Профессия

Композитор: Михаил Чертищев

Композитор выходящего в прокат анимационного фильма «Иван Царевич и Серый Волк 2» о том, почему писать музыку для мультфильмов сложнее, чем для художественного кино, а также о других малоизвестных тонкостях своей профессии

  • 25 декабря 2013
  • 2116
Павел Орлов

Композитор: Михаил ЧертищевКомпозитор: Михаил Чертищев
 

Задачи композитора


Задача любого композитора, неважно, анимационного или художественного фильма, одна и та же. Композитор должен быть на одной волне с продюсером и режиссером, понимать, что они хотят показать в картине, и музыкой, как языком художественной выразительности, подчеркнуть их задумку. Если говорить о мультфильме «Иван Царевич и Серый Волк 2», главная моя задача заключалась в том, чтобы саундтрек получился ярким, но,  в то же время самобытным, с русским — народным акцентом.
 

Как стать композитором в кино


Мне всегда очень сильно нравились мультфильмы. Была мечта написать саундтрек к анимационному проекту. До того, как попал в мультфильмы, писал очень много музыки для компьютерных игр, телеканалов и рекламы. Работал в самой известной компании в России по созданию саундтреков для игр Strategic Music. Написал более 350 композиций для игр. Написал музыку более чем к 100 рекламным роликам, многие из которых активно ротировались по федеральным каналам России. Однажды я рассказал о своей мечте известному в Петербурге рекламному продюсеру Олегу Меджитову. На что он мне ответил, что моя мечта осуществима, и сразу же позвонил главному продюсеру студии «Мельница», Александру Боярскому. На следующий день я уже показывал свои работы Александру. Мне предложили написать музыку для сериала «Барбоскины». Я с огромным удовольствием принялся за работу и был счастлив сочинять музыку к такому  замечательному проекту. Через некоторое время Александр Боярский предложил мне попробовать силы в полном метре «Три Богатыря, На Дальних Берегах».  Именно с этого момента началась моя история, как кинокомпозитора.
 

Специальное образование или личный опыт


Без высшего музыкального образования будет очень сложно работать, особенно с оркестровой музыкой. Но бывают и исключения. Некоторые талантливые композиторы не имели высшего образования и писали прекрасную музыку. Но, безусловно, образование все-таки нужно. Опыт так же необходим, как и образование.
 

Источник вдохновения


Главный источник вдохновения — это, пожалуй, сценарий. В остальном, если не касаться сольных музыкальных номеров, а говорить об оригинальной музыке, меня вдохновляет анимация. Ну, а если глобально, то вдохновляет природа, современные музыкальные технологии, хорошая музыка, концерты, моя семья, дочка и жена.
 

 

Порядок работы композитора


Для начала я читаю сценарий. Параллельно определяются места, которые будут полностью основываться на музыке, к примеру, песни, отдельные сольные музыкальные номера. Песни пишутся заранее, а на них уже создается анимация. После этого я приступаю к написанию основных лейтмотивов для каждого персонажа. Потом начинаю работать под изображение. Также я занимаюсь подбором музыкантов и вокальных исполнителей. В процессе записи я участвую, но обычно не как исполнитель, а просто слежу за ходом работы.
 

Сотрудничество с режиссером


Прежде всего, обращаю внимание, что современное кино чаще всего продюсерское. Это значит, что продюсер имеет значительное влияние на процесс созидания фильма. Поэтому я бы рассматривал взаимодействие продюсера, режиссера и композитора. Для понимания замысла продюсера - режиссера, я думаю, нужно просто больше общаться. Бывает, что продюсер-режиссер дает послушать музыку, которая, по его мнению, подходит по настроению. Композитор слушает, предлагает какие-то свои решения. И затем авторы приходят к общему знаменателю. Важно помнить, что необходимо, чтобы музыка стояла на своих местах, не больше, не меньше. Композиторы обычно пишут очень много музыки, пытаясь заполнить все аудио-пространство картины. А продюсерам - режиссерам иногда очень нравится тишина. Вот здесь очень важно найти золотую середину.
 

Художественное кино и анимация


Анимация — это самый сложный, но, вместе с тем и самый интересный жанр для композитора. Надо учитывать, что в первую очередь это музыка для детей, а значит, она должна быть волшебной, должна обладать богатой, яркой, контрастной, многогранной фактурой. Часто музыкой требуется подчеркнуть  движения героев, что реже происходит в художественном кино. В игровом фильме, к примеру, в сцене экшена, саундтрек обычно идет большим куском, без особых акцентов. Анимация в такой сцене потребует от музыки акцентов. Но с акцентами стоит быть аккуратным, чтобы не уйти в формат сериала. В художественном кино, музыка пишется пластами, в анимации более детализированная работа. В общем, после опыта работы над большими мультфильмами, проблемы с художественным кино навряд ли будут.
 

Полнометражные мультфильмы и мультсериалы


Композитор должен уметь очень четко чувствовать, где должна быть музыка. Когда смотришь фильм, ты должен правильно почувствовать места, где лучше оставить все так, как есть, а где нужна музыка. В сериалах и в полном метре такие места отличаются. Когда я начинал работать над «Барбоскиными», первые 10 серий долго думал: где же нужна музыка?! Аналогичная проблема вновь возникла на первом полном метре. Мне очень сильно помогали советы продюсера и режиссеров, и только через какое-то время у меня  появилось чутье на такие места.
 

Пример выдающейся работы композитора


Говоря о кинокомпозиторах, одну определенную работу выделить очень сложно. Могу отметить Джона Пауэлла и его работу в «Как приручить дракона». Главная тема из этого прекрасного фильма сидит у меня в голове до сих пор. Нравится саундтрек из мультфильма «Вверх». Из последнего впечатлил саундтрек к «Обливиону» — там просто потрясающая атмосферная музыка, местами напряженно-динамичная, с очень качественным синтетическим звучанием, написанная группой M83. Очень нравится известный диснеевский композитор Алан Менкен, который написал музыку для таких шедевров, как «Русалочка», «Аладдин», «Рапунцель». Один из моих любимых композиторов — Томас Ньюман, он сочинял музыку к еще одному анимационному бриллианту «ВАЛЛ-И», а еще создал знаменитый саундтрек к художественному фильму «Красота по-американски». У него очень интересный, самобытный подход, есть свой неповторимый стиль, многие композиторы теперь пользуются его приемами. Ну, я уже не говорю про таких авторов как Джон Уильямс, Ханс Циммер, Алан Сильвестри. Очень ценю и уважаю наших композиторов: Андрея Петрова, Александра Зацепина, Эдуарда Артемьева, Исаака Дунаевского и многих других.  Все эти авторы уникальны, каждый привлекает чем-то своим и у каждого есть своя выдающаяся работа.
 

Совет композиторам


Слушать много хорошей музыки. Смотреть много художественных и анимационных фильмов. Все анализировать и, исходя из работы других авторов, формировать свой вкус. А главное — искренне любить свою профессию!
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3632
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 3171
Практика

5 принципов удачного трейлера

В эпоху клипового мышления трехминутный трейлер — один из решающих факторов в выборе фильма. Но как заинтересовать зрителя, не перегрузив его информацией?

  • 3 декабря
  • 1876
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 1862
Обзоры

7 фильмов без музыкального сопровождения

Сейчас трудно представить фильм без полноценного музыкального сопровождения и главной музыкальной темы, но порой режиссеры отказывались от музыки вовсе. Вспомним несколько фильмов, созданных без нее

  • 2 декабря
  • 1783
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1586
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее