Слова

Меньше, да лучше: как кризис отразился на киноиндустрии

Мнение кинопродюсеров о том, стоит ли экономить на специалистах и экспериментировать с оборудованием, от чего нужно отказаться на стадии производства и можно ли заменить зарубежный постпродакшн на отечественный без потери качества

  • 29 сентября 2015
  • 1361
Андрей Пиджуков

Финансовый кризис отрицательно сказался на объеме российских картин, запущенных в производство. В 2014 году количество выпущенных в прокат отечественных фильмов сократилось на 12,7% по сравнению с предыдущим годом. Наиболее ощутимые проблемы кинематографисты испытали в конце 2014 года, когда сильно упал рубль. Многим компаниям пришлось отказаться от съемок за пределами России и сократить бюджеты проектов на 20-50%. По мнению опрошенных продюсеров, ситуация остается сложной, но не безвыходной.

В первую очередь трудности коснулись проектов, бюджет которых рассчитан до девальвации рубля. С учетом нового курса резко подорожали декорации, транспортные расходы и техника. Оказавшись в новой экономической ситуации, продюсеры начали сокращать расходы. Но подход к этому у всех разный. Одни предпочитают экономить на зарплатах, другие стараются привлечь сильных профессионалов и за счет этого сократить количество съемочных дней без потери качества.
 
Михаил Китаев, исполнительный продюсер кинокомпании «Водород»Михаил Китаев, исполнительный продюсер кинокомпании «Водород»:
«По моему мнению, в кризис нельзя экономить на специалистах. Важны все – от костюмеров до техников. Часто экономят на количестве репетиций и съемочных днях. Так как в Москве снимать дорого, нередко выбор падает на Петербург и Ярославль. Чтобы удешевить производство, приходится отказаться от сложных операторских съемок».
 
Одна из главных проблем, возникающих при сокращении бюджета, как не потерять в качестве. Найти оптимальный баланс при сокращении бюджета до 50% непросто.
 
Михаил Колодяжный, директор картин «А зори здесь тихие» и «Зеленая карета»Михаил Колодяжный, директор картин «А зори здесь тихие» и «Зеленая карета»:
«Сокращение зарплат уже состоявшихся профессионалов избежать все-таки не удается. Однако если на проекте работает хорошая команда, то не надо бояться привлекать талантливую молодежь, способную быстро учиться».
 
В начале этого года за сокращение зарплат выступил Федор Бондарчук, который в интервью «Коммерсанту» заявил, что рынок зарплат в киноиндустрии перегрет и заработки среднего звена технического персонала завышены. При этом Бондарчук видит свои плюсы в кризисе: снимать в России стало дешевле, а подорожавший зарубежный постпродакшн можно без потери качества заменить на отечественный.
 
Задача сохранить качество остается актуальной для всех участников кинопроцесса.

Алексей Пименов, исполнительного продюсера киностудии «NEW LINE OF STARS STUDIO»Алексей Пименов, исполнительного продюсера киностудии «NEW LINE OF STARS STUDIO»:  
«Несмотря на кризис, важно создать все условия для комфортной работы на площадках. Мы не можем плохо одеть дорогого актера и выделить ему неподходящую гримерку. Стараемся искать скрытые резервы в бюджете и нам важно обеспечивать достойные условия труда, не только актерам, но и всем участникам кинопроцесса».
 
Падение курса рубля, конечно, сказалось на стоимости кинопроцесса. В начале этого года подорожала аренда аппаратуры, павильонов и специализированной автотехники.

Ксения Попова, генеральный директор компании по прокату кинотехники X-Ray:
«Это связано с тем, что практически вся техника для киноиндустрии производится в Европе и Америке. Все расходные материалы выросли в цене в два раза, при этом цены на наши услуги подорожали всего на 20%. Некоторые продюсеры пытаются сэкономить и обращаются к частным арендодателям, но, как правило, это потеря качества и своего времени, так как никто не гарантирует, что оборудование будет работать исправно».
 
Даниил Махорт, исполнительный продюсер кинокартин «Беременный» и «Чемпионы»Даниил Махорт, исполнительный продюсер кинокартин «Беременный» и «Чемпионы»:
«Сейчас стоит работать с проверенными, известными на рынке компаниями, предоставляющими технику для производства кино. У крупных состоявшихся компаний намного больше возможностей».
 
Несмотря на все проблемы, связанные с сокращением бюджетов и сложностями поиска новых инвестиций, прошлый год стал рекордным (за последние 8 лет) по количеству фильмов, снятых при участии государства. Из 96 прошлогодних картин при поддержке Министерства культуры снято 56 фильмов. В этом году на производство фильмов из бюджета будет выделено 6,9 миллиарда рублей. Эта мера призвана поддержать объем выпускаемых отечественных фильмов на уровне последних лет.
 
Тем не менее денег на проекты у продюсеров стало меньше, инвесторов пугает низкий уровень окупаемости. Сказываются повышение кредитных ставок и потеря украинского рынка. По оценке гендиректора компании «Всемирные русские студии» Юрия Сапронова, которую приводит «Коммерсантъ», заморожено около 40% новых кинопроектов.
 
Евгений Непейвода, управляющий партнер компании «Кинодоктор»: Евгений Непейвода, управляющий партнер компании «Кинодоктор»:
«Снимать стали меньше. Но за последний год качество проектов, с которыми мы сотрудничаем, выросло. На плаву остаются те, у кого наибольший коммерческий потенциал. Что касается компаний, обсуживающих процесс кинопроизводства, кризис вынуждает уйти c рынка случайных людей и мелких игроков».

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 2940
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2651
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 2567
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1608
    Практика

    Как Пол Маклис монтировал «Малыша на драйве» прямо на площадке

    Монтажная тележка, работа на обочине дороги и поездки на съемочном трейлере: что ждать монтажеру, который вынужден присутствовать на съемках каждый день

    • 13 июля
    • 1329
    Слова

    «Российская киноиндустрия находится на стадии стартапа»

    Криминальная комедия «Блокбастер» еще до выхода в прокат успела наделать шуму. Поговорили с продюсером фильма Ильей Стюартом о разнице взглядов продюсера и режиссера, поиске новых авторов, влиянии рекламного производства и феминистском кино

    • 13 июля
    • 893