
Окно возможностей
Технологическая компания НПО «Перспектива» холдинга ВГТРК планирует выйти на пост-советский и ближневосточный рынки с собственным оборудованием и софтом
- 19 октября 2015
- 1678

Осенью 2014 года, когда рубль трещал по швам, а рекламодатели снимали бюджеты на новый 2015 год или переходили на ежемесячное планирование, технологический департамент ВГТРК пригласил на встречу интеграторов, производителей, дистрибьюторов и представителей софтверных компаний.
Не успел руководитель производственно-технологического департамента ВГТРК Алексей Земский закончить вступительную речь, как по рынку со скоростью СМС разнесся слух: «ВГТРК объявило об импортозамещении». Шок! О каком импортозамещении может идти речь в столь высокотехнологичной отрасли, как телевидение?!
– Мы никогда не заявляли об импортозамещении, – опровергает слух Алексей Земский. – Это невозможно. Ведущие телекомпании и медиа-холдинги по-прежнему будут покупать самое передовое импортное оборудование. На той встрече мы озвучили программу поддержки отечественного производителя и предложили участвовать в проекте через нашу компанию НПО «Перспектива».
Вопрос за малым – кого поддерживать. По словам технического директора «НТВ плюс» Олега Колесникова, «всех отечественных производителей можно пересчитать на пальцах... ОДНОЙ руки».
Не боги горшки обжигают
Первый заместитель руководителя производственно-технологического департамента Александр Афанасьев напоминает, что у технического департамента холдинга более 10 лет положительного опыта сотрудничества с российскими производителями. Более того, он замечает, что отечественные компании несравнимо более мотивированы в отношениях с клиентами.
– Но, если даже наше оборудование и не уступает иностранным аналогам в техническом оснащении, – говорит Александр Афанасьев, – то визуально оставляет желать лучшего. В России еще не существует культуры промышленного дизайна. В нашем проекте мы будем стремиться не только к качеству «начинки», но и к адекватному внешнему виду.
Более того, в этом проекте ВГТРК планирует стать экспериментальной базой для тестирования нового оборудования и технологий. Благо ресурсов и площадок у гиганта более, чем достаточно.
Означает ли «поддержка отечественного производителя» то, что иностранцам закрыт вход для участия в проекте.
Отнюдь нет. По словам Александра Афанасьева, ставку планируется делать не только на предприятия с отечественными учредителями. Двери открыты для всех.
– В тот момент, когда любая компания из любой точки мира открывает производство в нашей стране, – разъясняет Алексей Земский, – она автоматически попадает в катеторию «отечественный производитель». Суть нашей идеи заключается в совместном с иностранцами производстве на территории России оптимального по функционалу оборудования. Зачастую мировые бренды предлагают максимальную комплектацию с максимальным функционалом. Мы же, как практики многоуровневой и многоцелевой компании, точно знаем запросы российских потребителей. Не только творческих и технических сотрудников ВГТРК, но и других больших, средних и малых телерадиокомпаний России и других стран, входивших в СССР. Поэтому на первом этапе для плавного вхождения в рынок наши совместные предприятия будут производить, выражаясь автомобильным языком, бюджетные модели. Простые, надежные и доступные. Но это только в начале.
За счет оптимизации, стоимость этих моделей, софта резко снижается и достигается дополнительное конкурентное преимущество. Ценовое преимущество.
Осталосб дело за малым – найти и убедить иностранных производителей:
а) в том, что бюджетная модель не разрушит рынок продаж уже запущеной в продажу люксовой;
б) организовать ее производство в России.
Задача не из простых, но Алексей Земский полагает, что союз с ВГТРК обрекает партнеров на успех.
– Предположим, что компания производит и продает, – рассуждает он. – 250 девайсов в в год и занимает 2 или 3-е место на рынке. Из-за кризиса покупок становится меньше, конкуренты снижают цены, придумывают различные маркетинговые акции, дают дополнительные стимулирующие скидки интеграторам. Естественно, чтобы удержаться проводить схожую политику – в результате обороты и прибыль падают. Что приобретает совместная с нами компания: снижается себестоимость (не сразу, но снижается); появляется мощный маркетинговый партнер. Как следствие, даже если удастся отнять у конкурентов всего по 10-15%, то это, как минимум, позволит остаться на том же уровне продаж, одновременно, нарастив долю рынка.

Генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев поддерживает проект Алексея Земского
Суха теория, мой друг
Придумать и произвести можно самый лучший товар на свете. А вот продать его - совсем иная история. Поэтому в проекте маркетинг занимает особое место.
– Во время ноябрьской встречи интеграторов, производителей, поставщиков, всех и многолетних, и новых партнеров, всех – без исключения – мы пригласили принять участие в этом проекте, – напоминает Алексей Земский.
Говоря на модном политическом языке, ВГТРК аккуратно предложила мягкое принуждение к партнерству. Для ВГТРК выгода партнеров проекта казалось очевидной – увеличение сбыта, рост прибыли. Сам же холдинг получал готовые технологические решения, сервисную инфраструктуру, отработанную систему сбытовую систему.
Абстрагируясь от всего – идеальный союз. Но... идея оказалась настолько революционной, что требовала, как минимум, осмысления, прежде, чем грамотно составить оптимистический репорт в головной офис.
Одно дело продавать. Совсем иное – наладить производство: найти и оснастить производственные помещения, обучить персонал (инженеров, рабочие на сборке), организовать логистику (одна таможня чего стоит), гарантировать соблюдение стандартов качества, получить сертификаты и т.д. и т.п. Вопросов море и за пять минут решиться могут разве небольшие производители – этакие one man show. В корпорациях все требует долгого и мучительного пути подготовки и согласования бизнес-планов, помноженных на паталогическую боязнь любого чиновника рисковать. Не даром же большие корпорации предпочитают хорошо платить за внешние разработки небольших или специализированных компаний, чем вкладывать в собственные инновации. Любой риск может обернуться потерей рабочего места.
Фактически ВГТРК предлагал не просто поддержку отечественного производителя, а революцию в мировой системе отношений в цепочке производитель – потребитель. Через сеть дочерних предприятий НПО «Перспектива» должа выйти на этот сверхконкурентный рынок. Естественно, самый известный в мире пример сотрудничества производителей с телекомпанией – NHK. Только корпорация не занимается бюджетными линейками. Напротив, – она лаборатория технологий послезавтрашнего дня. Но не стоит забывать, – японцев поддерживает государство. Земский не скрывает, что попытка найти господдержку не увенчалась успехом. В бюджете же российских министерств и ведомств не предусмотрены расходы на поддержку отечественных производителей теле- и радиооборудования и софта.
Любой продавец мечтает максимально сблизиться с таким суперзаказчиком, полагая, что партнерство с ВГТРК по умолчанию подразумевает монополию на закупку оборудования для медиа-холдинга. Но Алексей Земский однозначно отсекает лоббизм интересов партнеров: «Я сразу предупредил. Партнерство не предполагает никаких приоритетов во время проведения тендеров холдинга. Более того, ориентация на одного заказчика означает неминуемую смерть предприятия. Я могу точно назвать крупных заказчиков, которые никогда не будут покупать оборудование и технологии напрямую у ВГТРК. Это значит, что производить нужно будет для всех и со всеми конкурировать на открытом рынке. ВГТРК же обеспечит консалтинг, тестирование и маркетинговую поддержку».
Где деньги, Зин?
Союз с ВГТРК предполагает переуступку 10%-ной доли в бизнесе. Или десятую часть в совместном предприятии. Со стороны медиа-холдинга в капитал предприятий входит НПО «Перспектива».

Название предприятия имеет глубокий подтекст. Во-первых, оно декларирует сверхзадачу – развитие. Во-вторых, возвращает к жизни торговую марку последнего советского телецентра.
– Получив небольшую долю, мы получаем возможность контролировать деятельность предпрития, – комментирует этот пикантный момент Алексей Земский, – Мы не сможем и не захотим блокировать решения собрания акционеров по важнейшим вопросам развития предприятия. Но хотим иметь право голоса при выборе наиболее актуальных, с нашей точки зрения, направлений линеек продукции. Надеюсь, что наше мнение будет услышано и воспринято.
Естественно, что идти на открытый конфликт с таким крупным заказчиком никто не решился, но и с ходу подписываться под глобальный проект особо не спешил. По крайней мере, в первые месяцы. Принцип «караван идет…» еще никто не отменял.
Однако выжидательная позиция не принесла весомых результатов. Сегодня Земского и его соратника, в зависимости от отношения к замыслу, уже не считают мечтателями. Или утопистами. Их могут критиковать, искать подводные камни или скрытые мотивы, но идея выжила и выходит на новый уровень.
Фактически ВГТРК – одна из двух системообразующих компаний на российском рынке телетехнологий. Призвав в союзники интеграторов, НПО «Перспектива» рассчитывает автоматически получить сбытовую и сервисную сеть. Так устроен этот рынок. Заказчики в подавляющем большинстве случаев ориентируются на мнение интеграторов.
Естественно, первым шаг навстречу сделал ведущий российский интегратор – «Окно ТВ». Потом начали подтягиваться производители.
Мировая премьера
Вопреки дорожающему евро 13 предприятий (среди них, «Системный дом “Деловые партнеры”», Vidau Systems, Les-TV, Stream Labs), поддерживающих проект, скинулись на стенд «Объединенный российский теле- и радио центр» на выставке IBC в Амстердаме. Сложно оценить практический результат от дебюта в этом втором по значимости мировом шоу. Втором для всей индустри, но для будущей системы сбыта НПО «Перспектива» на восточно-европейском и ближневосточном рынках Амстердам – идеальный плацдарм.
Презентовав проект в Амстердаме, Земский однозначно заявит международным компаниям – все всерьез и надолго. Хотите искать варианты – я здесь и открыт для равноправного диалога.
Второй шаг по выводу «Перспективы» на рынок менее ярок, зато, более эффективен. Поздней осенью планируется беспрецедентная маркетинговая акция. ВГТРК проведет 10-дневную конференцию с региональными российскими телерадиокомпаниями. Программу разобьют на три трехдневных потока. Технические специалисты ВГТРК проведут бесплатные мастер-классы по технологиям современного телерадиопроизводства. На конференцию планируется собрать всех и больших и малых телевизионщиков со всей страны, стран ближнего зарубежья. Гостей ожидает искушение, от которого невозможно удержаться. Бесплатное, подчеркиваем, бесплатное проживание в отеле на полном пансионе. Для полного счастья не хватает бесплатного проезда, ну и, конечно, же командировочных.

Важно подчеркнуть, что конференция состоится не одновременно с выставкой НАТ-ЭКСПО. Что впрочем вполне закономерно.
Единственный шанс
Россия в первый и, возможно, в последний раз получает реальную возможность превратиться из покупателя импортного оборудования, технологий и софта в производителя. Вначале – для внутреннего рынка. А, в будущем, даже стать экспортером.
Реально ли это? Или это очередная новомодная идея импортозамещения?
На первый взгляд, сама мысль о конкурентноспособности отечественной индустрии телетехники выглядит абсурдной.
Последние полтора десятка лет Россия для иностранных производителей hard & soft превратилась из советской terra incognito в Эльдорадо. «Фирмачи» невероятно заработали на технологической гонке российских телерадиокомпаний. Выбиралось самое лучшее, самое передовое, как следствие, самое дорогое. Иностранцы привыкли к надежности и щедрости российских покупателей. А весь телемир готовился к ураганному финансовому ливню под условным названием «Кубок Конфедераций 2017 и Чемпионат мира по футболу 2018».
И вдруг. Стоп, машина!
Рубль с треском разлетелся на куски. Санкции, а в большей мере контрсанкции, погнали сетевых рекламодателей с рынка. А других собственно и нет.
Медиа-холдинги и нишевые каналы, – все без исключения, стремительно обнаружили нарастающую дыру в графе «доходы».
Головокружительно подскочила стоимость иностранного оборудования и софта при одновременном снижении заработков, да еще и в дешевеющих рублях.
До апгрейда ли в этой ситуации? No money, no honey.
И тут у определенного человека на определенной и очень весомой должности родилась идея. Начать собственное производство.
Все гениальное просто
Но не все простое гениально.
Кризис кризисом, но потребность медиа-бизнеса в технологической модернизации никто не отменял. Очевидно, что гранды (ВГТРК, «Газпром-Медиа»), сражаясь за флагманские позиции, все равно, с определенной корректировкой, продолжат закупать best of the best. Но остаются сотни других больших, средних и малых игроков. Им-то как быть?
Проект Алексея Земского не ориентирован на конкурентов по первым кнопкам федерального эфира. Не Rolls Royce от телеоборудования планируется производить и продавать, а экономически обоснованные и необходимые рынку продукты.
В нужном месте и в нужный час
Как не парадоксально, но именно сейчас, во время нарастающего экономического кризиса, сложились предпосылки для того, чтобы все получилось.
Во-первых, генератор – Алексей Земский. Если бы это был технический директор даже группы самых рейтинговых национальных каналов, то к затее можно было бы отнестить с серьезной долей скептицизма.
Но Земский – птица иного полета. Специально для тех, кто невнимательно читал его визитку: помимо прочего Земский – «заместитель генерального директора ВГТРК». Это означает, что от генерального директора ВГТРК Олега Добродеева получен карт-бланш. Иными словами, любой сотрудник колоссальной инфраструктуры от Москвы до Владивостока, в любой точке 1/6 части суши, обязан, если не помогать, то, по крайней мере, оставаться лояльным.
При всем уважении к коллегам с других каналов и медиа-групп сложно найти более влиятельного человека на рынке теле- , и радиотехнологий России. В ведении Земского самое большое в мире теле-, радиохозяйство. По количеству дочерних предприятий: региональных, федеральных и нишевых телеканалов, радиостанций ВГТРК – однозначно мировой гигант номер 1.
И, напомним, практически все закупки в этом госхолдинге централизованы. Можно ли преувеличить степень влияния на интеграторов, производителей и дистрибьюторов?
Во-вторых, страна поступательно внедряет мультипрексы, переходит на HD, цифру и т.д. и т.п., а это значит, что модернизация сотен телекомпаний неизбежна. Но у региональных телекомпаний, федеральных каналов второго и третьего уровня, нишевых каналов банально исчезли деньги на покупку современного брендового оборудования и софта.
И, судя по всему, в обозримом будущем ситуация к лучшему не изменится. В отличие от западной бизнес-традиции, требующей включения в себестоимость любого товара расходов на маркетинг, в нашей стране эта культура полностью отсутствует. Российские производители для масс-маркета и в лучшие времена не видели целесообразности в рекламе. Сейчас же, когда у потребителя нет выбора между сырами из пальмового масла, тем более не станут «выбрасываться деньги на ветер».
Оставшиеся же на рынке мировые рекламодатели управляют бюджетами максимально практично.
В-третьих, курс рубля скользит в бездну. Провинциалы же зарабатывают исключительно в рублях. Любой импортный саморез с каждым днем становится все менее доступным. Рублевые доходы и растущая стоимость импортного оборудования и софта превратились в две неперересекающиеся в реальной жизни кривые.
Итого всего
Объективно для начала собственного производства сложились все предпосылки. Факт остается фактом - зачастую самые невероятные идеи оказываются на поверхности, а их решение, казалось бы, находится на расстоянии вытянутой руки. Удастся ли ВГТРК воспользоваться этим уникальным окном возможностей, станет понятно уже в ближайшие полгода.
– Наша сверхзадача не ниша бюджетного оборудования и софта, в будущем мы планируем организацию полноценного производства, – формулирует перспективы Алексей Земский. – По нашим оценкам, следующее глобальное техническое перевооружение должно проходить в 2020 - 2022 годах. К этому времени, я уверен, по определенным направлениям (не по всем) и крупнейшие телерадиокомпании начнут покупать и ставить наши решения. Задача на сегодня и завтра добиться того, чтобы в стойках ТТЦ появились наши продукты, а пользователи постепенно начали привыкать к нему. Выбор при закупках должен делаться не по признаку «российский», а «удобный» или нет. Если потребители будут довольны, то финансисты приятно удивлены. К 2021 году НПО «Перспектива» должна стать полноценным конкурентом мировым производителям.
Прочитать остальные материалы можно в журнале ТКТ №08 (684)/2015.
Больше статей о технике кино и телевидения читайте в будущих номерах журнала. Оформить подписку на новые выпуски можно по почте или телефону +7 (495) 9896657, а почитать уже вышедшие номера — в цифровом архиве на сайте ТКТ.
![]() |
«Техника кино и телевидения» — ежемесячный журнал о трендах индустрии кино и телевидения, оборудовании и технологиях, которые используются в медиапроизводстве. Предназначен для технических директоров телеканалов, теле- и кинопроизводящих студий, кинолабораторий и т.д. Издается с июля 1957 года Тираж — 5500 экз. Оформить подписку можно по электронной почте или телефону +7 (495) 9896657. |
Комментарии