Обзоры

10 фильмов, снятых в форме дневника

К выходу «Марсианина», в котором особое и значительное место занимает дневник космонавта Марка Уотни, вспоминаем еще десять фильмов, в которых все только и делают, что записывают свои мысли на бумагу или видео


01. «127 часов» (Дэнни Бойл, 2010)



 
Как и Марк Уотни, персонаж Джеймса Франко в одиночку справляется с угрозой смерти и ведет видеодневник. Камера, фиксирующая хронику выживания, становится собеседником героя и помогает справиться с бессилием и отчаянием.
 


02. «Дневник сельского священника» (Робер Брессон, 1950)



 
Чаще всего дневниковая форма кинопроизведения обусловлена структурой литературного первоисточника. Это относится и к «Марсианину», основанному на романе Энди Вейера, и к экранизации «Дневника сельского священника» Жоржа Бернаноса. В великой картине Брессона, которую особенно ценил Андрей Тарковский, записи главного героя позволяют увидеть его точку зрения на события, а не просто выстроить их последовательность. Дневник здесь – в больше степени форма рефлексии, а не повествования.
 


03. «Дневник Анны Франк» (Джордж Стивенс, 1959)



 
Одно из важнейших документальных свидетельств событий Второй мировой войны – дневник еврейской девочки Анны Франк, написанный во времена нацистской оккупации Нидерландов в замкнутом пространстве амстердамского чердака, многократно экранизировался. Однако самой удачной киноадаптацией остается первая голливудская версия, созданная Джорджем Стивенсом и удостоенная трех премий «Оскар».
 


04. «Дорогая Венди» (Томас Винтерберг, 2004)



 
Если Анна Франк в своем дневнике обращалась к вымышленной подруге по имени Китти, то персонаж Джейми Белла рассказывает свою историю некой дорогой Венди. В сценарии Ларса фон Триера, реализованном его соратником по «Догме 95» Томасом Винтербергом, назван револьвер, нежно любимый главным героем. Сам фильм, вызвавший противоречивые оценки у мировой критики, особенно полюбился в России, где получил «Серебряного Святого Георгия» за лучшую режиссуру на ММКФ.



05. «Дневник Бриджет Джонс» (Шэрон Магуайр, 2001)



 
Любимая в России и, на первый взгляд, легковесная комедия по бестселлеру Хелен Филдинг. Дневниковую форму фильм перенял у книги, которая, в свою очередь, позаимствовала ее у классического английского женского романа. Современная ироническая версия «Гордости и предубеждения» доказала, что одинокая тридцатилетняя женщина может пить, курить, есть всё подряд и при этом не быть оголтелой феминисткой, а крутить роман с начальником и в придачу встретить своего прекрасного принца мистера Дарси.
 


06. «Дневник его жены» (Алексей Учитель, 2000)



 
Форму повествования для сценария о частной жизни Ивана Алексеевича Бунина выбрала еще одна нешаблонная феминистка Авдотья Смирнова. Ретро-драма мастера жанра Алексея Учителя открывается словами жены писателя: «Я начала вести дневник, чтобы хоть с ума не сойти», – и от ее лица рассказывает историю тройственного союза, ставшего предметом многочисленных пересудов в среде российской послереволюционной эмиграции.
 


07. «Дракула» (Френсис Форд Коппола, 1992)



 
Шедевр постмодернизма Копполы базируется на множестве кинематографических и литературных приемов, среди которых и дневник героя. Важную роль в картине играют записи сразу четырех персонажей – Джонатана Харкера, его невесты и возлюбленной Дракулы Мины Мюррей, доктора Джека Сьюарда и безымянного капитана корабля «Деметра». Закадровый текст, основанный на дневниках, позволяет в данном случае сохранить разумные пределы хронометража и отсылает к эпистолярной форме романа Брэма Стокера.
 


08. «Дневник Дэвида Гольцмана» (Джим МакБрайд, 1967)



 
Конечно, дневниковая форма в кино далеко не всегда сопряжена с «литературщиной». Доказательство этому – картина Джима МакБрайда, открывшего модные нынче докуфикшн и мокьюментари задолго до «Ведьмы из Блэр», «Паранормального явления», упомянутых «127 часов» и даже «России 88». Фильм, благодаря которому Брайан Де Пальма решил стать режиссером, представляет собой видеодневник вымышленного молодого кинодокументалиста Дэвида Гольцмана. Герой пытается понять свою жизнь, снимая на пленку все, что с ним происходит.
 


09. «Уолден: Дневники, записки и наброски» (Йонас Мекас, 1969)



 
Путем псевдорежиссера Дэвида Гольцмана всю свою творческую жизнь идет и настоящий классик дневниковой киноформы, важный автор «нового американского кино» Йонас Мекас. В хрестоматийной трехчасовой ленте «Уолден» документалист запечатлел свои прогулки по Нью-Йорку в поэтическом ключе, хотя обстоятельства съемок были весьма прозаичными. Занятость на работе оставляла Мекасу не так много времени на кинематограф, и тогда он решил ежедневно снимать короткие субъективные заметки, которые в итоге сложились в фильм, способный рассказать о его авторе больше, чем о герое – городе Нью-Йорке.

 

10. «Фрэнк» (Леонард Абрахамсон, 2014)



 
Квинтэссенция современной дневниковой формы – блог – на полную катушку используется в инди-комедии Леонарда Абрахамсона «Фрэнк». Чтобы подчеркнуть масштабы влияния социальных медиа на людей искусства, режиссер делает главного героя – незадачливого музыканта, мечтающего о славе, – активным пользователем твиттера, фейсбука, ютьюба и далее по списку. К слову, ни к чему хорошему увлечение пиаром персонажа Донала Глисона не приводит, а его дневник становится «яблоком раздора», провоцирующим распад авангардной рок-группы, в которой тщеславному юноше посчастливилось оказаться наряду с настоящими талантами.
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 7878
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 3271
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 2873
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2671
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее