Слова

«Аниматор всегда должен быть немного актёром»

Аниматор Александр Липилин о творчестве, актёрской игре и раскадровках в своей профессии

  • 9 января 2014
  • 907
Родион Чемонин



Александр Липилин, аниматор компании «Main Road | Post» («Адмиралъ», «Особо Опасен», «Август. Восьмого», «Метро», «Сталинград» и другие проекты)
Работал над визуальными эффектами к фильмам «Август. Восьмого», «Сталинград».




- Как складываются отношения между аниматором и режиссёром?
- Всё зависит непосредственно от человека. От конкретного аниматора и конкретного режиссёра. Аниматор должен быть «руками режиссёра», воплощать его видение. Если постановщик не конкретизирует творческую задачу, то задача поиска художественного решения ложится на аниматора.
 
- Ваша компания работала над многими крупными фильмами, включая «Сталинград». Фёдор Бондарчук много проводил с вами времени на «посте»?
- Конечно! Режиссёр, в данном случае, присутствовал и на пост-продакшне, вносил свои изменения, давал комментарии.
 
 
- Чего больше в работе аниматора – творчества или техники?
- Я считаю, что в моём случае – это где-то посередине. Если сравнивать с другими профессиями в визуальных эффектах, то есть специализации, которые требуют более глубокого знания математики, физики, технических процессов. К примеру, FX-художники, создающие взрывы, динамику воды. На их фоне работа аниматора выглядит более творческой. Аниматор всегда должен быть немного актёром. Всё, что делает персонаж, все его эмоции аниматор пропускает через себя. Он должен держать в голове и чётко себе представлять каждое движение своего персонажа. Но при всем при этом нужно также разбираться и в технических нюансах используемых инструментов, в случае с 3D-анимацией, на базовом уровне знать тригонометрию и программирование.
 
- А есть такое понятие, как «репетиция» у аниматоров, если мы говорим об актёрской профессии?
- Конечно, хотя выглядит это немного не так, как у актёров театра и кино. Все начинается с общения с режиссёром, который объясняет, что должен делать персонаж в кадре. Для того, чтобы режиссёр и аниматор пришли к единому видению, часто приходится искать референсы. Хорошо, если к этому моменту уже есть раскадровка, если же ее нет, то как правило, аниматору нужно сделать ее самому. Потом создается аниматик (превиз) - это упрощенная версия анимации, как правило на черновых моделях, но на этом этапе принимается большая часть творческих решений по движению в кадре. Часто аниматоры снимают самих себя, отыгрывая движения персонажа, чтобы потом, отсматривая видео, понять особенности того или иного движения.
 

- Например, как разрабатывались движения робота в «Августе. Восьмого»?
- По задумке режиссёра Джаника Файзиева, главный герой фильма Тёма создал себе воображаемого друга, похожего на своего отца, поэтому робот был немного похож на Егора Бероева, который и играл папу мальчика. А так как мальчик у нас много смотрит мультиков и фильмов, то дизайн робота во многом вдохновлен тем, что сейчас есть на экране: от «Трансформеров», до «Железного Человека». А что касается «актёрской» работы робота, то мы выполняли чёткие указание режиссёра: что и зачем должен делать робот в кадре.
 
- Что бывает, когда аниматор понимает, что бюджет не позволяет сделать «красиво и вкусно»?
- Это зависит от многого. От проекта, от выделенного бюджета. Компьютерная графика всегда затратна. Это работа проектная, то есть каждый раз ты не можешь точно просчитать, сколько это будет стоить, каждый раз – это новая задача. Не всегда реально уложиться в сроки. Поэтому проблема выхода из бюджета – всегда актуальна. По факту, часто получается так, что затрачено человеко-часов больше, чем планировалось. Иногда получается, что студии компьютерной графики платят издержки из своего кармана, чтобы держать планку качества. И если это допсоглашениями не подкрепляется, то это очень плохая практика.  По этой причине сейчас несколько крупных студий в Штатах обанкротились.
 
- Как в России развита техника motion capture?
- Motion capture у нас есть, существует несколько студий, которые специализируются на этом, но в целом эта техника у нас развита не в том объёме, в каком она есть, допустим, в Голливуде. Это вопрос не столько мастерства (хотя, и мастерства тоже, потому что специалистов нужно обучать), сколько отсутствия подобных задач. Время от времени возникают проекты, где требуется много motion capture хорошего качества, но пока подобные заказы не поставлены на поток, то не получается заниматься этим так серьёзно, как хотелось бы.
 
 
- Мне не всегда понятна работа режиссёра с хромакеем. Вы можете рассказать процесс работы над построением кадра «от и до»?
- Если вы думаете, что режиссёр не понимает, что снимает, когда ведётся работа на хромакее, то вы ошибаетесь. Эскизы, превизы – это сейчас очень важная часть съёмок. Режиссёр и оператор-постановщик должны очень хорошо себе представлять, как будет выглядеть кадр ещё на пре-продакшне. Исходя из этого, уже ставится свет и строится кадр, не только в понимании того «день» или «ночь» снимается, но и с учетом того, откуда идёт свет, какая часть декорации будет дорисована, как изменится композиция после добавления CG-элементов, будет ли на «посте» меняться движение камеры и прочие вещи. Конечно, в том случае, если на площадке во время съёмок, допущена ошибка и потом кадр не срастается по свету или композиции, на «посте» можно попытаться все поправить: но это, как правило, дорогостоящая и трудоёмкая дополнительная работа, поэтому, конечно, лучше на площадке сделать все правильно.
 
- Кстати, о превизах. Сейчас постепенно раскадровка заменяется компьютерной превизуализацией. Например, Тимур Бекмамбетов своего «Линкольна…» сначала нарисовал на компьютере, а потом уже ставил.
- Иногда бывает так, что делать превиз той или иной сцены бессмысленно.
 
- Например? Разговорные сцены?
- Например. Хотя, я работал на проектах, когда делались шикарные превизы для разговорных сцен. Я просто думаю, что раскадровки не отомрут, потому что это как раз отправная точка и для создания превизов в том числе.
 
- Какой самый страшный сон для аниматора?
- Я не вижу страшных снов. Если серьёзно, в каждой профессии очень важно не терять интереса к работе.
 
- Кто важнее на площадке: технический специалист или режиссёр?
- Важнее всего – результат. Все должны работать на результат.


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 5805
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 5283
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 2476
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2421
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 2348
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 1925
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее