Практика

Как нарисовать раскадровку

Основные принципы создания раскадровок, которые должен знать каждый начинающий режиссер, желающий грамотно визуализировать идею своего будущего фильма

  • 13 августа 2015
  • 63507
Евгений Белов


Раскадровка

 
Это схематическое (графическое) изображение кадров, планирование вашего проекта, позволяющее заранее представить действия актеров, окружающую их обстановку, костюмы, монтажные фразы, расположение и движение камер, а также необходимое световое оборудование. Создание раскадровки – такой же важный этап в препродакшне, как и написание сценария.
 
 

Для чего нужна раскадровка

 
1)  Сэкономить время на площадке, продумав заранее снимаемые кадры, необходимую технику, передвижения и т.д.
2)  Найти общий язык со съемочной группой.
3)  Проверить насколько монтажны будущие кадры и избавиться от ненужных планов.
4)  «Продать» идею вашего проекта продюсеру или заказчику.
5)  Сделать превизуализацию для оператора, монтажера, художника компьютерной графики и звукорежиссера.

Как рисовать раскадровку
 
Хорошая новость – вам не обязательно быть профессиональным художником, чтобы грамотно выразить идею будущего кадра. «Палки», «кружки» и «огуречики» – это всё, что вы должны уметь рисовать. Не нужно тратить слишком много времени на детали и штрихи, важно просто и лаконично передать расположение героев относительно окружающей среды. Но необходимо еще обладать маломальским пространственным мышлением, чувствовать перспективу и знать определенные условные знаки (об этом чуть ниже).
 
 

Где рисовать раскадровку

 
Для того, чтобы вашу раскадровку было удобно использовать во время съемок, лучше нарисовать её на обыкновенном листе A4, согнув его пополам и начертив на каждой стороне по восемь прямоугольников в формате 16:9 (или 6 «квадратов» 4:3,  если вы вдруг решили снимать по-старинке), не забывая оставляя под каждым кадром пространство для подписей. В результате на одном листе у вас поместится 32 кадра и вы всегда сможете подкладывать дополнительные страницы в получившуюся книжечку. Если лень рисовать границы кадров, можно распечатать какой-либо из шаблонов, набрав в поисковике «Storyboard template». Особо продвинутые эстеты могут купить блокнот Moleskine Storyboard или нарисовать кадры в какой-нибудь другой записной книжке, однако, как показывает практика, на съемках не очень удобно пользоваться подобными блокнотами – они громоздкие, в них сложнее отыскать нужный кадр.
 
 

Специальные программы для создания раскадровок


Программы для рисования раскадровок
 
Если  у вас достаточно времени и вы предпочитаете рисовать на компьютере, можно использовать специальные программы. При создании двухмерных раскадровок можно использовать встроенные шаблоны изображений персонажей и предметов, которые можно добавлять в кадр, поворачивать и перемещать как угодно. Самый популярный инструмент – программа  Celtx, это предпродакш медиасистема, в которой можно создавать сценарии, добавлять локейшены, прописывать характеры персонажей, музыку и в том числе рисовать раскадровки. Более продвинутые программы – Toon Boom Storyboard, StoryBoard Quick & Storyboard Artist, Springboard и инструменты ArtRage. Программы по созданию трехмерных раскадровок позволяют выставлять точные положения героев, предметов, свет, угол обзора камеры, что помогает максимально правдоподобно смоделировать сцену. Для подобных раскадровок вы можете использовать такие профессиональные программы, как FrameForge 3D Studio, Maya или Poser.

Как рисовать раскадровку

 

Как передать движение героев и камеры в раскадровке


Итак, вы начертили прямоугольники на бумаге, распечатали шаблон или освоили специальную программу, теперь самое время понять, как в этих прямоугольниках изобразить сценическое действие. Для начала нужно разбить сценарий на самостоятельные кадры – каждый нужно пронумеровать, не забыв написать под ним номер эпизода и сцены. Именно эта информация будет продублированная в режиссерском сценарии и на хлопушке во время съемок. Помимо номера под кадром пишется другая важная информация:
  • действия («Герой пробегает по лестнице и оборачивается»);
  • инструкции для оператора (крупность кадра, движение или статика);
  • реплики персонажей;
  • звуки («Выстрел из пистолета»);
  • визуальные эффекты («Идет снег», «Использовать хромакей» и т.д.). 

Передвижение героев в кадре, жестикуляция, а также взрывы или другие спецэффекты обозначаются при помощи стрелочек. 

Передвижения героев в кадре в раскадровке обозначаются стрелочками
Движение камеры в кадре так же изображается в виде стрелок, которые размещаются под рамкой, где можно дополнительно описать характер передвижения или поворота камеры.
 
Чтобы показать панораму, можно нарисовать начало и конец кадра в двух прямоугольниках соответственно, и соединить их друг с другом стрелкой.
 
Движение камеры в раскадровке
 
Наезды и отъезды также делаются при помощи стрелок, выходящими из границ рамки кадра. Другой вариант – в центре рисуется прямоугольник поменьше, к нему или из него идут стрелки в зависимости от того, наезд это или отъезд.
 
Раскадровка
При создании раскадровки необходимо учитывать элементарные законы монтажа, не забывая про то, что два соседних по крупности плана не рекомендуется располагать друг с другом, лучше их чередовать (деталь с первым средним, крупный со вторым средним и т.д.).
 
Вот и всё, остальное зависит от ваших творческих навыков. В крайнем случае всегда можно обратиться к профессиональным художникам, которые за отдельную плату сделают красивую раскадровку.


 

Аниматик

 
Конечный вариант вашей раскадровки можно отсканировать и собрать из полученных кадров анимационный ролик, предварительно наложив черновой звук или музыку. Такое видео в профессиональном киношном жаргоне называется «аниматик» (animatics), с помощью него режиссеры проверяют монтажны ли кадры, правильно ли подобран темпоритм и подходит ли звук к будущему изображению. Очень часто к нарисованным кадрам применяют простую анимацию: тревеллинг, панорамирование и так далее, чтобы сымитировать движение камеры.

 


 
На профессиональных проектах аниматики делаются с применением 3D-моделирования. Такие раскадровки называются «технической предвизуализацией», изображаемые в них сцены сделаны с учетом камер и линз, на которые будет сниматься будущий фильм. Это помогает оператору тщательно спланировать съемку, а художникам продумать спецэффекты. Один из самых известных примеров технической предвизуализации – сцена из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды». 






 


Комментарии

Комментариев: 2

Ось безкоштовна і проста у використанні програма для сторібордінгу. На мою думку це не найкращий інструмент, але серед безкоштовних він буде одним із перших. 

Вот ещё простая программа для создания рисованных раскадровок: http://lascenario.ru/

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3736
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 3011
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2879
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2634
Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября
  • 1719
Практика

Мастер: Лон Чейни

Лон Чейни — один из самых таинственных актеров Голливуда. На экране он часто появлялся в пластическом гриме и отказывался общаться с прессой, чем только подогревал интерес к своей личности. Киноисторики даже не могут сойтись на причине его смерти. Почему же Чейни стал такой важной фигурой в кинематографе?

  • 30 ноября
  • 1700
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее