Слова

Меньше, да лучше: как кризис отразился на киноиндустрии

Мнение кинопродюсеров о том, стоит ли экономить на специалистах и экспериментировать с оборудованием, от чего нужно отказаться на стадии производства и можно ли заменить зарубежный постпродакшн на отечественный без потери качества

Финансовый кризис отрицательно сказался на объеме российских картин, запущенных в производство. В 2014 году количество выпущенных в прокат отечественных фильмов сократилось на 12,7% по сравнению с предыдущим годом. Наиболее ощутимые проблемы кинематографисты испытали в конце 2014 года, когда сильно упал рубль. Многим компаниям пришлось отказаться от съемок за пределами России и сократить бюджеты проектов на 20-50%. По мнению опрошенных продюсеров, ситуация остается сложной, но не безвыходной.

В первую очередь трудности коснулись проектов, бюджет которых рассчитан до девальвации рубля. С учетом нового курса резко подорожали декорации, транспортные расходы и техника. Оказавшись в новой экономической ситуации, продюсеры начали сокращать расходы. Но подход к этому у всех разный. Одни предпочитают экономить на зарплатах, другие стараются привлечь сильных профессионалов и за счет этого сократить количество съемочных дней без потери качества.
 
Михаил Китаев, исполнительный продюсер кинокомпании «Водород»Михаил Китаев, исполнительный продюсер кинокомпании «Водород»:
«По моему мнению, в кризис нельзя экономить на специалистах. Важны все – от костюмеров до техников. Часто экономят на количестве репетиций и съемочных днях. Так как в Москве снимать дорого, нередко выбор падает на Петербург и Ярославль. Чтобы удешевить производство, приходится отказаться от сложных операторских съемок».
 
Одна из главных проблем, возникающих при сокращении бюджета, как не потерять в качестве. Найти оптимальный баланс при сокращении бюджета до 50% непросто.
 
Михаил Колодяжный, директор картин «А зори здесь тихие» и «Зеленая карета»Михаил Колодяжный, директор картин «А зори здесь тихие» и «Зеленая карета»:
«Сокращение зарплат уже состоявшихся профессионалов избежать все-таки не удается. Однако если на проекте работает хорошая команда, то не надо бояться привлекать талантливую молодежь, способную быстро учиться».
 
В начале этого года за сокращение зарплат выступил Федор Бондарчук, который в интервью «Коммерсанту» заявил, что рынок зарплат в киноиндустрии перегрет и заработки среднего звена технического персонала завышены. При этом Бондарчук видит свои плюсы в кризисе: снимать в России стало дешевле, а подорожавший зарубежный постпродакшн можно без потери качества заменить на отечественный.
 
Задача сохранить качество остается актуальной для всех участников кинопроцесса.

Алексей Пименов, исполнительного продюсера киностудии «NEW LINE OF STARS STUDIO»Алексей Пименов, исполнительного продюсера киностудии «NEW LINE OF STARS STUDIO»:  
«Несмотря на кризис, важно создать все условия для комфортной работы на площадках. Мы не можем плохо одеть дорогого актера и выделить ему неподходящую гримерку. Стараемся искать скрытые резервы в бюджете и нам важно обеспечивать достойные условия труда, не только актерам, но и всем участникам кинопроцесса».
 
Падение курса рубля, конечно, сказалось на стоимости кинопроцесса. В начале этого года подорожала аренда аппаратуры, павильонов и специализированной автотехники.

Ксения Попова, генеральный директор компании по прокату кинотехники X-Ray:
«Это связано с тем, что практически вся техника для киноиндустрии производится в Европе и Америке. Все расходные материалы выросли в цене в два раза, при этом цены на наши услуги подорожали всего на 20%. Некоторые продюсеры пытаются сэкономить и обращаются к частным арендодателям, но, как правило, это потеря качества и своего времени, так как никто не гарантирует, что оборудование будет работать исправно».
 
Даниил Махорт, исполнительный продюсер кинокартин «Беременный» и «Чемпионы»Даниил Махорт, исполнительный продюсер кинокартин «Беременный» и «Чемпионы»:
«Сейчас стоит работать с проверенными, известными на рынке компаниями, предоставляющими технику для производства кино. У крупных состоявшихся компаний намного больше возможностей».
 
Несмотря на все проблемы, связанные с сокращением бюджетов и сложностями поиска новых инвестиций, прошлый год стал рекордным (за последние 8 лет) по количеству фильмов, снятых при участии государства. Из 96 прошлогодних картин при поддержке Министерства культуры снято 56 фильмов. В этом году на производство фильмов из бюджета будет выделено 6,9 миллиарда рублей. Эта мера призвана поддержать объем выпускаемых отечественных фильмов на уровне последних лет.
 
Тем не менее денег на проекты у продюсеров стало меньше, инвесторов пугает низкий уровень окупаемости. Сказываются повышение кредитных ставок и потеря украинского рынка. По оценке гендиректора компании «Всемирные русские студии» Юрия Сапронова, которую приводит «Коммерсантъ», заморожено около 40% новых кинопроектов.
 
Евгений Непейвода, управляющий партнер компании «Кинодоктор»: Евгений Непейвода, управляющий партнер компании «Кинодоктор»:
«Снимать стали меньше. Но за последний год качество проектов, с которыми мы сотрудничаем, выросло. На плаву остаются те, у кого наибольший коммерческий потенциал. Что касается компаний, обсуживающих процесс кинопроизводства, кризис вынуждает уйти c рынка случайных людей и мелких игроков».

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 650
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 483
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2264
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2193
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1110
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1408
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее