Слова

«К счастью, человек ленив, поэтому телевидение будет жить»

Глава компании «Амедиа», продюсер и режиссёр Александр Акопов рассказал для tvkinoradio.ru о состоянии современного телевидения, что такое «лучшие сериалы» и как привить телезрителю любовь к качественному контенту

  • 31 января 2014
  • 694
Родион Чемонин

— Вы в вашем нынешнем статусе президента Академии российского телевидения как никто другой можете ответить на самый общий и он же самый главный вопрос: каково будущее российского телевидения? Простите за банальность, но если мы с вами встретимся через 10 лет, каким оно будет и будет ли вообще?

— Конечно, оно останется. При всём удовольствии нелинейного просмотра, к счастью, человек ленив. Он хочет прийти домой, лечь на диван, нажать на кнопку, чтобы что-то там пошло на экране. Никто никогда не сможет лишить его этого удовольствия. Более того, мы с вами прекрасно знаем, что сегодняшние исследования показывают: 60% просмотров передачи приходят откуда? От предыдущей передачи. А те, в свою очередь, приходят от предшествующей и так далее. Людям свойственен целевой просмотр, люди любят выбирать любимую программу, а теперь ещё появилась возможность выбирать ещё и время просмотра. Поэтому я думаю, что канальное смотрение останется доминирующим, но нелинейное смотрение займёт свою долю.

Амедиатека

— Есть такое мнение, что сериалы постепенно заменяют собой кино. Как вы к этому относитесь?

— Часть кинематографического сообщества, действительно, пришло к выводу, что классическую аудиторию, то есть ту, которую интересуют какие-то жизненные проблемы, в кинотеатры уже затащить никогда не удастся. Поэтому всё то, чем кино занималось многие годы, выдавая эти фильмы для узкой аудитории в кинотеатрах, сегодня находится дома. То есть люди, которые сейчас предпочитают смотреть телевизор или компьютер, забивают предпоследний гвоздь в кинопрокат. Но при этом кино никуда не исчезнет, американская киноиндустрия сейчас нацелилась на то, чтобы резко поднять цену на билеты, и я думаю, что в ближайшие годы это всё-таки произойдёт: с семи-восьми долларов цена поднимется до сорока долларов. Это произойдёт очень быстро. Это будут по-прежнему аттракционные фильмы, для семейного похода с детьми, то есть то, ради чего стоит напрячься. Это почти как визит в «Диснейлэнд». А всё, что касается острых, серьёзных социальных тем, нестандартных жизненных ситуаций, перейдёт в телевизионное кино или в сериалы. Надо ещё понимать, что сериал как форма близок к роману, который может нести не одну тему. То есть один полнометражный фильм может надёжно вместить в себя одну тему. Если вы делаете сериал, то хочется обратиться сразу к нескольким темам. Например, «Newsroom», в котором каждая серия может заменить собой, допустим, такие большие хорошие художественные фильмы, которые снимались в 60-е – 70-е годы, типа «Вся королевская рать». А сейчас это в сериале, где в каждой серии одна большая серьёзная тема подробно обсуждается.

В любом случае, я не вижу в этом никакой трагедии. Раньше все студенты киновузов говорили о том, что хотят снимать художественные фильмы. Сейчас же в кино хотят работать не больше 7-8% выпускников.

— Возглавив «ТЭФИ», какие задачи вы сейчас перед собой ставите?

— Задача простая – достойно провести сам по себе конкурс и национальный, и региональный. И задача определиться с тем, что представляют собой функции нашей академии, которая действительно может делать больше, чем она делает. Например, я всегда считал и считаю, что главная проблема нашей индустрии – это образование и подготовка кадров. Мы этим занимаемся, ассоциация продюсеров подробно это организовывает. Сейчас возник новый координационный проект по кинообразованию при Министерстве культуры. Я думаю, что академия «ТЭФИ» тоже может подключиться к этому, тем более что при академии уже есть школа телевизионного мастерства Познера. Она занимается, естественно, телевизионной журналистикой. Есть смысл подумать о создании школы телевизионного кино.
 
— То есть с «ТЭФИ» не всё так печально?

— Конечно. По крайней мере, я вижу, что телевидение на месте не стоит. Материала много, очень много интересного и достойного, по крайней мере, есть о чём спорить, есть что награждать. Поэтому я здесь никакого кризиса не вижу. Главное, чтобы финансового кризиса не было.
 
— Не появится ли там специальная номинация для сериалов или программ, которые можно увидеть только на кабельных каналах или в интернете?

— Нет. У нас деление жанровое и нет никаких препятствий, чтобы рассматривать номинантов, которые вещают в интернете. Например, «Дождь».
 
Амедиатека, Александр Акопов

—  Вы часто говорите, что у «Амедиатеки» лучшие сериалы на планете. Что такое, по-вашему, «лучшие на планете»?

— У нас сериалы с нестандартными героями, которые не подходят под голливудские стандарты. Это странные персонажи, необычные истории. Но нельзя сказать, что таких не было никогда. Если взять фильм-нуары 40-х – 50-х годов, то там тоже присутствовали интересные типажи, корни современных сериалов растут именно оттуда. У нас странные не только персонажи, но и жанры. Помимо сериалов и музыкальных фильмов есть ещё и такая штука, как «Правда Майка Тайсона». Этот «ужасный человек» выступает в качестве стэндапера: стоит и рассказывает про свою жизнь. И это гомерически смешно. Это не сериал и не кино, это нечто.
 
— Это большая тайна, как вы готовите сериал к показу?

— Нет, это не тайна. Просто по контракту с нашими поставщиками, которые знают наши требования и знают, что есть срок, за который мы могли подготовить сериал к показу, - это как минимум неделя.
 
— Слива, краж не боитесь?

— Они нам доверяют.
 
— Вы, рекламируя сериалы, используете имена шоураннеров: Стивен Спилберг, Майкл Бэй… Какова роль шоураннера в сериале?

— Определяющая. В этом разница между сериалом и кино. В кино режиссёр имеет возможность на площадке заниматься деталями, долго готовиться к съёмке и так далее. Когда мы говорим, что сериалы стали гораздо лучше, становятся похожими на кино, это ещё не кино в любом случае. Здесь всё равно нет при любых бюджетах времени на подготовку, нет такого времени на проработку деталей, здесь всё равно упрощенная схема режиссуры, камеры и так далее. Поэтому в сериале акцент смещается с режиссуры на сценарий. Если быть точным, то кино, которое официально называют полнометражным, а в нашей среде мы его называем «короткометражками», - это режиссёрское искусство, хотя, там сценарий тоже, конечно, имеет одно их центральных значений, а сериал – это сценарное искусство. Здесь от режиссёра требуется точная проекция сценария на экран, по возможности без использования нестандартных схем. То есть пока «ларсам фон триерам» нечего делать в сериале.
 
— То есть при выборе сериала вы всё-таки ориентируетесь на имя шоураннера?

— Конечно.
 
— Но вы же помните провальную «Терра Нову», где исполнительным продюсером значился Спилберг?

— Ну, у каждого могут быть и провалы, и успехи. У Спилберга тоже много чего провалилось в своей жизни. Но, слава богу, у него столько вещей не провалилось, что он всё равно Спилберг. Чем больше человек работает, тем больше у него шансов или провалиться, или не провалиться. У Спилберга был, например, смешнейший фильм «1941», ужасный просто. Или «Амистад», про негров. Так что у него хватает промахов.
 
— Как говорится, сделаешь один раз плохо, никто не вспомнит твоих бесчисленных побед.

— Наоборот. Публика благодарна. Вот сделал человек «Унесённые ветром», а восемь его провальных работ никто и не вспомнит. Кстати говоря, у «Унесённых ветром» было четыре провальных режиссёра, и это была коллективная работа. Но вписали в титры только одного.

Амедиатека, Александр Акопов
 
— Когда появятся наши сериалы в «Амедиатеке»?

— В России снимается огромное количество сериалов. И многие из них могли бы быть у нас. «Ликвидация», «Оттепель»… Нужно, чтобы работало достаточное количество квалифицированных людей, чтобы набрать таких названий 5-7 в год, а не 2-3. И самое главное, для этого у нас должны быть продюсеры, которые могли бы обеспечивать финансовую составляющую таких проектов. А именно около 1 млн долларов за одну серию русского сериала. Большие федеральные каналы могут приблизиться к этой цифре, мы же пока должны чётко удостовериться в том, что и мы потянем, и публика нас поддержит.
 
— А вы собираетесь снимать свой контент?

— Не буду ничего конкретного говорить, но да, конечно. Просто надо понимать, что на Западе все заработанные деньги сразу вкладываются в дальнейшее производство, и я не знаю ни одного человека, ни одной компании, которые сказали бы себе «стоп!». Сказать «стоп» - это страшно. И те, кто это скажет, конечно, слетит с рынка. Мы пока развиваемся. Я лично отмерил для себя 4 года до того момента, когда мы сами уже сможем вкладываться в производство. Но исходя из собственных наблюдений за рынком, я готов сказать, что это будет раньше. 4 года – это мой внутренний психологический расчёт. Если  мы не уложимся в этот срок, то плакать не будем, но мы делаем всё возможное, чтобы этого не случилось. Это наш осознанный выбор, который показывает, куда мы двигаемся, а цель – самоокупаемость и производство своего рентабельного контента.
 
— Как вы донесете до зрителя эту свою цель?

— Сейчас скажу. Я видел лица людей, которые видели наш контент на Smart TV, на большом экране. Они сходят с ума. После того, как у них «едет крыша» от увиденного, а это действительно потрясающе, когда ты видишь это в первый раз, начинает работать сарафан. Я абсолютно убеждён, что как только у нас появится сто тысяч подписчиков, ежедневно смотрящих Smart TV, тогда эту волну уже невозможно будет остановить. Я точно знаю, что ничего лучше просмотра качественного телевидения на большом экране на свете не существует. Это лучше интернета, это даже лучше Большого театра.
 
— Простите, уточню. Вы сказали сто тысяч подписчиков…

— Точнее будет сказать, сто тысяч пользователей нашего сервиса, которые хотя бы один раз зашли и хотя бы один раз заплатили. Это охват. Если бы эти сто тысяч платили каждый месяц, мы бы уже сегодня снимали русские сериалы. У нас есть несколько историй, которые мы могли бы снять, это как раз необычные сюжеты, нуары, о которых я вам уже говорил.

Амедиатека, Игра престолов
 
— Вы два года назад говорили, что сериалы – это отдушина во время кризиса идей в кинематографе. Но сейчас много снимается ремейков и в сериалах. Вы будете ставить ремейки в свою сетку?

— Я думаю, что нет. Думаю даже, что когда мы будем производить для нашего канала, мы будем стараться снимать оригинальные истории. Это не очень красиво, когда на одном и том же канале – одинаковые сериалы. Это раз. А во-вторых, идей-то уже сейчас достаточно, несмотря на то что сценаристы знают, что мы пока финансово не готовы к производству своего контента, они всё равно приносят нам интересные сюжеты, потому что знают, какого рода сериалы мы стремимся показывать.
 
— У вас есть какая-то аналитика? По гендерным признакам, по половым, по времени просмотра.

— Нет, мы не проводим исследований, кто нас больше смотрит: мужчины или женщины, старики или студенты. Во всяком случае, я надеюсь, что нас не смотрят дети. А вот по времени, да, мы проводим исследования. Нас поразило, что меньше всего нас смотрят знаете когда? По пятницам. Мы, честно говоря, были сильно удивлены, и не можем представить себе, почему нас мало смотрят по пятницам. Больше всего по воскресеньям, но это объяснимо. Ещё могу сказать, что нас больше всего нас смотрят на устройствах iPad4. К сожалению, iOS – это 85% просмотров. И это ещё одна причина, почему мы рассчитываем на большой экран: перейти с iOS, где сериалы смотрятся в плохом качестве, на Smart TV – это заразительно. Как раз поэтому у нас нет новостей, новости – это для телефона.
 
— У вас есть опции с Full HD, с включением субтитров. Нет ли желания для полного набора сделать функцию для 3D? Тем более, что почти все музыкальные фильмы сейчас в 3D, на всех Smart TV стоит 3D.

— Ну, наверное, это возможно. Технических проблем здесь нет. Я даже не знаю, в чём тут может быть проблема. Мы подумаем над этим.
 
— Вы за вертикальное программирование или за запойный просмотр?
— Ну, я сам – запойный. И все, кого я знаю, тоже запойные. А вы?
 
— Запойный.

— Вот видите. Но в еженедельном графике тоже есть своя прелесть. Появляются люди, которые любят «вертикалку». Но, боюсь, что мы всё же будем придерживаться запойного просмотра.
 
— Не могу не задать вам такой вопрос напоследок: ваш любимый сериал?

— Ну, «Игра престолов». Хотя, нет, «Newsroom» всё-таки. Если профессионально – то «Newsroom». Я считаю, это вершина журналистики. Можно выбирать любую серию разбирать, анализировать, дискутировать и прийти к пониманию, что такое качественная журналистика. 


Комментарии

Комментариев: 2

нет, самые крутые сериалы - у скандинавов ("Мост", "Убийство").

Самый крутой серриал - это "Родина"!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

5 приложений для современного кинопроизводства

Кинематограф встречает технический прогресс — несколько приложений способных если не полностью изменить, то заметно облегчить подход к производству фильмов и видео

  • 8 июля
  • 3631
Мнение

Пудры и кисточки не хватит: почему современный киногрим уступает советскому 

Светлана Мельчикова, художник по гриму с 33-летним стажем, размышляет о состоянии современной российской киноиндустрии и предлагает взглянуть на советскую классификацию, по которой можно точно определить, готов ли гример взять на себя сложный проект

  • 9 июля
  • 2970
Практика

Как это снято: «Армагеддон»

Минуло двадцать лет как Майкл Бэй попытался в очередной раз уничтожить человечество, а Брюс Уиллис в очередной раз его спас. Вспоминаем, как мастер жирного голливудского блокбастера обрушивал на Землю гигантский астероид: рытье ям в павильонах Disney, пулеметный монтаж, анаморфотная оптика и пироманьячество

  • 7 июля
  • 2955
Практика

Как ProRes RAW может изменить кинопроизводство

Семейство кодеков Apple ProRes RAW, по обещаниям разработчиков, должно быть высокопроизводительным, а файлы будут занимать мало пространства на жестком диске. Но возможно ли все преимущества ProRes перенести на рабочий процесс RAW?

  • 6 июля
  • 2651
Практика

4 совета по съемке черно-белого изображения

При черно-белой съемке меняются правила освещения, ставшие уже привычными в эру цветного кино и видео. Оператор Джастин Джонс объясняет базовые принципы подобной стилизации

  • 6 июля
  • 2563
Практика

Как снимать визуально интересные видеоинтервью

Почти любой оператор проводит за производством интервью внушительную часть карьеры. И здесь, как и везде, нужны правильные инструменты. Оператор Бенджамин Холланд поделился своими советами о том, какие аксессуары могут здесь понадобиться, и, самое важное, — как ими пользоваться

  • 9 июля
  • 2245
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее