tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Каннский фестиваль: от заявки на конкурс до вечерних нарядов

Пока фильм «Возращение Эркина» успешно путешествует по фестивалям (сейчас его смотрят в Торонто), его режиссер Маша Гуськова рассказала нам о конкурсе в Канне со всеми подробностями

Для начала немного истории. Как вы, наверное, знаете, выпускница Высших курсов Маша Гуськова сняла фильм «Возвращение Эркина», и в 2015 году ее пригласили на Каннский кинофестиваль для участия в программе короткометражных студенческих работ Cinéfondation.

Кадр из фильма «Возвращение Эркина»
Кадр из фильма «Возвращение Эркина»

В итоге фильм оказался в тройке победителей одного из самых важных фестивалей мира. tvkinoradio.ru, пользуясь служебным положением, расспросил Машу о конкурсе в самых мелких деталях: от того, как попасть в конкурс (оказалось, что очень просто), до того, как себя вести на красной ковровой дорожке (оказалось, что сложнее, чем кажется).
 


Как попасть в конкурс «Синефондасьон»

 
- Ты рассказывала, что после того, как сняла «Возвращение Эркина», решила, что раз в прокат не пойдет, то нужно отдать его на фестивали…

- Ну что значит «в прокат не пойдет»... В России нет проката короткометражного кино, а сразу выкладывать фильм в интернет нецелесообразно. Единственное, что мы можем делать, – посылать его на фестивали.

- Как работают взносы, Withoutabox и прочие почтовые и платежные системы в Канне?

- На Каннском фестивале в программе «Синефондасьон» никаких взносов нет. Заходишь на сайт, там же заполняешь заявку, оставляешь информацию о фильме, о съемочной группе и прочее. Как только заявка заполнена, нажимаешь кнопку «submit», и твоему фильму присваивается номер. Этот номер ты потом указываешь на диске, который посылаешь отборщикам.

- В каком формате принимаются работы?

- Мы отправляли один DVD и один Blue-Ray. В субботу мы отправили диски, а уже через неделю нам позвонили представители отборочной комиссии. Они задали несколько вопросов: был ли фильм показан где-нибудь ранее и был ли он снят в рамках обучения в киношколе. Я ответила, что «Возвращение Эркина»  – мой дипломный проект, снятый на ВКСР, и что он еще нигде не был показан, даже на курсах.


На съемках фильма «Возвращение Эркина»

Нас поздравили, сказали, что мы сняли хорошее кино. Попросили до пресс-конференции никому не говорить, что «Эркин» в конкурсе. После пресс-конференции вся информация была вывешена на официальном сайте Каннского фестиваля и ушла в паблик. 

- И как ты продержалась этот месяц, когда ты не могла рассказать о своих успехах?

- Это было невыносимо (смеется)! Тебя переполняет радость, ты видишь друзей и знакомых, хочешь поделиться всем этим с ними, но не можешь. Я рассказала о Каннах съемочной группе, чтобы ребята успели понять, смогут ли поехать на фестиваль. Я месяц терпела и ждала пресс-конференции, но когда, наконец-то, объявили, что фильм в конкурсе, эмоции уже остыли. Мы уже занимались организацией поездки и подготовкой к показу.

- А что за пресс-конференция была в «Интерфаксе»?

- Это была пресс-конференция «Роскино», где объявили программу  «Русского павильона» на фестивале и представили режиссеров, чьи фильмы были отобраны в конкурс. 
 


Цена вопроса


- Как-то Файт Хайдушка, продюсер последних фильмов Ханеке, рассказывал, что участие в Каннском фестивале – это очень дорогое удовольствие. Это так?

- Фестиваль дает режиссеру €100 на еду и оплачивает 4 дня проживания в отеле. Либо возмещает €200, если режиссер живет не в отеле. Поскольку мне хотелось попасть на все дни фестиваля (а как же!), я искала квартиру с посуточной арендой. 



На период фестиваля цены на аренду жилья увеличиваются в 2-3 раза. Мне удалось найти квартиру за €2000 на четырех человек. Авиабилеты мы купили самые дешевые. После российской пресс-конференции «Роскино» предложило возместить расходы за проживание и перелет, а также оплатить печать полиграфии. Это нам очень помогло, за что большое спасибо «Роскино» и лично Кате Мцитуридзе.

В целом мы потратили около €4000 на двоих за весь фестиваль, включая расходы на фильм (DCP, дизайн постера и дисков, печать полиграфии и прочее) и покупку костюма и платья. 
 


Красная дорожка, просмотры, зрители


- И вот вы прилетели в Канн…

- Мы прилетели вечером 12 мая, открытие фестиваля было 13 мая. 

- Расскажи про красную дорожку, как это работает? Это же самая известная дорожка в мире.

- У Дворца фестивалей есть основной вход на красную дорожку, через него идут знаменитости, которых объявляют и фотографируют. Вдоль этого отрезка стоят фотографы и операторы. А сбоку есть другой вход, через который идут все остальные зрители. У участников «Синефондасьон» красная дорожка была в день открытия нашей программы. В остальные дни мы заходили сбоку.

- Как смотрят кино в Канне не его авторы, а простые смертные?

- Если сеанс начинается, например, в 20:00, то нужно прийти во Дворец до 19:20 (если опаздываешь – то тебя уже не впускают). Всегда стоит длинная очередь, и если ты вдруг задерживаешься на дорожке, чтобы, допустим, сделать селфи, тебя вежливо просят пройти дальше и не задерживать очередь. После этого ты проходишь в зрительный зал и оставшиеся 40 минут смотришь трансляцию с красной дорожки. 


Сэлфи в Каннах

Красная дорожка срежиссирована и расписана по минутам, время нахождения на ней четко регламентируется. Последними по ней идут съемочная группа и актеры фильма, который будет показан. Их фотографируют, снимают с разных камер, одной из камер «заводят» в зал. Все это транслируется на экран. Зрители находятся в предвкушении хорошего кино. Группа заходит в зал, все встают, аплодируют, садятся, начинается показ.

- То есть это вообще не ММКФ.

- (смеется) А еще, оказывается, есть специальные люди, которые поправляют звездам платья, раскладывают шлейфы, чтобы все это нужным образом выглядело на фотографиях.

Открытие фестиваля проходило полностью на французском языке, я могла понять не все. Вначале показали отрывки из фильмов основного конкурса, потом было представлено жюри. Затем показали ролик, смонтированный из фильмов братьев Коэнов, которые в этом году возглавляли жюри. Мы радостно реагировали на каждый отрывок, потому что любим Коэнов. Потом вышли и сами братья, тоже очень радостные. А потом все смотрели фильм открытия фестиваля и тусили в барах и кафе.

- Как распределяются места в зрительном зале?

- Все звезды – в партере. Остальные зрители – на балконе. На очень ранний или очень поздний сеанс могут быть билеты в партер. Филипп с Мариной (сопродюсер и пресс-агент фильма.  – Прим. tvkinoradio.ru) ходили на поздние сеансы и сидели внизу, буквально через ряд от режиссера и актеров.


Канны. Общее фото

Но это касается конкурсных показов, а, например, в «Особом взгляде» и обстановка проще, и места в зале по-другому распределены. Там звезды и съемочная группа сидят в центральной секции, а остальные зрители – в боковых. 

- А простые люди могут прийти на показ?

- Могут, если очень хотят и готовы стоять в специальной очереди, из которой можно в последние минуты попасть в зал на свободные места. На премьерные показы таких мест обычно не остается, на повторы и другие программы можно попасть, если занимать очередь за несколько часов до сеанса. Но в зал не пускают, если опоздал. Выйти можешь, но обратно уже не зайдешь. 
 


Наши люди в Cinéfondation


- Расскажи подробности программы Cinéfondation.

- 19 мая была конференция, организованная «Роскино» в «Русском павильоне» с российскими участниками «Синефондасьон». Показы Cinéfondation – это четыре сеанса по полтора-два часа, которые идут два дня. 20 мая была программа с нашим фильмом. 21 мая показали программу с фильмом Макса («14 шагов» Максима Шавкина. – Прим. tvkinoradio.ru).

- А вы проходили уже по «настоящей» красной дорожке?

- Да, в первый день открытия нашей программы, но не по отдельности, а все вместе, нас объявили списком. 


На Каннском фестивале

Показы проходили на пятом этаже Дворца фестивалей в зале «Бунюэль». Перед первым показом на сцену вышли члены жюри, Жоэль Шапрон (ведущий специалист UNIFRANCE по кинематографу Центральной и Восточной Европы. – Прим. tvkinoradio.ru) объявил, что программа Cinéfondation открыта, начался первый сеанс. Перед каждой работой на сцену приглашали режиссера, который кратко представлял свой фильм.

- Ты была последней в своей части программы. Насколько это важно: быть первым или последним в такой программе? В серединке?

- Программы блоков были составлены таким образом, что зритель не успевал уставать, было ощущение яркости и разнообразия. В каждом блоке – по пять-шесть фильмов с общими хронометражем 90-100 минут. Но поскольку в нашем блоке мой фильм был последним, я, конечно, нервничала и не могла смотреть работы тех, кто был до меня. 

- А субтитры?

- Субтитры были на английском и на французском. 

- Копия была на DCP?

- Да, на DCP. Мы ее подготовили здесь и отправили «ФедЭксом» во Францию.

- Как восприняла «Возвращение Эркина» фестивальная публика?

- Очень тепло. Ты же знаешь, что происходит с режиссером, когда фильм показывают в зале на большом экране: ты сидишь в ступоре, видишь свои косяки и боишься потерять зрителя. Так как наш фильм был последним, зрители могли встать и уйти сразу на титрах. Но после фильма люди аплодировали, подходили, поздравляли и благодарили. Это было очень приятно.

- Как происходила церемония вручения наград?

- Программа «Синефондасьон» была сильной и интересной, поэтому я не включала себя в потенциальный список победителей. И когда объявили, что «Эркин» занял третье место, оказалось, что я совсем к этому не готова. Эмоций было много. В первую очередь невероятно сильное чувство благодарности всем, кто меня поддерживал и верил в проект.

- Сейчас все возвращаются с каникул, кто-то все лето снимал, готовятся к сдаче дипломов. И наверняка многие из них нацелились на Канн. Ты могла бы составить краткий перечень того, что надо делать, готовясь к этому фестивалю, а чего не надо? Прямо по пунктам.

- По пунктам? В принципе, важно постоянно поддерживать связь с фестивальным куратором. И как можно быстрее найти жилье рядом с Дворцом фестивалей, чтобы потом не тратить много времени на дорогу.


На съемках фильма «Возвращение Эркина»

Важно сделать подробный пресс-релиз на русском и английском языках, запустить сайт фильма в двух языковых версиях и страницы в соцсетях, смонтировать трейлер и закачать его в интернет. Обязательно напечатать диски, визитки, флаеры и постеры. 

И совсем круто подготовиться к обсуждению с продюсерами своего следующего проекта, потому что на фестивале к режиссеру всегда может подойти продюсер и предложить сотрудничество.
 

Мелочи и бытовые трудности Каннского фестиваля


- Как ты решала, кого взять с собой на фестиваль?

- По регламенту «Синефондасьон» на один короткометражный фильм дается 5 аккредитаций. По второй аккредитации ехал продюсер и оператор фильма Денис Гуськов.


В Каннах

Наши актер и звукорежиссер не смогли поехать из-за финансовых трудностей. В итоге, по остальным аккредитациям поехали продюсер Ринат Муслимов, сопродюсер Филипп Берестнев и пресс-агент Марина Берестнева.

- Прости, но меня интересуют бытовые мелочи Каннского фестиваля. Как нужно одеваться? Что с собой брать?

- (смеется) Ну если ты женщина, то у тебя должно быть вечернее платье и туфли. У мужчины – смокинг. Или черный костюм.

- Да ладно! Это обязательно?

- Обязательно на вечерние конкурсные показы и на гала-премьеры. Костюм обязательно черный. Белая рубашка, черная бабочка. Галстук не подходит, только бабочка. И черные туфли с острым носом. Дресс-код написан на билетах.

На остальные программы дресс-кода вроде бы нет. Но на одну из программ Дениса не пустили, потому что он был в шортах. Хорошо, что мы жили рядом – он успел сбегать переодеться.
 


О вкусах не спорят


- Мне всегда интересовало, как пишут про Канн: «Зал устроил стоячую десятиминутную овацию». Это журналистский штамп? Фигура речи?

- Нет. Совсем нет. Я сама аплодировала фильму «Эн» Наоми Кавасе пятнадцать минут, стоя. Хотелось их всех обнять и поздравить. Зрители хлопали, пока группа не вышла из зала. 

- Как ты думаешь, если бы в этом году Таисия Игуменцова представила свою «Дорогу на…», а не три года назад, она смогла бы получить первый приз?

- Понятия не имею. Вкусы у всех разные. Мне этот фильм не понравился. А во Франции о нем говорят с восторгом.

- Ну, я не совсем об этом. Ты знаешь победителей этого года, знаешь вкус жюри, коньюктуру этого года. Вот с этой позиции, ты можешь сказать, достался бы приз Игуменцевой в 2015 году?

- Я не знаю. Все фильмы, которые были чего-то удостоены, очень разные. Твой вопрос – это вопрос к жюри. Я считаю, что «Виктор XX» – фильм, который разделил с нами третье место, – сильнее фильма, занявшего первое место («Поделиться», Пиппа Бьянко, США. – Прим. tvkinoradio.ru).  Оценки всегда субъективны.

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8722
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3655
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2447
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1803
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее