Обзоры

Алфавит 2013 (Часть 1)

В Старый Новый год tvkinoradio.ru решили не подвести, наконец, итоги ушедшего 2013 года, а отметить то, чем он запомнился

  • 13 января 2014
  • 942
Родион Чемонин


Начало. Продолжение - Алфавит 2013 (Часть2)


Мы решили составить свой, сугубо субъективный, Алфавит-2013, в котором отметили ключевые слова и цифры уже прошлого года. И, сразу отметим, мы специально не упоминаем в нём, бесспорно, важные, но грустные события – смерти любимых деятелей кино, радио и телевидения, исчезновения брендов, жанров и технологий, а говорим о появлении новых. 

 

35 ММКФ

– Московский Международный кинофестиваль, прошедший в 2013 году. Впервые в истории ММКФ в этом году не вошёл список фестивалей, рекомендованных российскими критиками, (при этом занял первое место по известности среди россиян). Не привнёс в индустрию ничего нового, кроме ещё более чёткого понимания, что конкурсную программу не смотрит никто, если в ней нет российского, американского или английского фильма, вопреки убеждению президента МКФ. В 2013 году победила, например, турецкая картина «Частица», но это не добавило ни известности фильму, ни солидности фестивалю.



 

100 российских фильмов, рекомендованных к просмотру

– сотня фильмов, которые нужно смотреть школьникам на факультативах, посвященных кино. Предложение ввести в школах уроки кино впервые прозвучало на круглом столе в Союзе кинематографистов РФ в 2012 году. В 2013 году был составлен список российских картин, предложенных всеми желающими, который был доведён до ста при корректировке специалистами. Так как возник вопрос с получением авторских прав, то список 100 иностранных фильмов к концу 2013 года не появился. Зато появился рейтинг специалистов и критиков, выставивших свои баллы с учётом их желания/нежелания включать тот или иной фильм в «школьную программу». На первом месте с результатом с 99,9% оказался «Баллада о солдате» Григория Чухрая.

 

4K

– 4000 (точнее, около 4000) пикселей по горизонтали, высокоточное разрешение цифрового изображения. До 2013 года большинство российских кинотеатров, кроме IMAX, показывало изображение 2K. C 2013 года Россия стала переходить на цифровые проекторы, позволяющие передавать 4K. С одной стороны, это фантастика – впервые можно смотреть высокоточное разрешение сколько угодно раз без потери качества. С другой – отказ от целлулоида в российских кинотеатрах того же IMAX привёл к ухудшению изображения («аймаксовская» плёнка позволяла добиваться куда большего разрешения в пересчёте на пиксели). Появление камер, позволяющих снимать на 4K, 8K и выше (например, очень высокое разрешение дают сейчас даже фотокамеры Mark III), вызвало иронию у сообщества: мол, камеры-то есть, а снимать на них некому.




 

Адаптации

– адаптации телесериалов. Кризис идей в кинематографе перекинулся на кризис идей в телепроизводстве. Казалось бы, ещё в 2010 году вся мировая общественность признавала будущее свежих идей за телесериалами, изготовленными кабельными каналами. В 2013 году стало понятно, что ремейки будут и в сериалах. Теленовеллы «переводятся» не только с англо-американского на другие языки, но и, наоборот. Израильские «Военнопленный» и «На лечении» стали, соответственно, Homeland и In Treatment. В 2013 году чуть ли не сразу после начала второго сезона шведско-датского «Моста» вышел «The Bridge» - причём одновременно англо-французский и американо-мексиканский. В свою очередь, Breaking Bad (см. Breaking Bad) адаптируют в Мексике. В России ремейки «Доктора Хауза» или «Побега» по-прежнему не пользуются спросом, в отличие от переделок американских ситкомов. На 2014 год заявлен запуск отечественного варианта «Родины», но после низких  цифр и относительного разочарования третьим сезоном американского аналога, кажется, российский «Homeland» так и останется оксюмороном.

 

Актеры, которые всех достали

– слишком часто появляющиеся на экранах актёры. Таковые были всегда. Если в предыдущем, 2012 году, ими были вездесущие Райан Гослинг и Майкл Фассбендер, то в 2013 году эстафету перехватили Бенедикт Камбербэтч (11 фильмов, 14 ролей) и Джеймс Франко (13 фильмов за год, не считая рекламы и четырёх режиссёрских работ). 



 

Амедиатека

– онлайн-сервис AMEDIAТЕКА и кабельный канал Amedia Premium, открытые компанией «АМЕДИА» и её руководителем Акоповым. С 2013 года показывает сериалы A-класса таких каналов, как HBO, starz, Showtime и прочих производителей (как правило, в США) высококачественных телешоу. Что особенно удивительно, им удаётся это делать на исключительных правах (например, с HBO) и чуть ли не день в день с их выходом в США.

 

«Антипиратский» закон

– Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», вступивший в силу с 1 августа 2013 года. Направлен на искоренение т.н. «пиратства» в интернете. Главная его сила – это законная возможность блокировки сайтов, содержащих нелицензионный контент, по требованию правообладателя. Но А.З., что называется, «лишь попугал немножко, а потом и вовсе рассмешил», особенно после того как Роскомнадзор попросил около 100 млн. рублей на его исполнение. В числе наиболее пострадавших от А.З. – файлообменники Рутрэкер и Руторг и соцальная сеть «Вконтакте». Но первые просто перешли на другие «зеркала», в то время как пользователи «ВК» просто переименовали файлы и продолжили свою противозаконную деятельность.



 

Бертолуччи

– великий кинорежиссёр, вконец угробивший Венецианский кинофестиваль. Назначенный председателем жюри в 2013 году, мэтр показал характер, вместо того чтобы, по ожиданиям организаторов теряющего популярность Венецианского МКФ, популяризировать «Мостру». Вручил главный приз практически никому из журналистов, публики или просто посетителей не запомнившемуся документальному фильму «Священная римская кольцевая» Джанфранко Рози. Тем самым Б. показал, что он – главный мэтр художественного кино и другого не может быть, заодно выставив руководство Венецианского кинофестиваля в дураках.

 

Брэд Питт

– популярный американский актёр. Появление его в России летом 2013 года вызвало всеобщую шумиху: не из-за его успешности, а из-за фотографии, на которой он и президент 35 ММКФ (см. 35 ММКФ) Никита Михалков стоят на красной ковровой дорожке перед кинотеатром «Пушкинский», где должна состояться премьера фильма «Война миров Z» с БП в главной роли. При этом актёр заметно кривится и отшатывается от кидающегося на него с распростёртыми объятиями режиссёра. Говорят, что это произошло из-за несовпадения протоколов, «у них так не принято». Фотография стала главным мемом, имеющим отношение к большому кино.




 

Г

– фильмы на букву «Г». Три фильма стали самыми обсуждаемыми в этом году, и все три на букву «Г»: покоривший «Кинотавр» «Географ глобус пропил» Велединского, покоривший публику «Горько!» Жоры Крыжовникова и покоривший всех «Гравитация / Gravity» Альфонса Куарона. Первый оказался откровением на старую и, как оказалось, всё ещё востребованную тему «кризиса среднего возраста» и вызвал жаркие споры о вторичности и непонятно прописанного главного героя пьяницы и краеведа Служкина. Второй удачно балансировал на грани фарса и драмы и вызвал жаркие споры на тему «что это: зрительская комедия про свадьбу или авторское высказывание на тему провинциальной пошлости и нищеты?». Третий споров не вызвал, а просто потряс весь мир историей одиночества в космическом пространстве; разочарование вызвало лишь раскрытие главного фокуса фильма – Куарон почти полностью нарисовал людей на компьютере, оставив «живыми» лишь головы актёров Буллок и Клуни. Все три фильма не только отбились в прокате, но и окупились с лихвой, что было необычным для 2013 года – провального для больших картин. Был, правда, ещё и «Гагарин. Первый в космосе», но это неудачный пример фильмов на букву Г.

 

Дождь

– российский телеканал. С 23 сентября 2013 года «Дождь» одним из первых в стране перешёл на платное вещание, как на сайте, так на всех приложениях. Бесплатными остались лишь текстовые новости. Причина – малая доходность от рекламы. Перейдя на платное вещание, «Дождь» по-настоящему выиграл только ближе к концу года, когда передавал в прямом эфире интервью с вышедшими на свободу Михаилом Ходорковским и, позже, Марией Алехиной и Надеждой Толоконниковой. Инициатива «Дождя» часто является поводом для дружеских подколов со стороны «Телевидения на коленке» Татьяны Лазаревой и Михаила Шаца.

 

Жизнь Адель (он же – «Синий – самый тёплый цвет»)

– кинофильм французского кинорежиссера Абдулатифа Кешиша. Стал сенсацией не из-за того, что взял «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в 2013 году из рук председателя жюри Стивена Спилберга, а из-за того, что в России рассмотрели в сюжете, строящимся на любовных отношениях двух девушек, гомосексуальную пропаганду. Однако прокатное удостоверение выдали, и по просмотру оказалось, что это добротная, но не претендующая на шедевральность история о социальной разнице между двумя людьми (грубо говоря, между макаронами и устрицами), а не о том, о чём все подумали. Раздутый законниками скандал возымел действие – и вот уже по улицам ходят девочки с волосами, выкрашенными в бирюзовый цвет, а к концу года вышел в шикарном издании переведенный на русский язык комикс, по которому был снят фильм. С такими картинками, с которыми его, и правда, стоило бы продавать в непрозрачном целлофане.



 

Краудфандинг

– сбор денег на произведение искусства всеми сочувствующими. После того как этот способ оказался востребованным, с ним стали работать многие. Но в 2013 году К. стал альтернативой государственному финансированию на самом высоком по рамкам художественной ценности уровне. После выставленного Минкультуры России штрафа Гарри Бардину за срыв сроков сдачи проекта, что уже само по себе является сущей глупостью и цинизмом по отношению государства к художнику, режиссёр продолжил работу над анимационным фильмом «Три мелодии», собирая недостающие средства методом К., что спасло картину.
 

Оттепель

– телесериал Валерия Тодоровского производства киностудии «Мармот-фильм». Двенадцать серий, показанные в декабре 2013 года на Первом канале, вызвали ажиотаж, какого не было со времён советского телевидения. Зрители с замиранием сердца наблюдали за развитием непростых отношений циничного оператора Хрусталёва и пылкого режиссёра Мячина, киношники умилялись первой производственной драме о кино, рассказанной на их языке, критики искали несоответствия эпохе, прочие же разводили руками: мол, к чему такой переполох? Действительно, чего ещё ждать от Тодоровского, как не ретро-романса со слезами, грезами, песнями и и «цыганочкой» с выходом? Однако, многие заметили как и интонацию «авторского фильма», так и то, что в эпоху надвигающейся цензуры (см. Цензура), главные герои пьют, смолят сигареты, имеет место гомосексуальная коллизия - всё это не совсем уместно для прайма Первого канала. Однако, песня «Оттепель» пошла в народ, а интернет запестрел мемами, высмеивающими способность героя Цыганова реагировать на любые жизненные обстоятельства с одинаковым выражением лица.



Продолжение


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее