Профессия

Композитор: Михаил Чертищев

Композитор выходящего в прокат анимационного фильма «Иван Царевич и Серый Волк 2» о том, почему писать музыку для мультфильмов сложнее, чем для художественного кино, а также о других малоизвестных тонкостях своей профессии.

  • 25 декабря 2013
  • 2022
Павел Орлов


Задачи композитора

Задача любого композитора, неважно, анимационного или художественного фильма, одна и та же. Композитор должен быть на одной волне с продюсером и режиссером, понимать, что они хотят показать в картине, и музыкой, как языком художественной выразительности, подчеркнуть их задумку. Если говорить о мультфильме  «Иван Царевич и Серый Волк 2», главная моя задача заключалась в том, чтобы саундтрек получился ярким, но,  в то же время самобытным, с русским - народным акцентом.
 
Как стать композитором в кино
Мне всегда очень сильно нравились мультфильмы. Была мечта написать саундтрек к анимационному проекту. До того, как попал в мультфильмы, писал очень много музыки для компьютерных игр, телеканалов и рекламы. Работал в самой известной компании в России по созданию саундтреков для игр Strategic Music. Написал более 350 композиций для игр. Написал музыку более чем к 100 рекламным роликам, многие из которых активно ротировались по федеральным каналам России. Однажды я рассказал о своей мечте известному в Петербурге рекламному продюсеру Олегу Меджитову. На что он мне ответил, что моя мечта осуществима, и сразу же позвонил главному продюсеру студии «Мельница», Александру Боярскому. На следующий день я уже показывал свои работы Александру. Мне предложили написать музыку для сериала «Барбоскины». Я с огромным удовольствием принялся за работу и был счастлив сочинять музыку к такому  замечательному проекту. Через некоторое время Александр Боярский предложил мне попробовать силы в полном метре «Три Богатыря, На Дальних Берегах».  Именно с этого момента началась моя история, как кинокомпозитора.
 
Специальное образование или личный опыт
Без высшего музыкального образования будет очень сложно работать, особенно с оркестровой музыкой. Но бывают и исключения. Некоторые талантливые композиторы не имели высшего образования и писали прекрасную музыку. Но, безусловно, образование все-таки нужно. Опыт так же необходим, как и образование.
 
Источник вдохновения
Главный источник вдохновения – это, пожалуй, сценарий. В остальном, если не касаться сольных музыкальных номеров, а говорить об оригинальной музыке, меня вдохновляет анимация. Ну, а если глобально, то вдохновляет природа, современные музыкальные технологии, хорошая музыка, концерты, моя семья, дочка и жена.
 


Порядок работы композитора
Для начала я читаю сценарий. Параллельно определяются места, которые будут полностью основываться на музыке, к примеру, песни, отдельные сольные музыкальные номера. Песни пишутся заранее, а на них уже создается анимация. После этого я приступаю к написанию основных лейтмотивов для каждого персонажа. Потом начинаю работать под изображение. Также я занимаюсь подбором музыкантов и вокальных исполнителей. В процессе записи я участвую, но обычно не как исполнитель, а просто слежу за ходом работы.
 
Сотрудничество с режиссером
Прежде всего, обращаю внимание, что современное кино чаще всего продюсерское. Это значит, что продюсер имеет значительное влияние на процесс созидания фильма. Поэтому я бы рассматривал взаимодействие продюсера - режиссера и композитора. Для понимания замысла продюсера - режиссера, я думаю, нужно просто больше общаться. Бывает, что продюсер - режиссер дает послушать музыку, которая, по его мнению, подходит по настроению. Композитор слушает, предлагает какие-то свои решения. И затем авторы приходят к общему знаменателю. Важно помнить, что необходимо, чтобы музыка стояла на своих местах, не больше, не меньше. Композиторы обычно пишут очень много музыки, пытаясь заполнить все аудио-пространство картины. А продюсерам - режиссерам иногда очень нравится тишина. Вот здесь очень важно найти золотую середину.
 
Художественное кино и анимация
Анимация – это самый сложный, но, вместе с тем и самый интересный жанр для композитора. Надо учитывать, что в первую очередь это музыка для детей, а значит, она должна быть волшебной, должна обладать богатой, яркой, контрастной, многогранной фактурой. Часто музыкой требуется подчеркнуть  движения героев, что реже происходит в художественном кино. В игровом фильме, к примеру, в сцене экшена, саундтрек обычно идет большим куском, без особых акцентов. Анимация в такой сцене потребует от музыки акцентов. Но с акцентами стоит быть аккуратным, чтобы не уйти в формат сериала. В художественном кино, музыка пишется пластами, в анимации более детализированная работа. В общем, после опыта работы над большими мультфильмами, проблемы с художественным кино навряд ли будут.
 
Полнометражные мультфильмы и мультсериалы
Композитор должен уметь очень четко чувствовать, где должна быть музыка. Когда смотришь фильм, ты должен правильно почувствовать места, где лучше оставить все так, как есть, а где нужна музыка. В сериалах и в полном метре такие места отличаются. Когда я начинал работать над «Барбоскиными», первые 10 серий долго думал: где же нужна музыка?! Аналогичная проблема вновь возникла на первом полном метре. Мне очень сильно помогали советы продюсера и режиссеров, и только через какое-то время у меня  появилось чутье на такие места.
 
Пример выдающейся работы композитора
Говоря о кинокомпозиторах, одну определенную работу выделить очень сложно. Могу отметить Джона Пауэлла и его работу в «Как приручить дракона». Главная тема из этого прекрасного фильма сидит у меня в голове до сих пор. Нравится саундтрек из мультфильма «Вверх». Из последнего впечатлил саундтрек к «Обливиону» - там просто потрясающая атмосферная музыка, местами напряженно-динамичная, с очень качественным синтетическим звучанием, написанная группой M83. Очень нравится известный диснеевский композитор Алан Менкен, который написал музыку для таких шедевров, как «Русалочка», «Аладдин», «Рапунцель». Один из моих любимых композиторов – Томас Ньюман, он сочинял музыку к еще одному анимационному бриллианту «ВАЛЛ-И», а еще создал знаменитый саундтрек к художественному фильму «Красота по-американски». У него очень интересный, самобытный подход, есть свой неповторимый стиль, многие композиторы теперь пользуются его приемами. Ну, я уже не говорю про таких авторов как Джон Уильямс, Ханс Циммер, Алан Сильвестри. Очень ценю и уважаю наших композиторов: Андрея Петрова, Александра Зацепина, Эдуарда Артемьева, Исаака Дунаевского и многих других.  Все эти авторы уникальны, каждый привлекает чем-то своим и у каждого есть своя выдающаяся работа.
 
Совет композиторам
Слушать много хорошей музыки. Смотреть много художественных и анимационных фильмов. Все анализировать и, исходя из работы других авторов, формировать свой вкус. А главное - искренне любить свою профессию!


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 распространенных ошибок цветокоррекции

Процесс цветокоррекции — не самая простая часть кинопроизводства, и нужно быть особенно внимательным, чтобы зрителю не казалось, что видео делал новичок

  • 18 ноября
  • 5841
Практика

Как Disney меняет правила голливудского кино с выходом «Последних джедаев»

Disney становится самой могущественной студией в истории. Чем это грозит киноиндустрии?

  • 17 ноября
  • 4039
Практика

Как получить анаморфотное изображение без анаморфотного объектива

Задумайтесь: может быть, вам не нужна дорогостоящая оптика, чтобы в вашем фильме появилось знаменитое боке и горизонтальные блики

  • 10 ноября
  • 3704
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Тайки Вайтити

Автор свежевышедшего «Тора» и один из самых оригинальных постановщиков «большого» Голливуда делится своим списком важных картин. Спойлер: особенно новозеландец ценит Тарковского

  • 19 ноября
  • 2785
Практика

Как это снято: «28 дней спустя»

15 лет назад Дэнни Бойл снял один из самых необычных хорроров XXI века. Разбираем, чем так важен фильм «28 дней спустя»: апгрейд образа зомби, безлюдный Лондон, первые цифровые камеры, а также при чем здесь датская «Догма», Эбола и построк

  • 14 ноября
  • 2374
Обзоры

10 iOS-приложений для DIY-съемки

Превратите ваше яблочное устройство в видоискатель, снимайте на iPhone в Log-гамме и устраивайте многокамерную телетрансляцию прямо на дому при помощи приложений нашей свежей подборки

  • 13 ноября
  • 2186
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее