Слова

«Аниматор всегда должен быть немного актёром»

Аниматор Александр Липилин о творчестве, актёрской игре и раскадровках в своей профессии



Александр Липилин, аниматор компании «Main Road | Post» («Адмиралъ», «Особо Опасен», «Август. Восьмого», «Метро», «Сталинград» и другие проекты)
Работал над визуальными эффектами к фильмам «Август. Восьмого», «Сталинград».




- Как складываются отношения между аниматором и режиссёром?
- Всё зависит непосредственно от человека. От конкретного аниматора и конкретного режиссёра. Аниматор должен быть «руками режиссёра», воплощать его видение. Если постановщик не конкретизирует творческую задачу, то задача поиска художественного решения ложится на аниматора.
 
- Ваша компания работала над многими крупными фильмами, включая «Сталинград». Фёдор Бондарчук много проводил с вами времени на «посте»?
- Конечно! Режиссёр, в данном случае, присутствовал и на пост-продакшне, вносил свои изменения, давал комментарии.
 
 
- Чего больше в работе аниматора – творчества или техники?
- Я считаю, что в моём случае – это где-то посередине. Если сравнивать с другими профессиями в визуальных эффектах, то есть специализации, которые требуют более глубокого знания математики, физики, технических процессов. К примеру, FX-художники, создающие взрывы, динамику воды. На их фоне работа аниматора выглядит более творческой. Аниматор всегда должен быть немного актёром. Всё, что делает персонаж, все его эмоции аниматор пропускает через себя. Он должен держать в голове и чётко себе представлять каждое движение своего персонажа. Но при всем при этом нужно также разбираться и в технических нюансах используемых инструментов, в случае с 3D-анимацией, на базовом уровне знать тригонометрию и программирование.
 
- А есть такое понятие, как «репетиция» у аниматоров, если мы говорим об актёрской профессии?
- Конечно, хотя выглядит это немного не так, как у актёров театра и кино. Все начинается с общения с режиссёром, который объясняет, что должен делать персонаж в кадре. Для того, чтобы режиссёр и аниматор пришли к единому видению, часто приходится искать референсы. Хорошо, если к этому моменту уже есть раскадровка, если же ее нет, то как правило, аниматору нужно сделать ее самому. Потом создается аниматик (превиз) - это упрощенная версия анимации, как правило на черновых моделях, но на этом этапе принимается большая часть творческих решений по движению в кадре. Часто аниматоры снимают самих себя, отыгрывая движения персонажа, чтобы потом, отсматривая видео, понять особенности того или иного движения.
 

- Например, как разрабатывались движения робота в «Августе. Восьмого»?
- По задумке режиссёра Джаника Файзиева, главный герой фильма Тёма создал себе воображаемого друга, похожего на своего отца, поэтому робот был немного похож на Егора Бероева, который и играл папу мальчика. А так как мальчик у нас много смотрит мультиков и фильмов, то дизайн робота во многом вдохновлен тем, что сейчас есть на экране: от «Трансформеров», до «Железного Человека». А что касается «актёрской» работы робота, то мы выполняли чёткие указание режиссёра: что и зачем должен делать робот в кадре.
 
- Что бывает, когда аниматор понимает, что бюджет не позволяет сделать «красиво и вкусно»?
- Это зависит от многого. От проекта, от выделенного бюджета. Компьютерная графика всегда затратна. Это работа проектная, то есть каждый раз ты не можешь точно просчитать, сколько это будет стоить, каждый раз – это новая задача. Не всегда реально уложиться в сроки. Поэтому проблема выхода из бюджета – всегда актуальна. По факту, часто получается так, что затрачено человеко-часов больше, чем планировалось. Иногда получается, что студии компьютерной графики платят издержки из своего кармана, чтобы держать планку качества. И если это допсоглашениями не подкрепляется, то это очень плохая практика.  По этой причине сейчас несколько крупных студий в Штатах обанкротились.
 
- Как в России развита техника motion capture?
- Motion capture у нас есть, существует несколько студий, которые специализируются на этом, но в целом эта техника у нас развита не в том объёме, в каком она есть, допустим, в Голливуде. Это вопрос не столько мастерства (хотя, и мастерства тоже, потому что специалистов нужно обучать), сколько отсутствия подобных задач. Время от времени возникают проекты, где требуется много motion capture хорошего качества, но пока подобные заказы не поставлены на поток, то не получается заниматься этим так серьёзно, как хотелось бы.
 
 
- Мне не всегда понятна работа режиссёра с хромакеем. Вы можете рассказать процесс работы над построением кадра «от и до»?
- Если вы думаете, что режиссёр не понимает, что снимает, когда ведётся работа на хромакее, то вы ошибаетесь. Эскизы, превизы – это сейчас очень важная часть съёмок. Режиссёр и оператор-постановщик должны очень хорошо себе представлять, как будет выглядеть кадр ещё на пре-продакшне. Исходя из этого, уже ставится свет и строится кадр, не только в понимании того «день» или «ночь» снимается, но и с учетом того, откуда идёт свет, какая часть декорации будет дорисована, как изменится композиция после добавления CG-элементов, будет ли на «посте» меняться движение камеры и прочие вещи. Конечно, в том случае, если на площадке во время съёмок, допущена ошибка и потом кадр не срастается по свету или композиции, на «посте» можно попытаться все поправить: но это, как правило, дорогостоящая и трудоёмкая дополнительная работа, поэтому, конечно, лучше на площадке сделать все правильно.
 
- Кстати, о превизах. Сейчас постепенно раскадровка заменяется компьютерной превизуализацией. Например, Тимур Бекмамбетов своего «Линкольна…» сначала нарисовал на компьютере, а потом уже ставил.
- Иногда бывает так, что делать превиз той или иной сцены бессмысленно.
 
- Например? Разговорные сцены?
- Например. Хотя, я работал на проектах, когда делались шикарные превизы для разговорных сцен. Я просто думаю, что раскадровки не отомрут, потому что это как раз отправная точка и для создания превизов в том числе.
 
- Какой самый страшный сон для аниматора?
- Я не вижу страшных снов. Если серьёзно, в каждой профессии очень важно не терять интереса к работе.
 
- Кто важнее на площадке: технический специалист или режиссёр?
- Важнее всего – результат. Все должны работать на результат.

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 24884
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 12792
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 10703
Обзоры

Обучайся дома: 9 бесплатных онлайн-курсов по монтажу, сценаристике, операторскому мастерству и истории кино

Оператор Шейн Хелбат, монтажер Вадим Ломзин, киносценарист Елена Ванина, студия Pixar и другие запустили бесплатные курсы. Редакция tvkinoradio.ru выбрала девять наиболее интересных проектов, которые доступны на нерабочей неделе

31 марта 6985
Обзоры

5 фильмов, снятых дома

Реально ли снять кино дома? Разгуляться в этих условиях, конечно, тяжеловато, но мы нашли несколько примеров того, что настоящему творчеству четыре стены не могут стать преградой

27 марта 5260
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 4288
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее