Слова

«Основная задача режиссера дубляжа – сохранить атмосферу»

Перед российского премьерой китайского мультфильма «Кунг-фу кролик: Повелитель огня» режиссер дубляжа Сергей Сулименко рассказал об особенностях своей профессии


Сергей Сулименко, режиссер дубляжа / «Основная задача режиссера дубляжа – сохранить атмосферу»
Сергей Сулименко, режиссер дубляжа


- Где учат на звукорежиссеров – известно. Но где учат на режиссеров дубляжа?

- Мне кажется, этот вопрос сравним с вопросом «где учат не обману, а великому обману?» Ведь кино – это сплошная иллюзия, но у режиссеров, снимающих картину, набор инструментов за счет визуального ряда гораздо больше, чем у режиссера дубляжа. Да и задачи другие… Основная задача режиссера дубляжа – не создавать новый фильм и не переделывать отснятую картину, а сохранить атмосферу, ассоциацию слухового восприятия исходного фильма и, главное,  донести идею кинорежиссера. Поэтому личные амбиции надо оставлять при себе.
 
Нонна Гришаева / «Основная задача режиссера дубляжа – сохранить атмосферу»
Нонна Гришаева

Поскольку кино как вид искусства довольно молодое, звуковое кино – еще моложе, а понятию «дубляж» вообще всего несколько десятков лет, института дубляжа не существует. Есть попытки как-то факультативно обучать мастерству, но в эту профессию каждый приходит своим путем. В основном все мастерство передается из уст в уста от наших мэтров озвучания из дубляжного цеха. Но если кого-то интересуют подробности, то можно купить книгу Станислава Стрелкова «Искусство озвучивать фильмы», где подробно рассказывается об этой профессии.
 
- С кем комфортнее работать: с профессиональными актерами дубляжа или просто с артистами?

- Основным инструментом режиссера является актерская труппа и ее владение техникой речи и актерским мастерством. Это фундамент любой работы.  И в основе всего лежит школа актерского мастерства. Но при этом актер должен владеть определенными навыками, характерными для техники озвучания. Они оттачиваются годами! За время моей работы было много случаев, когда известным и всеми любимым актерам было сложно дублировать роли. Нужна сноровка, закалка, тренировка!
 
- Сейчас модно приглашать на озвучание медийных лиц, а не профессионалов…

- …Но при этом есть люди, которые не обязательно являются профессионалами, им просто дано «звучать». И пусть для них это не профессия, но с такими людьми очень приятно работать, когда видишь их желание, стремление, а главное – кураж.
 
- Что сложнее озвучивать: мультфильмы или кино?

- Конечно, кино сложнее. Я уже говорил, что здесь существуют определенные рамки по кастингу, подбору типажей, ассоциативно голос должен принадлежать герою.

Нонна Гришаева / «Основная задача режиссера дубляжа – сохранить атмосферу»
Нонна Гришаева

А с мультфильмами можно больше фантазировать. Но здесь есть другая опасность – перефантазировать и получить новый мультфильм, что для создателей тех или иных образов и картины было бы неприемлемо.
 
- Кто принимает решение в выборе голоса: российская сторона или зарубежная студия?

- Это зависит от проекта и прокатчика. Есть картины, где весь продакшн озвучания  делается за территорией России. Соответственно и подбор актеров проводит кинокомпания – создатель картины. Но в любом случае последнее слово – за прокатчиком.
 
- Как выбирались голоса в случае с картиной «Кунг-фу Кролик: Повелитель огня»?

- Вместе с прокатчиком мультфильма. Это был совместный творческий процесс. На главную роль рассматривалось несколько актеров. Если говорить конкретно, то Андрей Бочаров был утвержден встречным предложением. И его кандидатура практически сразу была утверждена. Это была отправная точка к успеху нашей работы.

Андрей Бочаров / «Основная задача режиссера дубляжа – сохранить атмосферу»
Андрей Бочаров

А пригласить Нонну Гришаеву на роль Бигги удачно посоветовали продюсеры проката – Максим Рогальский и Василий Ровенский. И оказались правы. Опыт и мастерство актрисы создали палитру эмоций, которые украсили мультфильм.
 
- Как известно, китайский и русский языки – совершенно разные, и по длине фраз, и по артикуляции. Как решалась эта проблема?

- Каждый язык имеет свою мелодику и технику воспроизведения, что, безусловно, надо учитывать. Огромную работу провели переводчики Елена Лащ и Илья Китаев. Хотел бы отметить, что удачно были переведены песни, которые блистательно исполнил Георгий Юфа. Если обсуждать понятие так называемой «укладки» текста для дубляжа, то это сложный процесс, которым в данном случае занималась творческая группа студии «Soulpro».
 

Клип на песню Георгия Юфа
 
- Во время дубляжа «Кролика» столкнулись ли вы с какими-то неожиданностями, возможно, приятными?

- Обаяние героев мультфильма и актеров, дублировавших их, – и то, как это сложилось и заиграло в финальном русскоязычном миксе, стало для нас большой наградой в нашей сложной и невидимой профессии.
 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 16361
Практика

Приемы: Правило 30 градусов

Разбираемся в базовом принципе съемки и монтажа, от соблюдения которого зависит логика повествования и гармоничность восприятия

5 ноября 4232
Слова

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

На международном конгрессе НАТ Константин Эрнст, Вячеслав Муругов, Игорь Мишин, Алексей Земский и Александр Акопов поговорили об ошибках нашего ТВ, его будущем, о конкуренции и партнерстве. Собрали важные цитаты встречи

6 ноября 3019
Слова

Почему за веб-сериалами будущее?

Почему лучше снимать не выходя из своей квартиры, зачем цензурировать мат и как затащить в недорогой веб-сериал Сергея Безрукова: режиссеры, фестивальная отборщица и сценарный коуч об особенностях самого перспективного формата

1 ноября 1881
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее