Тенденция

Окно возможностей

Технологическая компания НПО «Перспектива» холдинга ВГТРК планирует выйти на пост-советский и ближневосточный рынки с собственным оборудованием и софтом

  • 19 октября 2015
  • 1443



Осенью 2014 года, когда рубль трещал по швам, а рекламодатели снимали бюджеты на новый 2015 год или переходили на ежемесячное планирование, технологический департамент ВГТРК пригласил на встречу интеграторов, производителей, дистрибьюторов и представителей софтверных компаний. 

Не успел руководитель производственно-технологического департамента ВГТРК Алексей Земский закончить вступительную речь, как по рынку со скоростью СМС разнесся слух: «ВГТРК объявило об импортозамещении». Шок! О каком импортозамещении может идти речь в столь высокотехнологичной отрасли, как телевидение?!

– Мы никогда не заявляли об импортозамещении, – опровергает слух Алексей Земский. – Это невозможно. Ведущие телекомпании и медиа-холдинги по-прежнему будут покупать самое передовое импортное оборудование. На той встрече мы озвучили программу поддержки отечественного производителя и предложили участвовать в проекте через нашу компанию НПО «Перспектива».

Вопрос за малым – кого поддерживать. По словам технического директора «НТВ плюс» Олега Колесникова, «всех отечественных производителей можно пересчитать на пальцах... ОДНОЙ руки».
 



Не боги горшки обжигают

 
Алексею Земскому лучше, чем кому-либо, известна ситуация с отечественным оборудованием и софтом. Хотя он подчеркивает, что предлагаемые россиянами решения в целом отвечают ряду запросов региональных филиалов ВГТРК. 

Первый заместитель руководителя производственно-технологического департамента Александр Афанасьев напоминает, что у технического департамента холдинга более 10 лет положительного опыта сотрудничества с российскими производителями. Более того, он замечает, что отечественные компании несравнимо более мотивированы в отношениях с клиентами. 

– Но, если даже наше оборудование и не уступает иностранным аналогам в техническом оснащении, – говорит Александр Афанасьев, – то визуально оставляет желать лучшего. В России еще не существует культуры промышленного дизайна. В нашем проекте мы будем стремиться не только к качеству «начинки», но и к адекватному внешнему виду.

Более того, в этом проекте ВГТРК планирует стать экспериментальной базой для тестирования нового оборудования и технологий. Благо ресурсов и площадок у гиганта более, чем достаточно.

Означает ли «поддержка отечественного производителя» то, что иностранцам закрыт вход для участия в проекте.

Отнюдь нет. По словам Александра Афанасьева, ставку планируется делать не только на предприятия с отечественными учредителями. Двери открыты для всех.

– В тот момент, когда любая компания из любой точки мира открывает производство в нашей стране, – разъясняет Алексей Земский, – она автоматически попадает в катеторию «отечественный производитель». Суть нашей идеи заключается в совместном с иностранцами производстве на территории России оптимального по функционалу оборудования. Зачастую мировые бренды предлагают максимальную комплектацию с максимальным функционалом. Мы же, как практики многоуровневой и многоцелевой компании, точно знаем запросы российских потребителей. Не только творческих и технических сотрудников ВГТРК, но и других больших, средних и малых телерадиокомпаний России и других стран, входивших в СССР. Поэтому на первом этапе для плавного вхождения в рынок наши совместные предприятия будут производить, выражаясь автомобильным языком, бюджетные модели. Простые, надежные и доступные. Но это только в начале.

За счет оптимизации, стоимость этих моделей, софта резко снижается и достигается дополнительное конкурентное преимущество. Ценовое преимущество. 

Осталосб дело за малым – найти и убедить иностранных производителей:

а) в том, что бюджетная модель не разрушит рынок продаж уже запущеной в продажу люксовой;

б) организовать ее производство в России.

Задача не из простых, но Алексей Земский полагает, что союз с ВГТРК обрекает партнеров на успех. 

– Предположим, что компания производит и продает, – рассуждает он. – 250 девайсов в в год и занимает 2 или 3-е место на рынке. Из-за кризиса покупок становится меньше, конкуренты снижают цены, придумывают различные маркетинговые акции, дают дополнительные стимулирующие скидки интеграторам. Естественно, чтобы удержаться проводить схожую политику – в результате обороты и прибыль падают. Что приобретает совместная с нами компания: снижается себестоимость (не сразу, но снижается); появляется мощный маркетинговый партнер. Как следствие, даже если удастся отнять у конкурентов всего по 10-15%, то это, как минимум, позволит остаться на том же уровне продаж, одновременно, нарастив долю рынка. 

Генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев поддерживает проект Алексея Земского
Генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев поддерживает проект Алексея Земского

 
 

Суха теория, мой друг


Придумать и произвести можно самый лучший товар на свете. А вот продать его - совсем иная история. Поэтому в проекте маркетинг занимает особое место.  

– Во время ноябрьской встречи интеграторов, производителей, поставщиков, всех и многолетних, и новых партнеров, всех – без исключения – мы пригласили принять участие в этом проекте, – напоминает Алексей Земский.

Говоря на модном политическом языке, ВГТРК аккуратно предложила мягкое принуждение к партнерству. Для ВГТРК выгода партнеров проекта казалось очевидной – увеличение сбыта, рост прибыли. Сам же холдинг получал готовые технологические решения, сервисную инфраструктуру, отработанную систему сбытовую систему. 

Абстрагируясь от всего – идеальный союз. Но... идея оказалась настолько революционной, что требовала, как минимум, осмысления, прежде, чем грамотно составить оптимистический репорт в головной офис. 

Одно дело продавать. Совсем иное – наладить производство: найти и оснастить производственные помещения, обучить персонал (инженеров, рабочие на сборке), организовать логистику (одна таможня чего стоит), гарантировать соблюдение стандартов качества, получить сертификаты и т.д. и т.п. Вопросов море и за пять минут решиться могут разве небольшие производители – этакие one man show. В корпорациях все требует долгого и мучительного пути подготовки и согласования бизнес-планов, помноженных на паталогическую боязнь любого чиновника рисковать. Не даром же большие корпорации предпочитают хорошо платить за внешние разработки небольших или специализированных компаний, чем вкладывать в собственные инновации. Любой риск может обернуться потерей рабочего места.

Фактически ВГТРК предлагал не просто поддержку отечественного производителя, а революцию в мировой системе отношений в цепочке производитель – потребитель. Через сеть дочерних предприятий НПО «Перспектива» должа выйти на этот сверхконкурентный рынок. Естественно, самый известный  в мире пример сотрудничества производителей с телекомпанией – NHK. Только корпорация не занимается бюджетными линейками. Напротив, – она лаборатория технологий послезавтрашнего дня. Но не стоит забывать, – японцев поддерживает государство. Земский не скрывает, что попытка найти господдержку не увенчалась успехом. В бюджете же российских министерств и ведомств не предусмотрены расходы на поддержку отечественных производителей теле- и радиооборудования и софта.

Любой продавец мечтает максимально сблизиться с таким суперзаказчиком, полагая, что партнерство с ВГТРК по умолчанию подразумевает монополию на закупку оборудования для медиа-холдинга. Но Алексей Земский однозначно отсекает лоббизм интересов партнеров: «Я сразу предупредил. Партнерство не предполагает никаких приоритетов во время проведения тендеров холдинга. Более того, ориентация на одного заказчика означает неминуемую смерть предприятия. Я могу точно назвать крупных заказчиков, которые никогда не будут покупать оборудование и технологии напрямую у ВГТРК. Это значит, что производить нужно будет для всех и со всеми конкурировать на открытом рынке. ВГТРК же обеспечит консалтинг, тестирование и маркетинговую поддержку». 
 



Где деньги, Зин?


Союз с ВГТРК предполагает переуступку 10%-ной доли в бизнесе. Или десятую часть в совместном предприятии. Со стороны медиа-холдинга в капитал предприятий входит НПО «Перспектива». 

ТКТ: Окно возможностей

Название предприятия имеет глубокий подтекст. Во-первых, оно декларирует сверхзадачу – развитие. Во-вторых, возвращает к жизни торговую марку последнего советского телецентра.

– Получив небольшую долю, мы получаем возможность контролировать деятельность предпрития, – комментирует этот пикантный момент Алексей Земский, – Мы не сможем и не захотим блокировать решения собрания акционеров по важнейшим вопросам развития предприятия. Но хотим иметь право голоса при выборе наиболее актуальных, с нашей точки зрения, направлений линеек продукции. Надеюсь, что наше мнение будет услышано и воспринято.  

Естественно, что идти на открытый конфликт с таким крупным заказчиком никто не решился, но и с ходу подписываться под глобальный проект особо не спешил. По крайней мере, в первые месяцы. Принцип «караван идет…» еще никто не отменял.

Однако выжидательная позиция не принесла весомых результатов. Сегодня Земского и его соратника, в зависимости от отношения к замыслу, уже не считают мечтателями. Или утопистами. Их могут критиковать, искать подводные камни или скрытые мотивы, но идея выжила и выходит на новый уровень. 

Фактически ВГТРК – одна из двух системообразующих компаний на российском рынке телетехнологий. Призвав в союзники интеграторов, НПО «Перспектива» рассчитывает автоматически получить сбытовую и сервисную сеть. Так устроен этот рынок. Заказчики в подавляющем большинстве случаев ориентируются на мнение интеграторов. 

Естественно, первым шаг навстречу сделал ведущий российский интегратор – «Окно ТВ». Потом начали подтягиваться производители.
 



Мировая премьера


Вопреки дорожающему евро 13 предприятий (среди них, «Системный дом “Деловые партнеры”», Vidau Systems, Les-TV, Stream Labs), поддерживающих проект, скинулись на стенд «Объединенный российский теле- и радио центр» на выставке IBC в Амстердаме. Сложно оценить практический результат от дебюта в этом втором по значимости мировом шоу. Втором для всей индустри, но для будущей системы сбыта НПО «Перспектива» на восточно-европейском и ближневосточном рынках Амстердам – идеальный плацдарм. 

Презентовав проект в Амстердаме, Земский однозначно заявит международным компаниям – все всерьез и надолго. Хотите искать варианты – я здесь и открыт для равноправного диалога.

Второй шаг по выводу «Перспективы» на рынок менее ярок, зато, более эффективен. Поздней осенью планируется беспрецедентная маркетинговая акция. ВГТРК проведет 10-дневную конференцию с региональными российскими телерадиокомпаниями. Программу разобьют на три трехдневных потока. Технические специалисты ВГТРК проведут бесплатные мастер-классы по технологиям современного телерадиопроизводства. На конференцию планируется собрать всех и больших и малых телевизионщиков со всей страны, стран ближнего зарубежья. Гостей ожидает искушение, от которого невозможно удержаться. Бесплатное, подчеркиваем, бесплатное проживание в отеле на полном пансионе. Для полного счастья не хватает бесплатного проезда, ну и, конечно, же командировочных. 

ТКТ: Окно возможностей

Важно подчеркнуть, что конференция состоится не одновременно с выставкой НАТ-ЭКСПО. Что впрочем вполне закономерно.  
 



Единственный шанс


Россия в первый и, возможно, в последний раз получает реальную возможность превратиться из покупателя импортного оборудования, технологий и софта в производителя. Вначале – для внутреннего рынка. А, в будущем, даже стать экспортером.

Реально ли это? Или это очередная новомодная идея импортозамещения?

На первый взгляд, сама мысль о конкурентноспособности отечественной индустрии телетехники выглядит абсурдной.

Последние полтора десятка лет Россия для иностранных производителей hard & soft превратилась из советской terra incognito в Эльдорадо. «Фирмачи» невероятно заработали на технологической гонке российских телерадиокомпаний. Выбиралось самое лучшее, самое передовое, как следствие, самое дорогое. Иностранцы привыкли к надежности и щедрости российских покупателей. А весь телемир готовился к ураганному финансовому ливню под условным названием «Кубок Конфедераций 2017 и Чемпионат мира по футболу 2018».

И вдруг. Стоп, машина! 

Рубль с треском разлетелся на куски. Санкции, а в большей мере контрсанкции, погнали сетевых рекламодателей с рынка. А других собственно и нет.  

Медиа-холдинги и нишевые каналы, – все без исключения, стремительно обнаружили нарастающую дыру в графе «доходы». 

Головокружительно подскочила стоимость иностранного оборудования и софта при одновременном снижении заработков, да еще и в дешевеющих рублях. 

До апгрейда ли в этой ситуации? No money, no honey.

И тут у определенного человека на определенной и очень весомой должности родилась идея. Начать собственное производство. 
 


Все гениальное просто


Но не все простое гениально. 

Кризис кризисом, но потребность медиа-бизнеса в технологической модернизации никто не отменял. Очевидно, что гранды (ВГТРК, «Газпром-Медиа»), сражаясь за флагманские позиции, все равно, с определенной корректировкой, продолжат закупать best of the best. Но остаются сотни других больших, средних и малых игроков. Им-то как быть?

Проект Алексея Земского не ориентирован на конкурентов по первым кнопкам федерального эфира. Не Rolls Royce от телеоборудования планируется производить и продавать, а экономически обоснованные и необходимые рынку продукты. 

 


В нужном месте и в нужный час


Как не парадоксально, но именно сейчас, во время нарастающего экономического кризиса, сложились предпосылки для того, чтобы все получилось.

Во-первых, генератор – Алексей Земский. Если бы это был технический директор даже группы самых рейтинговых национальных каналов, то к затее можно было бы отнестить с серьезной долей скептицизма.

Но Земский – птица иного полета. Специально для тех, кто невнимательно читал его визитку: помимо прочего Земский – «заместитель генерального директора ВГТРК». Это означает, что от генерального директора ВГТРК Олега Добродеева получен карт-бланш. Иными словами, любой сотрудник колоссальной инфраструктуры от Москвы до Владивостока, в любой точке 1/6 части суши, обязан, если не помогать, то, по крайней мере, оставаться лояльным.

При всем уважении к коллегам с других каналов и медиа-групп сложно найти более влиятельного человека на рынке теле- , и радиотехнологий России. В ведении Земского самое большое в мире теле-, радиохозяйство. По количеству дочерних предприятий: региональных, федеральных и нишевых телеканалов, радиостанций ВГТРК – однозначно мировой гигант номер 1. 

И, напомним, практически все закупки в этом госхолдинге централизованы. Можно ли преувеличить степень влияния на интеграторов, производителей и дистрибьюторов?

Во-вторых, страна поступательно внедряет мультипрексы, переходит на HD, цифру и т.д. и т.п., а это значит, что модернизация сотен телекомпаний неизбежна. Но у региональных телекомпаний, федеральных каналов второго и третьего уровня, нишевых каналов банально исчезли деньги на покупку современного брендового оборудования и софта. 

И, судя по всему, в обозримом будущем ситуация к лучшему не изменится. В отличие от западной бизнес-традиции, требующей включения в себестоимость любого товара расходов на маркетинг, в нашей стране эта культура полностью отсутствует. Российские производители для масс-маркета и в лучшие времена не видели целесообразности в рекламе. Сейчас же, когда у потребителя нет выбора между сырами из пальмового масла, тем более не станут «выбрасываться деньги на ветер».

Оставшиеся же на рынке мировые рекламодатели управляют бюджетами максимально практично. 

В-третьих, курс рубля скользит в бездну. Провинциалы же зарабатывают исключительно в рублях. Любой импортный саморез с каждым днем становится все менее доступным. Рублевые доходы и растущая стоимость импортного оборудования и софта превратились в две неперересекающиеся в реальной жизни кривые. 



Итого всего


Объективно для начала собственного производства сложились все предпосылки. Факт остается фактом - зачастую самые невероятные идеи оказываются на поверхности, а их решение, казалось бы, находится на расстоянии вытянутой руки. Удастся ли ВГТРК воспользоваться этим уникальным окном возможностей, станет понятно уже в ближайшие полгода.

– Наша сверхзадача не ниша бюджетного оборудования и софта, в будущем мы планируем организацию полноценного производства, – формулирует перспективы Алексей Земский. – По нашим оценкам, следующее глобальное техническое перевооружение должно проходить в 2020 - 2022 годах. К этому времени, я уверен, по определенным направлениям (не по всем) и крупнейшие телерадиокомпании начнут покупать и ставить наши решения. Задача на сегодня и завтра добиться того, чтобы в стойках ТТЦ появились наши продукты, а пользователи постепенно начали привыкать к нему. Выбор при закупках должен делаться не по признаку «российский», а «удобный» или нет. Если потребители будут довольны, то финансисты приятно удивлены. К 2021 году НПО «Перспектива» должна стать полноценным конкурентом мировым производителям. 
 

Прочитать остальные материалы можно в журнале ТКТ №08 (684)/2015. 

Больше статей о технике кино и телевидения читайте в будущих номерах журнала. Оформить подписку на новые выпуски можно по почте  или телефону +7 (495) 9896657, а почитать уже вышедшие номера — в цифровом архиве на сайте ТКТ.

 
 
Журнал ТКТ
 
 
«Техника кино и телевидения» — ежемесячный журнал о трендах индустрии кино и телевидения, оборудовании и технологиях, которые используются в медиапроизводстве.

Предназначен для технических директоров телеканалов, теле- и кинопроизводящих студий, кинолабораторий и т.д.

Издается с июля 1957 года
Тираж — 5500 экз.

Оформить подписку можно по электронной почте  или телефону +7 (495) 9896657.
 
 


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее