекают, что неплохо было бы снять продолжение этого фильма – я таких вещей очень боюсь. Мне не хочется, чтобы мы врали зрителям: посмотрите, вот мы друг друга любим. Это случается только один раз, как один роман, один поцелуй, одни отношения. 

– Вот вы – молодой человек, но создается такое ощущение, что вы чуть ли не главный режиссер, снимающий кино про дружбу народов, чуть ли не сторонник возрождения СССР.

– Нет, вы ошибаетесь. Что мы подразумеваем под СССР? Развал страны, конфликты людей в постсоветском пространстве, войны, кровопролития и нищету? Да, эта сторона, конечно, меня волнует, потому что все эти раны сильно меня касаются. Включая войну в Абхазии и в Цхинвальском регионе. У меня нет никакого желания восстанавливать «дружный СССР», никаких сантиментов по поводу советского прошлого я не испытываю. Я, наоборот, категорический противник этого, потому что хочу иметь возможность, как сейчас, сесть в самолет и полететь, чтобы увидеть вживую Сикстинскую капеллу. Меня даже раздражают разговоры о том, как раньше было хорошо, так же, как и эти добрые фильмы, о которых вы говорили. Мои родители жили в Советском Союзе и были счастливы, но это не значит, что я хочу, чтобы мои дети жили в Советском Союзе. Я хочу, чтобы они были свободными людьми, ни в чем не ограниченными. 

Резо Гигинеишвили и Федор Бондарчук / Премьера фильма "Без границ"
Резо Гигинеишвили и Федор Бондарчук на премьере фильма «Без границ» / Фото предоставлено The Walt Disney Company Russia & CIS

Но меня не устраивает и то, что мы узнаем о наших соседях из новостей по телевизору. Когда русские приезжают в Грузию и удивляются: «О, да вы, оказывается, хорошие люди!» Или когда грузины приезжают в Москву: «О, да вы, оказывается, наши друзья!» 

– В российских киношколах студентов учат тому, что чеченца должен играть чеченец, армянина – армянин…

– Да, это правда.

– Но есть же известный случай про вырезанный фрагмент сценария «Мимино» Данелии, в котором китайцы в поезде смотрят на армянина и грузина и говорят: «Эти русские на одно лицо».

– Да-да, я знаю эту историю. Тому что так учат во ВГИКе или ВКСР – это абсолютная правда. Ведь мы же не капустниками занимаемся. Безусловно, я начинаю нервничать, когда чеченца изображает бородатый грузин или азербайджанец. Или когда подделывают грузинский акцент. Потому что это знаете что? Это неуважение к людям, даже если их немного. Это зритель, его надо уважать. Точно так же, как американский зритель смотрит на русского алкоголика в космосе. Вы же заметили, что сейчас всё меньше таких примеров в кино? Потому что в России появился большой кинорынок, с которым надо считаться. Когда им было плевать, то появлялись такие карикатурные русские. Это была не пропаганда, как считают многие, это было сделано из-за того, что двадцать лет назад была уверенность, что этого не увидят русские. Это культура. Это любовь и уважение к зрителю. 

Александр Паль и Милош Бикович
Александр Паль и Милош Бикович на премьере  фильма «Без границ» / Фото предоставлено The Walt Disney Company Russia & CIS

Мы сами согрешили с этим в фильме «Без границ», потому что у нас серб играет русского футболиста, у него кое-где проскакивает акцент, и это моя личная слабость, вызванная большой любовью к артисту Милошу Биковичу.

– Трудно ли было снимать в аэропорте?

– Сначала да, нелегко было получить разрешения, но, как рассказывает Саша Паль, как только подключилась Маша Шалаева, нам удалось добиться согласия на съемки в аэропорте.

Александр Паль и Мария Шалаева на премьере фильма «Без границ»
Александр Паль и Мария Шалаева на премьере фильма «Без границ» / Фото предоставлено The Walt Disney Company Russia & CIS

В итоге, Саша и Маша настолько вжились в роли таможенников, что к ним подходили люди, считавшие, что перед ними не актеры, а настоящие пограничники, с вопросами, как пройти туда-то, как найти то-то.

– Какой бюджет у «Без границ», если не секрет?

– С бюджетом я могу немного запутаться, потому что мы начинали, когда курс доллара был не таким, как сейчас. Если считать в рублях, то, если я не ошибаюсь, бюджет был примерно 76 млн рублей. 

– Почему вы так настойчиво говорите в интервью, что «Без границ» – это цельный фильм, а не сборник короткометражек и не логическое продолжение альманаха «Любовь с акцентом», тем более что в титрах указано довольно большое количество авторов?

– Я считаю, что «Без границ» – это авторское высказывание. Каждый из людей, которые перечисленны в титрах, занимался своим делом. Трудно писать о Грузии одному русскому автору, сидя в Сколково или в Кунцево. Так же как трудно армянскому или грузинскому писателю сочинять про снежную Москву. Мне кажется, что вся сила нашей съемочной группы в том, что нас было много, но мы все занимались одним общим делом.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Сам себе каскадер: 10 актеров, самостоятельно выполняющих трюки

Том Круз продолжает удивлять исполнением трюков в новом фильме «Миссия: невыполнима», а мы вспоминаем десяток отчаянных актеров, предпочитающих обходиться без каскадеров: от Бастера Китона до Джеки Чана

  • 11 августа
  • 3414
Практика

10 актерских советов Роберта Де Ниро

Публикуем порцию творческих советов, нажитых на собственном опыте великим Робертом Де Ниро, которому сегодня исполняется 75 лет: о подготовке, ограничениях, умении слушать и не беспокоиться о славе.  Рекомендации, кстати, применимы не только в актерской практике

  • 17 августа
  • 3132
Слова

«Попросите драматического актера сделать то, что делает Джим Керри. Ничего не получится»

Сценарист, режиссер и продюсер Пол Лазарус (сериалы «Друзья», «Она написала убийство», «Дурнушка» и другие) в рамках тренинга в МШК поделился с нами секретами кухни американских сериалов, мыслями, почему комедия — самый трудный киножанр, и способами работы с актерами

  • 10 августа
  • 2464
Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 2155
Практика

Как это снято: «Последнее искушение Христа»

На фоне волны дел об оскорблении чувств верующих очень кстати пришелся юбилей «Последнего искушения Христа», самого скандального фильма на библейский сюжет. Чем примечательна картина, помимо возмущенной реакции на нее: гуманизация образа Христа, Израиль в Марокко, съемки в «аварийном режиме» и эмбиент

  • 13 августа
  • 1688
Практика

Художник по костюмам. Работа над эскизами

Необходимо ли художнику по костюмам рисовать эскизы, и если да, то какие? Требуют ли этого продюсеры и режиссеры? 

  • 12 августа
  • 1677
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее