Слова

«У меня нет предубеждения против сериалов, у меня есть предубеждение против плохих сериалов»

Режиссер фильмов «Золото» и «Реальная сказка» Андрей Мармонтов о гибели жанра русской драмы, привлекательности для зрителя имени Сергея Безрукова и условиях выхода отечественных сериалов на уровень зарубежных.

  • 14 февраля 2014
  • 584
Павел Орлов

В прокат вышел первый за много лет фильм Свердловской киностудии под названием «Золото», экранизация произведения Мамина-Сибиряка с участием Сергея Безрукова, Андрея Мерзликина и Михаила Пореченкова. Режиссер картины Андрей Мармонтов дал интервью tvkinoradio.
 
- Фильм «Золото» снят по мотивам романа Дмитрия Мамина-Сибиряка, не самого экранизируемого нашего классика. Чем был определен выбор его произведения?
-  Выбор был определен предложением Свердловской киностудии, то есть это они предложили мне снять это кино. Почему я взялся за него? Видите ли, на сегодняшний день редкому режиссеру выпадает возможность снять фильм в жанре русская драма. Он ведь никому не нужен. Между тем жанр интересный, глубокий, поэтому грех было отказываться.


 
- А с чем, на Ваш взгляд, связано то, что жанр русской драмы не востребован в нашем кино сегодня?
- Ну, это проблема не наша, это проблема мировая. Долгие, умные мысли никому не нужны. Мы живем в мире фастфуда. Я сейчас никого не хочу этим обидеть, просто это так. На сегодняшний день люди в кино ходят отдохнуть, не напрягаясь поесть попкорн, поглядеть на трюки – это не хорошо, не плохо, так есть.
 
- Сегодня, когда экранизируют классическую литературу, действие зачастую переносят в современность. Ваша картина – одно из немногих исключений. С чем связано то, что классику все реже снимают с постановочным размахом, в костюмах и декорациях времени действия, так, как это сделали Вы?
- Да, вы знаете, у нас на самом деле особого размаха-то не было. Фильм малобюджетный – студия сейчас говорит о $3 млн., но реально бюджет был около $1 млн., и даже меньше. Все снималось на энтузиазме людей. Всем, работавшим над картиной, в том числе и актерам – Сереже Безрукову, Андрею Мерзликину, Мишке Пореченкову, Ирине Константиновне Скобцевой – был настолько интересен материал, что они готовы были забыть, что такое райдер, жить в полевых условиях.
Что касается того, почему отказываются снимать подобные картины – все очень просто. Порог окупаемости кино в России на сегодняшний день – $1,5-2 млн. Больше этого могут позволить себе только те люди, у которых есть поддержка государства, особенно, учитывая, что, как мы уже говорили, классика никому не нужна. Действие переносят в наше время может быть для того чтобы удешевить производство, и еще потому что ищут некое современное прочтение. Но в моем понимании современное прочтение классики заключается не в костюмах, а в драме, в том, что происходит между персонажами. А также в языке, которым они говорят. Не зря в «Золоте» герои принципиально говорят на современном русском языке. Что касается драмы между персонажами – мы шутили, когда снимали, что слоган у фильма должен быть: «Лихие 90-е. Век XIX» (смеется). Помимо присутствия Сергея Безрукова, сюжет очень похож на то, что всегда происходило и происходит в нашей стране.


 
- Поскольку фильм снимался на Свердловской киностудии, переживавающей с начала 90-х годов не самые лучшие времена, скажите, как бы Вы оценили развитие студии на данный момент?
- В данный момент у Свердловской киностудии есть один фильм – «Золото». И так уже 6 лет, не считая каких-то документальных фильмов для телевидения по заказу. От огромной Свердловской киностудии осталось одно здание. Поэтому ну что можно сказать? На мой взгляд, Свердловской киностудии не существует. Там есть несколько хороших сценаристов, операторов-постановщиков, художник по костюмам был замечательный – и все, там просто нет людей, кто бы мог снимать кино.
 
- Съемки фильма проходили еще в 2008 году. С чем связано то, что картина столь долгое время шла к зрителю?
- Это вопрос не ко мне, а к продюсерам, потому что, как все мы знаем, на сегодняшний день настал век продюсерского кино. Фильм был снят достаточно быстро – за 35 смен. А в дальнейшем происходил процесс монтажа, разговоров и так далее. Но, конечно, мне очень жаль, потому что когда ты встречаешься со своим фильмом через 6 лет, то возникает очень странное ощущение. Ты как бы видишь себя 6-летней давности, и понимаешь, что в тебе уже многое изменилось. Так что, конечно, какие-то вещи я бы сейчас снял по-другому. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Хорошо, что фильм хоть как-то попал к зрителю.


 
- В связи с тем, что в картине, как Вы уже сказали, приняли участие крупные российские актеры, как Вы считаете, в современном российском кино имя артиста может привлечь зрителя в кинозал?
- Ну, вообще, будем говорить честно, сам запуск фильма был обусловлен наличием Сергея Безрукова. Но я придерживаюсь мысли о том, что кино делает не актер, а тема. Конкретно это кино, боюсь, что не привлечет зрителя. Такого рода фильмы, конечно, можно продать, как был продан «Остров», как был продан «Царь» - очень грамотно проданные фильмы. Но у «Золота» просто нет такой кампании. О фильме просто знают какие-то люди, ну и знают себе. Это на самом деле грустно, потому что те же прокатчики занимаются «Трудно быть Богом». Ладно не продавать «Золото», но не продавать «Трудно быть Богом», не трубить на каждом углу о последнем фильме Германа, на мой взгляд, просто стыдно.
 
- Вы работаете как над сериалами, так и над полнометражными картинами. В чем для Вас разница в режиссуре того и другого?
- На сегодняшний день – ни в чем. Нет разницы. Вот последний проект, над которым я работал, сериал «Бессонница», делался с выработкой 5 минут в смену. То есть как в кино. И снимал я так, как это делается в кино, и также нами строилась драма. Но вопрос в другом. Не надо путать этот проект с какими-нибудь условными «Ментами», которые снимаются просто для того, чтобы заработать денег – там вообще никого не волнует качество того, что сделано. Если же это проект, продюсеры которого изначально хотят, чтобы он был качественным, то он и снимается как кино. Единственная, конечно, сложность в том, что в таком случае получается гораздо больше смен, а это физически очень тяжело. Если «Золото» снималось 35 смен, то «Бессонница» снималась 138 смен. Полгода ежедневной работы – это невероятно тяжело, но поскольку очень хочется, чтобы это было хорошо, ты и снимаешь.
У меня нет предубеждения против сериалов, у меня есть предубеждение против плохих сериалов. То кино, которое интересно мне, а это не кино-аттракцион, а кино-история, действительно ушло на сегодняшний день в сериалы. Боюсь, в целом, кино как искусство истории, заканчивается. Однако чем быстрее продюсеры это поймут, тем больше интересных сериалов мы успеем сделать.


 
- Премьера «Бессонницы» состоится в Интернете. С чем связан подобный ход?
- С тем, что продюсеры ищут новые способы финансирования сериалов. «Бессонница» снята с бюджетом большим, чем бюджет обычных российских сериалов. Команда, которая делала фильм – это не обычная сериальная команда, а немножко другая. Создатели организовали свой портал, и за просмотр одной серии будут брать какие-то там смешные деньги. Если удастся заработать хоть немножко, то я думаю, что у российских сериалов в целом будет хороший потенциал. Продюсеры понимают, что они делают не на деньги канала, а значит им важно сделать качественно.
 
- А на уровень зарубежным сериалов отечественные производители когда-нибудь выйдут?
- Я думаю да. Что нам не хватает? Актерская школа у нас существует. Режиссеров как было не много, – ну так их всегда и во всем мире не много, – но они есть. Два-три десятка серьезных, внятных режиссеров в нашей стране есть. Валерий Тодоровский взялся за сериал? Взялся. Вышло достойно? Очень. Потому что Тодоровский – это режиссер, который всегда рассказывает историю. А, например, Тимур Бекмамбетов – это человек, которому история интересна не очень, он больше занимается экшном и аттракционами. Так он в сериалы-то, наверное, и не пойдет. Затем, операторы у нас есть. Техника есть. Ну и последняя базовая вещь – это сценарная школа. Думаю, у нас, также как и везде, есть авторы, которые умеют писать сценарии. А раз все необходимое есть, то, на мой взгляд, когда произойдет продажа отечественного сериала в Интернете, как это происходит с зарубежными сериалами, тогда сразу изменится и система финансирования. А от нее зависит и картинка, и качество драмы, и актеры, и все прочее.


 
- А почему нынешняя система финансирования не позволяет нашим сериалам достигнуть уровня зарубежных?
- Бюджеты наших сериалов формируются по-другому, нежели зарубежных. На сегодняшний день у нас финансирует только канал. Канал тебе дал денег, заказ есть, значит, ты уже вообще не заинтересован в качестве, ты просто должен заработать. В итоге до съемочной группы доходят копейки. А вот если ты начинаешь прямую продажу своей продукции в том же Интернете – это другой подход. Зритель заплатил, условно, доллар – поглядел серию. Если такая система у нас утвердится, на мой взгляд, в кино и в сериалах у нас произойдет революция.
Есть еще другая проблема – у нас как воровали, так и воруют. Когда мы говорим о неудачном коммерческом проекте «Реальная сказка», мы забываем о количестве скачиваний фильма с торрентов. И тут дело даже не в том, что мы как авторы должны были заработать деньги, а в том, что наши инвесторы получили бы обратно свои деньги и дали бы нам возможность еще что-то сделать. Американцы могут позволить себе свои бюджеты, потому что их кино, во-первых, продается во всем мире, во-вторых – оно продается, а не воруется. В общем, как только у нас изменятся бюджеты телесериалов, конечно, я думаю, мы выйдем на зарубежный уровень. В «Бессоннице» мы это попытались сделать. Она еще не закончена, но ее уже покупают английские дистрибьюторы для показа на своем канале. 


Комментарии

Комментариев: 4

а может для того чтобы выйти на зарубежный уровень сериалов, не нужно все в наглую передирать, да я говорю не про все сериалы, те что с нашей тюремной романтикой семнадцатых годов у нас выходят до такого там никто и не дадумается, а если и дадумается, то он дальше пол пилота не пойдет, просто нам нужно шлаком эфир заполнять, а что лохи платят а такие же хавают, пока вкус к народу не вернется и они не проголасуют кнопкой, ничего не изменится!!!

Лиля, любовь зла . . .

Не трогайте Безрукова! Он настоящий гений! Я его люблю!

интересно, сыграет ли Безруков в старости Льва Толстого? а что, там целая скандальная история вокруг последних дней его жизни, побегом из Ясной Поляны. если грамотно подать, да еще и с лихими 90-ыми, но в 19 веке! плюс Безруков, на котрого явно пойдут и ходить еще долго будут...

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Чем хуже, тем лучше: 10 ужасных фильмов, ставших классикой

Решили вспомнить те редкие, но яркие случаи, когда фильм оказывался плохим настолько, что со временем обретал статус классики. Разумеется, все ассоциации с «Матильдой» случайны

  • 6 ноября
  • 9294
Практика

8 советов, как монтировать материал, снятый с дрона

Простые способы сделать ваш проект визуально привлекательнее на постпродакшне

  • 7 ноября
  • 3397
Тенденция

«Дюнкерк» совершенно точно получит «Оскар» за лучший фильм. Или нет?

Фильм Кристофера Нолана — явный фаворит Американской киноакадемии в этом году. Но успех или неудача «Дюнкерка» повлияет не только на его авторов, но и на «Оскар» в целом

  • 5 ноября
  • 2854
Практика

Как получить анаморфотное изображение без анаморфотного объектива

Задумайтесь: может быть, вам не нужна дорогостоящая оптика, чтобы в вашем фильме появилось знаменитое боке и горизонтальные блики

  • 10 ноября
  • 2317
Практика

Как это снято: «Титаник»

Двадцать лет назад «Титаник» отправился покорять сердца миллиардов зрителей по всему миру, в честь чего предлагаем вспомнить обстоятельства создания оскаровского рекордсмена и одного из самых технологически сложных фильмов в истории

  • 9 ноября
  • 2150
Практика

5 распространенных ошибок цветокоррекции

Процесс цветокоррекции — не самая простая часть кинопроизводства, и нужно быть особенно внимательным, чтобы зрителю не казалось, что видео делал новичок

  • Вчера
  • 1693
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее