Обзоры

10 фильмов, снятых в форме дневника

К выходу «Марсианина», в котором особое и значительное место занимает дневник космонавта Марка Уотни, вспоминаем еще десять фильмов, в которых все только и делают, что записывают свои мысли на бумагу или видео

  • 9 октября 2015
  • 2978
Маргарита Васильева

01. «127 часов» (Дэнни Бойл, 2010)



 
Как и Марк Уотни, персонаж Джеймса Франко в одиночку справляется с угрозой смерти и ведет видеодневник. Камера, фиксирующая хронику выживания, становится собеседником героя и помогает справиться с бессилием и отчаянием.
 


02. «Дневник сельского священника» (Робер Брессон, 1950)



 
Чаще всего дневниковая форма кинопроизведения обусловлена структурой литературного первоисточника. Это относится и к «Марсианину», основанному на романе Энди Вейера, и к экранизации «Дневника сельского священника» Жоржа Бернаноса. В великой картине Брессона, которую особенно ценил Андрей Тарковский, записи главного героя позволяют увидеть его точку зрения на события, а не просто выстроить их последовательность. Дневник здесь – в больше степени форма рефлексии, а не повествования.
 


03. «Дневник Анны Франк» (Джордж Стивенс, 1959)



 
Одно из важнейших документальных свидетельств событий Второй мировой войны – дневник еврейской девочки Анны Франк, написанный во времена нацистской оккупации Нидерландов в замкнутом пространстве амстердамского чердака, многократно экранизировался. Однако самой удачной киноадаптацией остается первая голливудская версия, созданная Джорджем Стивенсом и удостоенная трех премий «Оскар».
 


04. «Дорогая Венди» (Томас Винтерберг, 2004)



 
Если Анна Франк в своем дневнике обращалась к вымышленной подруге по имени Китти, то персонаж Джейми Белла рассказывает свою историю некой дорогой Венди. В сценарии Ларса фон Триера, реализованном его соратником по «Догме 95» Томасом Винтербергом, назван револьвер, нежно любимый главным героем. Сам фильм, вызвавший противоречивые оценки у мировой критики, особенно полюбился в России, где получил «Серебряного Святого Георгия» за лучшую режиссуру на ММКФ.



05. «Дневник Бриджет Джонс» (Шэрон Магуайр, 2001)



 
Любимая в России и, на первый взгляд, легковесная комедия по бестселлеру Хелен Филдинг. Дневниковую форму фильм перенял у книги, которая, в свою очередь, позаимствовала ее у классического английского женского романа. Современная ироническая версия «Гордости и предубеждения» доказала, что одинокая тридцатилетняя женщина может пить, курить, есть всё подряд и при этом не быть оголтелой феминисткой, а крутить роман с начальником и в придачу встретить своего прекрасного принца мистера Дарси.
 


06. «Дневник его жены» (Алексей Учитель, 2000)



 
Форму повествования для сценария о частной жизни Ивана Алексеевича Бунина выбрала еще одна нешаблонная феминистка Авдотья Смирнова. Ретро-драма мастера жанра Алексея Учителя открывается словами жены писателя: «Я начала вести дневник, чтобы хоть с ума не сойти», – и от ее лица рассказывает историю тройственного союза, ставшего предметом многочисленных пересудов в среде российской послереволюционной эмиграции.
 


07. «Дракула» (Френсис Форд Коппола, 1992)



 
Шедевр постмодернизма Копполы базируется на множестве кинематографических и литературных приемов, среди которых и дневник героя. Важную роль в картине играют записи сразу четырех персонажей – Джонатана Харкера, его невесты и возлюбленной Дракулы Мины Мюррей, доктора Джека Сьюарда и безымянного капитана корабля «Деметра». Закадровый текст, основанный на дневниках, позволяет в данном случае сохранить разумные пределы хронометража и отсылает к эпистолярной форме романа Брэма Стокера.
 


08. «Дневник Дэвида Гольцмана» (Джим МакБрайд, 1967)



 
Конечно, дневниковая форма в кино далеко не всегда сопряжена с «литературщиной». Доказательство этому – картина Джима МакБрайда, открывшего модные нынче докуфикшн и мокьюментари задолго до «Ведьмы из Блэр», «Паранормального явления», упомянутых «127 часов» и даже «России 88». Фильм, благодаря которому Брайан Де Пальма решил стать режиссером, представляет собой видеодневник вымышленного молодого кинодокументалиста Дэвида Гольцмана. Герой пытается понять свою жизнь, снимая на пленку все, что с ним происходит.
 


09. «Уолден: Дневники, записки и наброски» (Йонас Мекас, 1969)



 
Путем псевдорежиссера Дэвида Гольцмана всю свою творческую жизнь идет и настоящий классик дневниковой киноформы, важный автор «нового американского кино» Йонас Мекас. В хрестоматийной трехчасовой ленте «Уолден» документалист запечатлел свои прогулки по Нью-Йорку в поэтическом ключе, хотя обстоятельства съемок были весьма прозаичными. Занятость на работе оставляла Мекасу не так много времени на кинематограф, и тогда он решил ежедневно снимать короткие субъективные заметки, которые в итоге сложились в фильм, способный рассказать о его авторе больше, чем о герое – городе Нью-Йорке.

 

10. «Фрэнк» (Леонард Абрахамсон, 2014)



 
Квинтэссенция современной дневниковой формы – блог – на полную катушку используется в инди-комедии Леонарда Абрахамсона «Фрэнк». Чтобы подчеркнуть масштабы влияния социальных медиа на людей искусства, режиссер делает главного героя – незадачливого музыканта, мечтающего о славе, – активным пользователем твиттера, фейсбука, ютьюба и далее по списку. К слову, ни к чему хорошему увлечение пиаром персонажа Донала Глисона не приводит, а его дневник становится «яблоком раздора», провоцирующим распад авангардной рок-группы, в которой тщеславному юноше посчастливилось оказаться наряду с настоящими талантами.
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6750
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 6431
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 5324
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4739
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4755
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 4173
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее