Практика

Приемы: Камео

Tvkinoradio разбирается как, зачем и почему в микроскопических киноролях появляются известные люди, а также исследует не столь очевидные разновидности любимого приема Хичкока, Кэмерона и Тарантино


История вопроса

 


Появление в кинообиходе термина «камео» связано с именем голливудского продюсера Майкла Тодда, усилиями которого на эпизодические роли в легендарной комедии «Вокруг света за 80 дней» (1956, реж. Майкл Андерсон, Джон Фэрроу) удалось заманить Фрэнка Синатру, Бастера Китона, Марлен Дитрих и еще 40 звезд мировой величины. Вероятно, назвать прием, работающий на увеличение зрительского внимания и кассового потенциала фильма, именно так Тодд решил по двум причинам. Во-первых, с английского cameo переводится как миниатюрный. Во-вторых, подобные микро-роли известных людей, как правило, не несут особой смысловой или сюжетной нагрузки, а являются, по сути, таким же украшением, как камеи – броши с рельефными портретами.

К слову, украшать кинокартины портретами знаменитостей (или своими собственными) режиссеры начали задолго до того, как прием получил официальное наименование. Так в «Саламандре» (1928) Григория Рошаля самого себя сыграл нарком просвещения Анатолий Луначарский, а братья Васильевы отметились в ролях белогвардейцев в своем хрестоматийном «Чапаеве» (1934).
 


Виды и подвиды


Режиссерское камео



 
Между тем, рекорд по количеству «авто-камео» принадлежит не нашим соотечественникам, а, как всем известно, Альфреду Хичкоку. Отец саспенса и МакГаффина и здесь всех превзошел, сыграв 39 эпизодических ролей в 37 фильмах собственного производства. Начало было положено в «Жильце» (1927), где Хич предстал в образе человека с газетой, потому что «надо было чем-то заполнить кадр». В дальнейшем утилитарная необходимость превратилась в полноценный гэг: без появления мэтра в бессловесных ролях случайных прохожих, пассажиров общественного транспорта, карточных игроков и прочих камео не обходилась ни одна картина Хичкока. Более того, там где режиссер не считал нужным входить в кадр живьем, он оставлял киноманам такие «зарубки на память», как например, свое изображение на фотографии со встречи выпускников в ленте «В случае убийства набирайте «М» или себя же в качестве подопытного из газетной рекламы «До и после похудения с помощью диеты Reduco» в «Спасательной шлюпке».

Конечно, излюбленный прием законодателя кинематографической моды в чести и у других мастеров. Достаточно вспомнить многочисленные авто-камео Питера Джексона (человек с киноаппаратом в «Милых костях», бомж в «Небесных созданиях», пилот в «Кинг Конге»), Квентина Тарантино (мистер Браун в «Бешеных псах», Джимми Диммик в «Криминальном чтиве», владелец бара в «Доказательстве смерти») или единичное появление Дэвида Кроненберга в собственной «Мухе», где режиссер сыграл акушера-гинеколога из ночного кошмара героини Джины Дэвис.

Кстати, все упомянутые авторы неоднократно мелькали и в лентах коллег по цеху. В фильмографии Кроненберга порядка 20 камео у других режиссеров, а самое примечательное из них, пожалуй, роль инфернального киллера с заледеневшего озера в черной комедии Гаса Ван Сента «Умереть во имя». Тарантино снимался почти во всех фильмах своего товарища Роберта Родригеса, а Джексон сыграл «недоброго Санту» в  «Типа крутых легавых»  Эдгара Райта.


 
В российском кинематографе к главным любителям снимать самих себя, а также своих коллег и родственников относятся Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов и Владимир Меньшов.
 


Актерское камео



 
Случаи, когда известные актеры играют в эпизодах самих себя, также относятся к камео. Как правило, этот прием используется, чтобы подчеркнуть реальность происходящего, если речь идет, например, о важной кинопремьере, на которую непросто попасть самому Иннокентию Смоктуновскому («Москва слезам не верит»), или разнообразных голливудских ситуациях.

Ярчайший пример здесь – появление Тома Круза и Гвинет Пэлтроу в пародийной комедии «Остин Пауэрс: Голдмембер», которое перекликается еще с одним киноприемом – «фильм в фильме». Актеры играют в вымышленном шпионском баойпике под названием Austin Pussy, где Пэлтроу предстает в образе девушки международного человека-загадки, а Круз – в роли самого Пауэрса.

Такие камео служат уже не просто украшением и поводом для игры «найди кинозвезду», но добавляют происходящему на экране дополнительные смыслы, юмору – многослойность. Подобное случилось и в недавнем «Мачо и ботане» (21 Jump Street), где на героев Джоны Хилла и Ченнинга Татума напали исполнители аналогичных ролей в оригинальном сериале «21 Jump Street» во главе с Джонни Деппом.


 
Подобный коммерчески успешный принцип экскурса в прошлое лег и в основу целой кинофраншизы – «Неудержимые». Аксакалы экшна играют в ней своеобразные пародии на самих себя, что делает эти роли пусть и не короткими, но камео.
 


Звездное камео



Конечно, внимание зрителя к фильму повышают не только приглашенные кинозвезды, но и артисты других жанров. Этим объясняется участие Тома Джонса и Эллиса Купера в картинах Тима Бертона («Марс атакует» и «Мрачные тени»), Кита Ричардса в «Пиратах Карибского моря» или Билли Айдола в «Певце на свадьбе». Да и зачастую режиссерам просто по фану снимать своих любимых музыкантов. Так Крису Айзеку почти всегда обеспечена маленькая роль в фильмах Джонатана Демме (командир службы захвата в «Молчании ягнят», клоун в «Замужем за мафией» и другие).

Конечно, одними музыкантами список знаменитостей, которым может быть обеспечено звездное камео, не ограничивается. В телесериале «Теория большого взрыва», например, успели засветиться соучредитель Apple Стив Возняк, ученый Стивен Хокинг и создатель множества супергероев Marvel Стэн Ли, который также сыграл самого себя в «Тусовщиках из супермаркета» Кевина Смита (еще одного большого любителя прибегать к камео в своих фильмах).
 
 

Авторское камео



Стэн Ли, к слову, является рекордсменом и по числу авторских камео. Гений комикса засветился в эпизодах почти всех фильмов марвеловской Вселенной.

Вообще, приглашение автора печатного первоистоичника в его киноэкранизацию – довольно распространенное явление. Регулярно гостит в фильмах по своим произведениям плодовитый мэтр Стивен Кинг, Фредерик Бегбедер исполнил сразу три микро-роли в «99 франках», у Стефани Майер есть камео в «Сумерках», а сыгранный Ларри Флинтом в байопике Милоша Формана судья выносит приговор себе реальному.

Кстати, примером подобной иронии служит и сцена из кубриковской «Лолиты», где в фотопортрете отца заглавной героини можно узнать писателя Владимира Набокова, который, в общем-то, является реальным родителем вымышленной нимфетки.
 


Анимационное камео

 

 
Камео активно используется и в анимации, причем по всем фронтам. В мультфильме Владимира Полковникова «Тараканище» (1963) рисованный Корней Чуковский выступает в роли рассказчика и даже соучастника сказочных событий, что является ярким примером авторского камео. В скандальном «Южном парке» с помощью анимации высмеивается множество знаменитостей, что тоже своего рода – звездное камео, а специальными гостями бала в диснеевском «Холодном сердце» выступают Рапунцель и Юджин, что является уже «персонажным камео». К последнему можно отнести и присутствие гайдаевской троицы Трус-Балбес-Бывалый (которая, вообще, имеет богатую экранную жизнь за пределами фильмов Гайдая) в составе разбойников из мультфильма «Бременские музыканты» (1969).
 


Звуковое камео



 
И, пожалуй, самым не очевидным, но хорошо улавливаемым на слух является звуковое камео. Один из главных его адептов – Джеймс Кэмерон, чей голос можно услышать практически во всех фильмах режиссера. В частности, ему принадлежит знаменитая фраза пилота вертолета «Yeah she's got her head in his lap, Yahoo!» из «Правдивой лжи», тяжелое дыхание Королевы Чужих и предсмертный крик Т-1000. По словам Кэмерона, такой подход позволяет ему не тратить время и средства на привлечение профессиональных актеров, ведь со столь простыми задачами можно справиться и самостоятельно.
 

Комментарии

Комментариев: 1

Кристофер Уокен — вот кто мастер камео
 

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 5246
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4868
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3939
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2927
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее