Мнение

Руки прочь от Вестера Флэнагана

Родион Чемонин о том, что сегодня убийство в прямом эфире можно считать за работу над собственным видеоканалом, любой блогер становится журналистом, а наши поступки превращаются в селфи

  • 28 августа 2015
  • 707
Родион Чемонин

Кто есть Вестер Флэнаган? «Руки прочь» от какого-такого Вестера Флэнагана? Почему мы должны иметь к нему отношение? Еще буквально пару дней назад этими вопросами мог бы задаться любой житель планеты Земля, кроме нескольких десятков людей, проживающих в штате Вирджиния, США. Но теперь это имя знает любой, следящий за новостями.

26 августа бывший сотрудник одного из провинциальных американских телеканалов Вестер Флэнаган решил с утра пораньше сделать с десяток выстрелов в упор из пистолета в своих коллег. Что им двигало – не совсем понятно, показания расходятся, да и сам он на момент написания этого текста уже помер, так что правды, скорее всего, мы не узнаем. Интересно другое: во время преступления убийца еще и снимал все это дело, вероятно, на телефон.

Руки прочь от Вестера Флэнагана!

Случай, бесспорно, чудовищный и не терпящий шутовского заигрывания (по мне, так заигрывание с любой новостью или фактом – будь то запрещенная в России организация ИГИЛ или говорящий хомячок – криминал). Однако посмотрим на себя. Разве мы, ежедневно постящие себя в так называемых новых медиа, лайкающие друг друга в своих фейсбучиках, путающиеся в хэштэгах, – разве мы отличаемся от Флэнагана, опубликовавшего видео сразу же после преступления? Он просто захотел сделать пост, твит, обновить статус – сколько еще синонимов у этого деяния? 

Да, у нас вместо пушек в кадрах другие предметы, лица, побочные эффекты, но от этого ничего не меняется. «Смерть в прямом эфире» – это лишь фрагмент паззла, периодически раздираемого сумасшедшими мнениями о том, что не всё, что снято, может быть публичным. Мол, не все паблики одинаково полезны и не все статусы имеют право на существование. В ситуации, когда журналистом может стать каждый, поэт в России меньше, чем блогер, а детей из YouTube зовут на телеканалы ведущими, то Вестер Флэнаган, получается, вел свою передачу (не забудем, что у него и профессиональный опыт есть) или, как сейчас говорят, создавал свой видеоконтент.

Руки прочь от Вестера Флэнагана!

Позавчера около шести вечера по мск в Штатах начали раздаваться робкие высказывания: мол, давайте поменьше репостить эти два страшных видео (ах, эта трогательная новосветская забота о близких!). А уже через несколько часов Екатерина Андреева сама посчитала, что если давать в эфир снятую хронику полностью, то это затронет здоровье сердечников. И в новостях на Первом купировали видео (хотя часом ранее Мария Ситтель, будучи то ли более независимой, то ли более амбициозной, то ли меньше своей коллеги озабоченной здоровьем стариков, показала в эфире все видео полностью, по-честному). То есть запрет зарубежных лекарств на сердце не влияет, а заокеанские выстрелы будоражат, оторванные руки-ноги в Донбассе – это нормально, а то, что может случиться с каждым, и не только журналистом, – это буэ.

Руки прочь от Вестера Флэнагана!

Сколько раз в месяц мы читаем очередные возгласы о недопустимости выкладывания той или иной информации в Сеть? Постоянно кто-то нет-нет да хрюкает под ухо: «Давайте что-нибудь запретим!». Мы же все такие пионеры-герои в своих глазах, когда речь заходит о любом ограничении распространения информации – и я в этом вопросе чуть ли не главный Марат Казей, когда улавливаю еле слышное жужжание о каком-либо запрете. Но давайте будем честны: то, что сделал Вестер Флэнаган, – это должно было случиться рано или поздно. Просто раньше мы про такие случаи читали в детективах или смотрели в фантастических или, кстати, комедийных фильмах. Когда-нибудь мы столкнемся с прецедентом возведения стен вокруг тех или иных морально-этических заповедников. Причем, инициатива будет исходить не от наших прекрасных депутатов-котиков, а от нас с вами.

Помните, как всё журналистское сообщество, не сговариваясь, решило не давать в эфир кадры падающих людей с горящих башен-близнецов? Правда, прошло немного времени – и все всё увидели в интернете, а потом минуло несколько лет – и про 11 сентября американцы начали шутить в комедиях (это тема для отдельной истории: почему им можно смеяться над своими терактами, а нам над нашими нельзя – и она меня нервирует далеко не первый год, но ладно). 

Руки прочь от Вестера Флэнагана!

Во втором сезоне «Рэя Донована» есть момент, когда о трагическом случае герои узнают через TMZ.com. Еще с 90-х Гомер Симпсон смотрит новости про себя по телевизору. Мы сами все чаще узнаем о судьбах своих приятелей и родственников из СМИ. Ляпнул слово – оно уже становится поводом для обсуждения друзей твоих друзей. Сделал фоточку – будь готов к рассмотрению. Лайкнул что-то непопулярное – тебя могут расфрендить, затроллить или вообще забанить.

Любое наше высказывание становится селфи, даже если кое-кто из нас органически не переваривает этот способ автопортретирования. Я сам его терпеть не могу, но пока пишу этот текст, думаю: лайкнут или нет вот эту сентенцию? А так как любое селфи не может существовать без пижонского фона, то мое сегодняшнее позирование предполагает второй план. А он сегодня мерзкий, гадливей не бывает: с кинематографистами, всего одной галочкой причисленных к террористам, с бывшей чиновницей, проворовавшейся настолько, что даже читать не смешно, с самострелом срочника, с угрозами на закрытие безобидных интернет-каналов, с безумными идеями Роскомнадзора и так далее. Фон медленно переходит в режим панорамирования.

Руки прочь от Вестера Флэнагана!

А если взять селфи-стик? Более общая картина представляется такой, что Брейгель с Босхом поудавились бы уже от зависти. Мы просыпаемся и входим в интернет с мыслью: «Ну, и какой у нас сегодня адок?» Включаем телевизор и думаем: «Так, где там сегодня дно?» Для более эмоциональных и менее циничных людей такие понятные общечеловеческие слова, как «ложь», «лень», «трусость» и другие, нивелировались и слились в один хор: «Вы там совсем уже офигели?»

Поэтому не вините Вестера Флэнагана за его ужасное кошмарное и не имеющее оправданий преступление. Он сделал то же, что делаем ежедневно мы все, только в иных категориях и масштабах. Но, в отличие от вирджинского киллера, наши аппетиты растут. Но мы не лопнем, мы героически выдержим, мы всё проглотим.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2151
Репортаж

Live: церемония вручения ТЭФИ -2018

Сегодня большой день для всех, кто любит смотреть телевизор. Неважно, как вы относитесь к российскому телевидению — мы все равно расскажем в прямом эфире, кто, за что и почему получит ТЭФИ. Тем более, что церемония в кои-то веки может преподнести немало сюрпризов

  • 3 октября
  • 1861
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1418
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1162
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1104
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1116
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее