Главная / Мнение / Уберите ваших маленьких детей от наших голубых экранов

Уберите ваших маленьких детей от наших голубых экранов

Вообще, изначально этот текст начинал рождаться, как история про контрпрограммирование на примере известно каких сериалов, запущенных на СТС и ТНТ в сентябре 2015 года. Но руководство СТС решило совместить первый и второй сезоны «Лондонграда», так что до итогов пока далеко, тем более что сериал про наших в Британии вдруг начал выруливать на драматический путь, постепенно сходя с авантюрно-приключенческой дорожки.
 
Да и сравнения ТНТ с СТС сейчас уже кажутся и неуместными, и неоригинальными: статьи под кодовым названием «“Лондонград” vs “Измены”» в конце сентября не писал редкий телекритик. Но я не телекритик и не претендую на знание всех тонкостей отечественного телепроизводства. Одно могу сказать точно: с моей субъективной колокольни прекрасно видно, что ТНТ уже может спокойно конкурировать не со своим развлекательным партнером, а бери выше. Да-да, с самим Первым.

ТНТ
 
Началось это всё не сегодня и не вчера. У меня даже есть примерная точка отсчета, когда с ТНТ начали считаться главные государственные каналы. Но сперва стоит вспомнить, что собой представлял канал около десяти лет назад. «Дом-2», Букины, «Саша + Маша» да «Окна» с Нагиевым. Торжество плохого вкуса поддержала молодежь, отказавшаяся от кавээновского успеха в пользу «экспериментального» юмора на Comedy Club. Вы, наверное, уже и не помните, но появившаяся тогда на сцене «Манера» молодая шпана воспринималась телезрителями исключительно как укурки, наркоманы и гомосексуалисты.
 
Я вспоминаю историю, случившуюся во время моей учебы на режиссерском. Мы с друзьями-коллегами как раз сидели в помещении, называемом на ВКСР «буфетом», то есть вокруг электрического чайника, и обсуждали ситуацию, когда «Универ» перестал быть плохо сыгранным и снятым за копейки скетч-шоу и превратился в «Универ. Новая общага» – вполне себе кино. Мимо проходила наша однокурсница и, услышав нашу беседу, фыркнула: «Как вы можете обсуждать это?» Мы спросили у нее: «А ты хоть видела?» – на что она возмутилась: «Нет, конечно!»
 
Универ
Сериал «Универ. Новая общага» на ТНТ 

Я не знаю, какова была стратегия финансиста Артура Джанибекяна и генпродюсера канала Дмитрия Троицкого, но Comedy Club Production и 7ART, появившиеся спустя несколько лет после первого успеха «Камеди», во многом определили судьбу ТНТ. Возможно, и сейчас есть люди, которые до сих пор считают канал ТНТ «сборищем идиотов», но мы с вами трезвые люди и понимаем, что это давно не так.
 
Давайте вернемся к точке отсчета, когда что-то сломалось в схеме «ТНТ – канал для гопоты и укурков» и слоганом стала не самая удачная фраза в мире, но довольно ёмко объясняющаяся смысл происходящего – «Почувствуй нашу любовь». Для меня этой точкой явилось лето 2012 года. Тогда Сергей Светлаков и Гарик Мартиросян подписали договор с ТНТ, согласно которому они не могли появляться на других каналах. Это был сезон, когда выходящий на Первом «Прожекторпэрисхилтон» находился на пике популярности. Доверять слухам – занятие сомнительное, но редко когда еще так активно обсасывалась история про то, как, якобы, Константин Эрнст сам (сам!) пришел к тогдашнему гендиректору «Газпром-Медиа» Николаю Сенкевичу, чтобы попросить «одолжить» двух ведущих у ТНТ ради одного проекта на Первом, но Сенкевич отказал ему (отказал! ему!). Слухи слухами, но есть достоверная цитата главы «Газпром-Медиа»: «У нас была заключена сделка с продюсерским центром Comedy Club Production. И одним из условий этого соглашения было то, что ключевые сотрудники этой компании сотрудничают только со структурами холдинга и, прежде всего, каналом ТНТ. Более того, такие соглашения и такие условия для наших ведущих не являлись ни для кого секретом. Добрая воля это, конечно, хорошо, но есть контракт, есть условия. И мы не можем их менять или переделывать».

Comedy Club
Comedy Club на ТНТ 
 
Почему мне кажется это важным? Потому что именно тогда окончательно сформировалась супергеройская команда ТНТ, подобно «вселенной Marvel». В «Таком кино» может оказаться персонаж из «Универа», в «Универе» – актер из «Однажды в России», в «Однажды в России» – член команды «Интернов», в «Интернах» – участник «ХБ», а все вместе они появляются в «Камеди Клабе» и «Comedy Woman». Круг не замыкается, вселенная ТНТ прирастает новыми супергероями. Продюсеры 7ART и Comedy Club Production становятся собственниками, без шуток, медиаимперии. Это может выглядеть хорошо, а может смотреться очень плохо, но у ТНТ получилось хорошо. Знаете почему? Конечно, знаете.
 
За последние год-два нынешний гендиректор ТНТ Игорь Мишин запустил проекты, которые не могли себе позволить ни Эрнст, ни Муругов. Точнее, Эрнст может все, но он же не запустил заново «Закрытый показ», а Мишин, воспользовавшись паузой, начал показывать по воскресеньям «Открытый показ» с «Овсянками», «Дураком» и даже «Нимфоманкой» (пускай, нещадно порезанной, но всё же). При этом рейтинг «Открытого показа» не поднимается выше 1%, и такая цифра рождает не жалость, а гордость. «Безумству храбрых…» В конце концов, с правами на первый телепоказ «Убрать из друзей» Константин Львович мог бы и не париться, зная его дружбу с Тимуром Бекмамбетовым. Эрнст не парился. Мишин воспользовался ситуацией и показал первым самый прибыльный фильм режиссера постсоветского пространства.
 
Игорь Мишин
Игорь Мишин, генеральный директор ТНТ 

Мишин может себе позволить продюсировать совсем не детский «Орлеан», ведет переговоры о показе на своем канале «Страны Оз» Сигарева и с искренней радостью просит журналистов о том, чтобы те внимательнее смотрели Comedy Club. А юмор в «Камеди» существенно вырос за десять лет: тут вам и жесткие шутки про санкции, и зубастая сатира в монологах Павла Воли, и прямое издевательство над выборными кампаниями, и миниатюры с «Путиным».
 
Примеров много. Но толчком к написанию этого текста, который, кажется, и без меня крутится у всех в голове, послужил, конечно, сериал «Измены». У него был скромный пиар (во всяком случае, не такого масштаба, как у «Лондонграда»), почти отсутствовала поддержка в СМИ разного вида. Но у «Измен» был режиссер Вадим Перельман с тремя номинациями на «Оскар» за «Дом из песка и тумана», были диалоги на нормальном русском языке, был понятный каждому сюжет и была главная российская актриса XXI века Елена Лядова. Пускай Лядова и заявлена как исполнительница главной роли, но её Ася – скорее, макгаффин, а сериал не про измены.

Сериал Изменя на ТНТ
Сериал «Измены» на ТНТ
 
Всего вышеперечисленного хватило сполна, чтобы покорить зрителей и вывести канал ТНТ из разряда «один из двух развлекательных каналов России» на совсем другую, еще не изведанную современным телевидением территорию, где утром показывают мультики, днем смеются, вечером крутят что-то очень дорогое из каталога Warner Bros., а ночью показывают ту же «Нимфоманку».
 
Я не говорю, что ТНТ – телевидение мечты. Я не говорю, что сделай, как на ТНТ, и тебя будут все любить. Тебя, наоборот, скорее всего, будут все ненавидеть. Но включая этот канал, я всегда думаю: как же все просто, почему никто, кроме Мишина с Дулерайном, не догадался в свое время о таком вот простом рецепте приготовления собственного контента? Едва ли не хвастаясь тем, что благодарную аудиторию 12+ здесь не очень-то ждут. Так что уберите детей подальше от телевизора, почувствуйте себя эгоистом.
 
Заставлю себя вставить собственное мнение по поводу «Измен» и «Лондонграда». Но только лишь потому, чтобы вы не думали, что я прошу вас встать по одну сторону баррикад. Если коротко, то в сериале СТС есть существенные плюсы, вроде выдающегося русского актера Павла Юрьевича Ильина, а в «Изменах» есть куча сценарных косяков.

Ильин Павел
Павел Ильин в сериале «Лондонград. Знай наших!» на СТС

На ТНТ, не будем забывать, всё еще есть и «Дом-2», и «Битва экстрасенсов» (но, кстати, «Дом-2» давно уже вызывает не больше раздражения, чем прогноз погоды, а «Экстрасенсы» кажутся то ли шуткой, то ли недоразумением). Скоро на Первом выйдет «Метод», чей потенциал огромен, но мы все равно будем его сравнивать не с «Декстером», а с новейшей историей отечественного телевизионного производства. И если я где-то переоценил вклад ТНТ в развитие нашего «телика», то это всё эмоции, а, как известно, эмоциональный взгляд на вещи – самый честный и неподвластный голосам извне.