Обзоры

2013 в кино

tvkinoradio.ru продолжает подводить итоги года: главные рекорды, события, а также тенденции развития отечественного кино.

  • 26 декабря 2013
  • 854
Павел Орлов

Рекорды

Самый кассовый анимационный фильм в истории российского кино



Говорят, как новый год встретишь, так его и проведешь. 2013-ый, обновивший кассовые рекорды российских фильмов, открылся успехом отечественной анимации. Вышедший в канун Нового года очередной мультфильм древнерусской серии «Три богатыря на дальних берегах» в период праздников заработал более 750 млн. рублей, обойдя даже таких конкурентов, как первый «Хоббит» и «Жизнь Пи». К концу проката лента студии «Мельница» собрала более 950 млн. рублей, став самой кассовой анимационной картиной в истории российского кино.
 
Самый кассовый фильм в истории российского кино



Долгожданная военная эпопея Федора Бондарчука «Сталинград» поставила целый ряд рекордов. Для начала картина показала лучшие сборы среди российских фильмов за первый уик-энд. Тот же результат был повторен и на вторую неделю проката. В итоге, заработав более 1,7 млрд. рублей и обойдя самого «Железного человека 3», «Сталинград» стал самой кассовой лентой года. Одновременно работа Бондарчука завоевала статус самой кассовой картины в истории российского кино, превзойдя рекорд в 1,2 млрд. рублей, установленный 6 лет назад продолжением «Иронии судьбы» Тимура Бекмамбетова.
 
Самый прибыльный фильм в истории российского кино



Еще один рекорд был поставлен картиной об особенностях национального бракосочетания «Горько!». При вполне скромном даже по меркам отечественной киноиндустрии бюджете в $1,5 млн., комедия собрала в прокате $25,5 млн. Окупившись более 17 раз, картина стала самой прибыльной в истории отечественного кино. До нее по соотношению бюджета и сборов – примерно 1 к 10 – также лидировал сиквел «Иронии судьбы».
 

События

Государственное финансирование



Киноотрасль вновь пребывает в состоянии реформирования. Январская отставка Сергея Толстикова с поста главы Фонда кино, а также отстранение в июне замминистра культуры Ивана Демидова от вопросов, связанных с кинематографом, подтвердили курс государства на корректировку работы двух ведомств. В новых условиях разделенный почти пополам бюджет в 5,3 млрд. рублей распределился по следующему принципу: Фонд кино отныне направляет средства исключительно на проекты, имеющие кассовый потенциал, а Минкульт – на социально значимые картины. При этом Фонд теперь выделяет деньги не просто крупным компаниям, как было раньше, а на конкретные проекты, отобранные по результатам многоступенчатого конкурса. Параллельно Минкульт утвердил при выборе проектов практику открытых питчингов. Распределение госфинансирования стало вроде бы прозрачней, однако количество скандалов от этого не уменьшилось: показательны истории с фильмами «Милый Ханс, дорогой Пётр» Александра Миндадзе и «Чайковский» Кирилла Серебренникова.
 
Прорыв в Голливуд и из Голливуда


Российские кинематографисты все теснее сотрудничают с коллегами из США. Помимо Тимура Бекмамбетова, который возможно снимет для MGM новую версию «Бен-Гура», активно работает с Голливудом Александр Роднянский, выступивший сопродюсером таких фильмов как «Тайна перевала Дятлова», «Мачете убивает» и «Машина Джейн Мэнсфилд». В то же время создатели компании Enjoy Movies Георгий Малков и братья Андреасяны, объединив усилия с братьями Кристенсенами, организовали в Голливуде студию Glacier Films. В их пакете 11 англоязычных проектов, в том числе криминальный боевик с Эдриеном Броуди «Ограбление по-американски» и комедийный фильм ужасов с Элайджей Вудом «Заразы».

На Западе проявляют интерес к некоторым наиболее востребованным молодым российским актерам: Светлана Ходченкова сыграла в новой серии «Росомахи», Данила Козловский исполнил одну из главных ролей в имеющей потенциал перерасти в очередную мистическую франшизу «Академии вампиров», а Юрий Колокольников неожиданно оказался в четвертом сезоне «Игры престолов». С другой стороны голливудские звезды проявляют интерес к участию в российских проектах. Так, в «Любви в большом городе 3» Марюса Вайсберга снялась Шэрон Стоун, у Игоря Волошина в «Скорый “Москва-Россия”» - Майкл Мэдсен, а в грядущем ремейке гайдаевской «Кавказской пленницы» под названием «Кавказский треугольник» появятся Дэнни ДеВито и Эрик Робертс. Любителей кино смущает лишь то обстоятельство, что принимать участие в российских картинах соглашаются преимущественно звезды возрастной группы 55+.
 
Завершение «Трудно быть Богом»



Пожалуй, самое невероятное событие года. Завершилась работа над знаменитым долгостроем, фильмом по мотивам повести братьев Стругацких «Трудно быть Богом». Создание картины заняло более 14 лет, если не считать, что первый вариант сценария возник еще в конце 60-х. Проект оброс легендами, а о работе над ним успели снять документальный фильм. Наконец, когда картина была уже почти завершена, не стало ее автора, режиссера Алексея Германа. Законченная его сыном, Алексеем Германом-младшим, лента уже была показана в рамках Римского кинофестиваля. Выход в прокат намечен на февраль будущего года.
 

Тенденции

Арт-мейнстрим



Триумфатор «Кинотавра» фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» был одинаково благосклонно принят и критикой, и широким зрителем, и самим киносообществом, став долгожданной смычкой арт-хауса и мейнстрима, авторского кино и массового. «Географ», однако, оказался не одинок. Помимо него, в русле столь слабо освоенного у нас течения арт-мейнстрима, был выполнен целый ряд картин: «Игра в правду», «Майор», «Интимные места», «Отдать концы». Вероятно, тенденция сосуществование авторского высказывания на экране и зрителя в зале получит развитие и в дальнейшем. Об этом говорит, к примеру, то, что некоторые режиссеры, чьи имена стабильно ассоциируются с арт-хаусом для узкой аудитории, в данный момент работают над более лояльными к рядовой публике проектами. Так, Игорь Волошин обратился к жанру комедии, в котором завершает фильм «Скорый “Москва-Россия”». Василий Сигарев приступает к работе над новогодней лентой «Этология». Валерия Гай Германика заканчивает ромком «Брачные танцы», а после приступает к фильму для детей «Ночник» по «Оле Лукойе».
 
Кинорежиссеры в сериалах



Мировая тенденция миграции режиссеров из большого кино в телесериалы, похоже, добралась и до России. Примеру таких зарубежных коллег как Мартин Скорсезе, Дэвид Финчер или Стивен Содерберг у нас следуют Валерий Тодоровский, Александр Велединский, Борис Хлебников и Павел Лунгин. Ранее занимавшийся на телевидении исключительно продюсированием Тодоровский в этом году прогремел самостоятельно поставленным по собственному сценарию сериалом «Оттепель». В январе нас ждет премьера военного мини-сериала Велединского «Ладога». Хлебников во всю снимает молодежный проект ТНТ «Озабоченные». Лунгин адаптирует популярную американскую драму «Родина». Волнующий вопрос - будет ли способствовать такая практика повышению качества отечественной сериальной продукции или же наоборот, пагубно отразится на кинематографистах?
 
Спорт в кино



В преддверии зимней Олимпиады в Сочи одной из центральных тем отечественного киноэкрана становится спорт. Необходимую победную интонацию задала одна из самых успешных картин года, повествующая о судьбе прославленного хоккеиста Валерия Харламова «Легенда №17». Развить тематику спорта и активного образа жизни призваны грядущие киноальманах «Чемпионы», комедии «В спорте только девушки» и «Олимпийцы», драма «Лед», а также сразу два байопика о Льве Яшине.
 
Байопики



В русле санкционированного государством поиска пресловутых духовных скреп, кинематографисты все активней обращаются к биографиям выдающихся соотечественников. Помимо вышеупомянутых спортсменов Валерия Харламова и Льва Яшина, героями экрана стали или еще только станут Юрий Гагарин, Иван Поддубный, Марк Шагал и Казимир Малевич, Василиса Кожина, Матильда Кшесинская, Петр Чайковский, Михаил Лермонтов, а также наш современник Павел Дуров
 
Краудфандинг



Неубиваемый русский энтузиазм, недовольство отечественной кинопродукцией, относительная доступность относительно качественной техники, нежелание или невозможность втягиваться в индустрию, а также связываться с системой государственного финансирования подталкивают все большее количество людей к тому, чтобы становиться самим себе режиссерами. Отчаянные выходцы из народа, вкладывая свои кровные, а также – благодаря распространению краудфандинговых платформ – кровные сочувствующих, снимают свои драмы, мелодрамы, комедии, хорроры и даже фильмы о войне. Краудфандингом года без сомнения стал проект петербуржца Андрея Шальопы «28 панфиловцев», среди жертвователей которого оказался даже министр культуры РФ Владимир Мединский.
 
Интернет и кино



Все большее влияние на развитие кино оказывает интернет. Ряд фильмов и сериалов, как художественных, так и документальных, снимаются непосредственно для просмотра в Сети. Пытаясь определить координаты в этом явлении, авторитетный кинофестиваль документального кино «Артдокфест» вводит новую конкурсную программу «АртдокСеть», для картин, размещенных в Интернете в свободном доступе. Интернет-сериалы выходят из маргинального состояния на новый уровень качества. В числе последних примеров – проект Квартета И под названием «Квартет И по Амстелу».


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также