Слова

«Если есть желание, то сегодня в нашей стране можно делать фильмы»

Режиссер мультфильмов студии «Мельница» ВЛАДИМИР ТОРОПЧИН о причинах популярности древнерусской темы в анимации и о разнице в режиссуре компьютерных игр и фильмов.


На экраны кинотеатров вышло продолжение популярного мультфильма студии «Мельница» «Иван Царевич и Серый Волк». Режиссер дилогии ВЛАДИМИР ТОРОПЧИН в интервью tvkinoradio.ru рассказал о новой картине, а также поделился своим взглядом на ситуацию в современной российской анимации.


 
- Древнерусская серия анимационных фильмов студии «Мельница» неизменно пользуется популярностью у зрителя, в отличие от большинства мультфильмов отечественного производства. С чем на Ваш взгляд этот связано?
- Мне кажется, все связано с тем, что первый мультфильм этой серии, «Алеша Попович и Тугарин Змей», получился не просто смотрибельным и интересным, но и оригинальным. Соответственно, он задал интонацию всех последующих картин. То, что в них действуют наши, родные, близкие зрителю герои, конечно, играет значительную роль в успехе этих фильмов. Ведь до их появления на экранах были в основном западные персонажи. Но какими бы ни были заграничные мультфильмы, они все равно для нашего зрителя несколько чужие. А древнерусская тема позволила вывести на экран своих свежих героев, использовать возможности русского юмора, близкого нашим гражданам. Но я бы не сказал, что это единственная определяющая причина. Если бы фильмы были плохими сами по себе, по своему качеству, как продукт, вряд ли бы они пользовались популярностью.


 
- Новый «Иван Царевич и Серый Волк» – это сиквел. В чем секрет создания колоритного анимационного персонажа, которого бы зритель хотел видеть вновь и вновь?
- Самое главное – чтобы персонажи получались живыми, чтобы у зрителя возникало отношение к ним не просто как к рисованному нечто, но как к личностям. Если будет вот это сопереживание, тогда будет и интересно следить за перипетиями, в которые попадают герои, за их приключениями. Естественно, история сама по себе должна быть увлекательной. Но я, честно говоря, не могу так судить, насколько интересной у нас получилась история, просто потому, что после двух лет работы над фильмом восприятие несколько притупляется. Я сейчас смогу судить только по реакции зрителей. Нормально же оценить свой фильм, более-менее отстраненно посмотреть его я могу обычно только месяца через три-четыре после выхода. Пока же больше замечаешь какие-то недостатки (смеется).
 


- В России анимационные проекты, доходящие до проката, ориентированы в первую очередь на детскую аудиторию. Каков на Ваш взгляд зритель «Иван Царевич и Серый Волк 2»?
- Вообще это фильм для широкой аудитории, во всяком случае, я так надеюсь. Там будет и взрослым на что посмотреть и что послушать, и детям. Вообще если бы у меня стояла задача сделать фильм исключительно для детей, может у меня бы не очень и получилось. Главный режиссер «Смешариков» Денис Чернов как-то сказал о своем сериале: «Я делаю фильмы не для детей, не для взрослых – я делаю для себя, я делаю то, что интересно мне». Вот, наверное, каждый из нас делает то, что интересно в первую очередь самому себе. Ну, сложно же на чей-то персональный вкус рассчитывать, что-то пытаться угадать. Все равно получится так, что кому-то фильм понравится, а кому-то придется не по вкусу. Это естественно, и так происходит с любым произведением, будь то фильм или книга, музыка или картина.  
 
- До режиссуры анимационных фильмов Вы занимались режиссурой компьютерных игр. В чем по Вашему опыту различия в работе режиссера над игрой и над мультфильмом, учитывая, что в последнее время эти сферы все более и более сближаются?
- Во многом отличия в создании игры и фильма обусловлены разницей технологий производства. Затем принципиальный момент, что в фильме ты в первую очередь делаешь историю, которая постепенно, последовательно развивается. В игре это ощущается в меньшей степени, там история делается несколько более схематично. Но замечу, что в играх помимо чисто игровых моментов делаются ролики, своего рода мини-фильмы. Вот там, пожалуй, отличий от кино особых нет, за исключением каких-то технических деталей.
 

- По Вашему мнению, что на сегодняшний момент в первую очередь мешает развитию анимации в России?
- Не могу сказать, что есть вот прямо какая-то преграда, какой-то барьер, которые мешают. Я таких вещей, действительно серьезных, не вижу. Допустим, недостаток финансирования – мне кажется, странно об этом говорить. Если есть хорошая тема, хороший сюжет, интересные персонажи, а главное, если есть желание, то сегодня в нашей стране можно делать фильмы. Ощущается, конечно, недостаток специалистов, недостаток качественных сценариев. Но я бы не считал это непреодолимой преградой. Вот, пожалуйста, в Воронеже создали студию Wizard Animation, сняли мультфильм «Снежная королева». Хороший или плохой фильм получился – это судить зрителю. Но, тем не менее, люди собрались и сделали полнометражный фильм. Значит, можно это делать. А жаловаться, что что-то там мешает – это было бы неправильно. Я бы отметил, правда, такую проблему. Вот был замечательный проект, сделанный Александром Татарским, «Гора самоцветов» - множество замечательных короткометражек, интересных и детям, и взрослым. Такие проекты должны широко показываться по телевидению, они не для кинотеатра. Увы, со стороны телевидения есть, скажем так, недостаток внимания к таким фильмам. Но опять же, насколько я знаю, это во многом связано с нашим законодательством, с запретом размещения рекламы в детских программах и так далее.

 
- Не так давно в Госдуме обсуждался вопрос введения обязательной минимальной доли отечественной анимации на телевидении. На Ваш взгляд, эффективны ли подобные протекционистские меры?
- Если это будет просто какая-то директива, не подкрепленная какими-то стимулами, я не считаю, что это будет эффективная мера. Почему? Надо понимать, что телевидение штука дорогая, требующая средств, и оно в любом случае заинтересовано в своей выгоде. Ну, примут телеканалы поначалу это требование к исполнению, а потом будут всячески пытаться это дело замылить, как у нас в стране обычно с требованиями законодательства и происходит. Мне кажется, тут нужно не просто «приказали – исполнили». Нужно как-то стимулировать интерес телеканалов к показу отечественной анимационной продукции, ту же рекламу каких-нибудь детских товаров разрешить.

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 6486
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4892
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3978
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2942
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее