Слова

Меньше, да лучше: как кризис отразился на киноиндустрии

Мнение кинопродюсеров о том, стоит ли экономить на специалистах и экспериментировать с оборудованием, от чего нужно отказаться на стадии производства и можно ли заменить зарубежный постпродакшн на отечественный без потери качества

  • 29 сентября 2015
  • 1432
Андрей Пиджуков

Финансовый кризис отрицательно сказался на объеме российских картин, запущенных в производство. В 2014 году количество выпущенных в прокат отечественных фильмов сократилось на 12,7% по сравнению с предыдущим годом. Наиболее ощутимые проблемы кинематографисты испытали в конце 2014 года, когда сильно упал рубль. Многим компаниям пришлось отказаться от съемок за пределами России и сократить бюджеты проектов на 20-50%. По мнению опрошенных продюсеров, ситуация остается сложной, но не безвыходной.

В первую очередь трудности коснулись проектов, бюджет которых рассчитан до девальвации рубля. С учетом нового курса резко подорожали декорации, транспортные расходы и техника. Оказавшись в новой экономической ситуации, продюсеры начали сокращать расходы. Но подход к этому у всех разный. Одни предпочитают экономить на зарплатах, другие стараются привлечь сильных профессионалов и за счет этого сократить количество съемочных дней без потери качества.
 
Михаил Китаев, исполнительный продюсер кинокомпании «Водород»Михаил Китаев, исполнительный продюсер кинокомпании «Водород»:
«По моему мнению, в кризис нельзя экономить на специалистах. Важны все – от костюмеров до техников. Часто экономят на количестве репетиций и съемочных днях. Так как в Москве снимать дорого, нередко выбор падает на Петербург и Ярославль. Чтобы удешевить производство, приходится отказаться от сложных операторских съемок».
 
Одна из главных проблем, возникающих при сокращении бюджета, как не потерять в качестве. Найти оптимальный баланс при сокращении бюджета до 50% непросто.
 
Михаил Колодяжный, директор картин «А зори здесь тихие» и «Зеленая карета»Михаил Колодяжный, директор картин «А зори здесь тихие» и «Зеленая карета»:
«Сокращение зарплат уже состоявшихся профессионалов избежать все-таки не удается. Однако если на проекте работает хорошая команда, то не надо бояться привлекать талантливую молодежь, способную быстро учиться».
 
В начале этого года за сокращение зарплат выступил Федор Бондарчук, который в интервью «Коммерсанту» заявил, что рынок зарплат в киноиндустрии перегрет и заработки среднего звена технического персонала завышены. При этом Бондарчук видит свои плюсы в кризисе: снимать в России стало дешевле, а подорожавший зарубежный постпродакшн можно без потери качества заменить на отечественный.
 
Задача сохранить качество остается актуальной для всех участников кинопроцесса.

Алексей Пименов, исполнительного продюсера киностудии «NEW LINE OF STARS STUDIO»Алексей Пименов, исполнительного продюсера киностудии «NEW LINE OF STARS STUDIO»:  
«Несмотря на кризис, важно создать все условия для комфортной работы на площадках. Мы не можем плохо одеть дорогого актера и выделить ему неподходящую гримерку. Стараемся искать скрытые резервы в бюджете и нам важно обеспечивать достойные условия труда, не только актерам, но и всем участникам кинопроцесса».
 
Падение курса рубля, конечно, сказалось на стоимости кинопроцесса. В начале этого года подорожала аренда аппаратуры, павильонов и специализированной автотехники.

Ксения Попова, генеральный директор компании по прокату кинотехники X-Ray:
«Это связано с тем, что практически вся техника для киноиндустрии производится в Европе и Америке. Все расходные материалы выросли в цене в два раза, при этом цены на наши услуги подорожали всего на 20%. Некоторые продюсеры пытаются сэкономить и обращаются к частным арендодателям, но, как правило, это потеря качества и своего времени, так как никто не гарантирует, что оборудование будет работать исправно».
 
Даниил Махорт, исполнительный продюсер кинокартин «Беременный» и «Чемпионы»Даниил Махорт, исполнительный продюсер кинокартин «Беременный» и «Чемпионы»:
«Сейчас стоит работать с проверенными, известными на рынке компаниями, предоставляющими технику для производства кино. У крупных состоявшихся компаний намного больше возможностей».
 
Несмотря на все проблемы, связанные с сокращением бюджетов и сложностями поиска новых инвестиций, прошлый год стал рекордным (за последние 8 лет) по количеству фильмов, снятых при участии государства. Из 96 прошлогодних картин при поддержке Министерства культуры снято 56 фильмов. В этом году на производство фильмов из бюджета будет выделено 6,9 миллиарда рублей. Эта мера призвана поддержать объем выпускаемых отечественных фильмов на уровне последних лет.
 
Тем не менее денег на проекты у продюсеров стало меньше, инвесторов пугает низкий уровень окупаемости. Сказываются повышение кредитных ставок и потеря украинского рынка. По оценке гендиректора компании «Всемирные русские студии» Юрия Сапронова, которую приводит «Коммерсантъ», заморожено около 40% новых кинопроектов.
 
Евгений Непейвода, управляющий партнер компании «Кинодоктор»: Евгений Непейвода, управляющий партнер компании «Кинодоктор»:
«Снимать стали меньше. Но за последний год качество проектов, с которыми мы сотрудничаем, выросло. На плаву остаются те, у кого наибольший коммерческий потенциал. Что касается компаний, обсуживающих процесс кинопроизводства, кризис вынуждает уйти c рынка случайных людей и мелких игроков».

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3678
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 2995
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2752
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2596
Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября
  • 1701
Практика

Мастер: Лон Чейни

Лон Чейни — один из самых таинственных актеров Голливуда. На экране он часто появлялся в пластическом гриме и отказывался общаться с прессой, чем только подогревал интерес к своей личности. Киноисторики даже не могут сойтись на причине его смерти. Почему же Чейни стал такой важной фигурой в кинематографе?

  • 30 ноября
  • 1673
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее