Слова

«Если есть желание, то сегодня в нашей стране можно делать фильмы»

Режиссер мультфильмов студии «Мельница» ВЛАДИМИР ТОРОПЧИН о причинах популярности древнерусской темы в анимации и о разнице в режиссуре компьютерных игр и фильмов.

На экраны кинотеатров вышло продолжение популярного мультфильма студии «Мельница» «Иван Царевич и Серый Волк». Режиссер дилогии ВЛАДИМИР ТОРОПЧИН в интервью tvkinoradio.ru рассказал о новой картине, а также поделился своим взглядом на ситуацию в современной российской анимации.


 
- Древнерусская серия анимационных фильмов студии «Мельница» неизменно пользуется популярностью у зрителя, в отличие от большинства мультфильмов отечественного производства. С чем на Ваш взгляд этот связано?
- Мне кажется, все связано с тем, что первый мультфильм этой серии, «Алеша Попович и Тугарин Змей», получился не просто смотрибельным и интересным, но и оригинальным. Соответственно, он задал интонацию всех последующих картин. То, что в них действуют наши, родные, близкие зрителю герои, конечно, играет значительную роль в успехе этих фильмов. Ведь до их появления на экранах были в основном западные персонажи. Но какими бы ни были заграничные мультфильмы, они все равно для нашего зрителя несколько чужие. А древнерусская тема позволила вывести на экран своих свежих героев, использовать возможности русского юмора, близкого нашим гражданам. Но я бы не сказал, что это единственная определяющая причина. Если бы фильмы были плохими сами по себе, по своему качеству, как продукт, вряд ли бы они пользовались популярностью.


 
- Новый «Иван Царевич и Серый Волк» – это сиквел. В чем секрет создания колоритного анимационного персонажа, которого бы зритель хотел видеть вновь и вновь?
- Самое главное – чтобы персонажи получались живыми, чтобы у зрителя возникало отношение к ним не просто как к рисованному нечто, но как к личностям. Если будет вот это сопереживание, тогда будет и интересно следить за перипетиями, в которые попадают герои, за их приключениями. Естественно, история сама по себе должна быть увлекательной. Но я, честно говоря, не могу так судить, насколько интересной у нас получилась история, просто потому, что после двух лет работы над фильмом восприятие несколько притупляется. Я сейчас смогу судить только по реакции зрителей. Нормально же оценить свой фильм, более-менее отстраненно посмотреть его я могу обычно только месяца через три-четыре после выхода. Пока же больше замечаешь какие-то недостатки (смеется).
 


- В России анимационные проекты, доходящие до проката, ориентированы в первую очередь на детскую аудиторию. Каков на Ваш взгляд зритель «Иван Царевич и Серый Волк 2»?
- Вообще это фильм для широкой аудитории, во всяком случае, я так надеюсь. Там будет и взрослым на что посмотреть и что послушать, и детям. Вообще если бы у меня стояла задача сделать фильм исключительно для детей, может у меня бы не очень и получилось. Главный режиссер «Смешариков» Денис Чернов как-то сказал о своем сериале: «Я делаю фильмы не для детей, не для взрослых – я делаю для себя, я делаю то, что интересно мне». Вот, наверное, каждый из нас делает то, что интересно в первую очередь самому себе. Ну, сложно же на чей-то персональный вкус рассчитывать, что-то пытаться угадать. Все равно получится так, что кому-то фильм понравится, а кому-то придется не по вкусу. Это естественно, и так происходит с любым произведением, будь то фильм или книга, музыка или картина.  
 
- До режиссуры анимационных фильмов Вы занимались режиссурой компьютерных игр. В чем по Вашему опыту различия в работе режиссера над игрой и над мультфильмом, учитывая, что в последнее время эти сферы все более и более сближаются?
- Во многом отличия в создании игры и фильма обусловлены разницей технологий производства. Затем принципиальный момент, что в фильме ты в первую очередь делаешь историю, которая постепенно, последовательно развивается. В игре это ощущается в меньшей степени, там история делается несколько более схематично. Но замечу, что в играх помимо чисто игровых моментов делаются ролики, своего рода мини-фильмы. Вот там, пожалуй, отличий от кино особых нет, за исключением каких-то технических деталей.
 

- По Вашему мнению, что на сегодняшний момент в первую очередь мешает развитию анимации в России?
- Не могу сказать, что есть вот прямо какая-то преграда, какой-то барьер, которые мешают. Я таких вещей, действительно серьезных, не вижу. Допустим, недостаток финансирования – мне кажется, странно об этом говорить. Если есть хорошая тема, хороший сюжет, интересные персонажи, а главное, если есть желание, то сегодня в нашей стране можно делать фильмы. Ощущается, конечно, недостаток специалистов, недостаток качественных сценариев. Но я бы не считал это непреодолимой преградой. Вот, пожалуйста, в Воронеже создали студию Wizard Animation, сняли мультфильм «Снежная королева». Хороший или плохой фильм получился – это судить зрителю. Но, тем не менее, люди собрались и сделали полнометражный фильм. Значит, можно это делать. А жаловаться, что что-то там мешает – это было бы неправильно. Я бы отметил, правда, такую проблему. Вот был замечательный проект, сделанный Александром Татарским, «Гора самоцветов» - множество замечательных короткометражек, интересных и детям, и взрослым. Такие проекты должны широко показываться по телевидению, они не для кинотеатра. Увы, со стороны телевидения есть, скажем так, недостаток внимания к таким фильмам. Но опять же, насколько я знаю, это во многом связано с нашим законодательством, с запретом размещения рекламы в детских программах и так далее.

 
- Не так давно в Госдуме обсуждался вопрос введения обязательной минимальной доли отечественной анимации на телевидении. На Ваш взгляд, эффективны ли подобные протекционистские меры?
- Если это будет просто какая-то директива, не подкрепленная какими-то стимулами, я не считаю, что это будет эффективная мера. Почему? Надо понимать, что телевидение штука дорогая, требующая средств, и оно в любом случае заинтересовано в своей выгоде. Ну, примут телеканалы поначалу это требование к исполнению, а потом будут всячески пытаться это дело замылить, как у нас в стране обычно с требованиями законодательства и происходит. Мне кажется, тут нужно не просто «приказали – исполнили». Нужно как-то стимулировать интерес телеканалов к показу отечественной анимационной продукции, ту же рекламу каких-нибудь детских товаров разрешить.

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 11795
Обзоры

Обучайся дома: 9 бесплатных онлайн-курсов по монтажу, сценаристике, операторскому мастерству и истории кино

Оператор Шейн Хелбат, монтажер Вадим Ломзин, киносценарист Елена Ванина, студия Pixar и другие запустили бесплатные курсы. Редакция tvkinoradio.ru выбрала девять наиболее интересных проектов, которые доступны на нерабочей неделе

31 марта 8481
Обзоры

5 фильмов, снятых дома

Реально ли снять кино дома? Разгуляться в этих условиях, конечно, тяжеловато, но мы нашли несколько примеров того, что настоящему творчеству четыре стены не могут стать преградой

27 марта 5555
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 4513
Обзоры

Не смотрел, но собираюсь: топ фильмов и сериалов авторов tvkinoradio.ru

Составили список картин, которые надо видеть, но у нас почему-то все не получалось. Самоизоляция и нерабочая неделя — шанс наверстать упущенное. Делитесь в комментариях своими must-see фильмами, на которые у вас раньше не хватало времени

30 марта 3039
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее