Мнение

Трейлеры фильмов: смертельное оружие или лучшее лекарство?

Как трейлеры влияют на кинопрокатную судьбу блокбастеров – в вопросе разбирался Родион Чемонин, взяв за подопытных хиты лета 2015 года


Приближается финал летнего сезона блокбастеров, и уже можно начать подводить итоги. Согласно данным boxofficemojo, три фильма, стартовавшие в нынешний «летний период», то есть с мая по август 2015 года, вошли в сотню самых кассовых фильмов всех времен (без учета инфляции): «Мир Юрского периода», «Миньоны» и «Головоломка». 

Блокбастеры лета 2015: Мир Юрского периода, Терминатор: Генезис, Человек-муравей, Миньоны
 
Только не надо говорить, «нам какое дело, мы такую дрянь не смотрим, и знать не знаем, о чем ты сейчас». Вы всё прекрасно знаете. Я, например, не пью и не ем «Агушу», но, кажется, могу рассказать о продукте всё. То есть, как вы догадались, я осторожно приближаюсь к теме рекламы. В конкретном случае – к тизерам, ТВ-промо и трейлерам. Можно сколько угодно плеваться от самого названия «Мир Юрского периода», но вы же в курсе, что это кино про гигантских динозавров и сложную судьбу людей, оказавшихся у них на жизненном пути. Отрывки все видели по телевизору, кадры – на билбордах, промо – в интернете.
 
Поэтому предлагаю поговорить о непростых взаимоотношениях между трейлером и его исходником, особенно важных в такой толстой материи, как летние блокбастеры.



 
Как получилось, что довольно вялый и невнятный «Мир Юрского периода» вдруг оказался на третьем месте среди самых кассовых фильмов всех времен, сразу после «Титаника» и «Аватара»? У фильмов Кэмерона тоже свои недостатки, но не настолько же, чтобы оказаться рядом с нынешним «юрасиком». У меня версия такая – виноват грамотный промоушн. В трейлерах к ленте не было показано ничего важного или раскрывающего сюжет, всем и так было ясно: огромные динозавры, обаятельный Крис Пратт и почему-то Спилберг (вот оно, коллективное бессознательное). Даже больше. В самом фильме главный генетически модифицированный динозавр появляется во весь рост только под конец, и то в условиях ночной съемки. В остальном – так, по чуть-чуть: то глаз, то хвост, то след, то царапинка. Даже и рассказать-то другу/подруге нечего, так что это именно тот самый случай, когда работало не сарафанное радио, а эмоции. «О чем кино?», – спрашиваешь у смотревшего, но тому ничего не остается, как выпучить глаза, раскинуть руки и, заикаясь, пытаться рассказать сюжет, но не получится. Потому что весь сюжет – в названии.




Другой случай – у «Терминатора. Генезис». Шварценеггер, T-1000, новая Сара Коннор в лице Эмилии Кларк. О чем еще мечтать? Только об одном: поменьше трейлеров. Особенно таких, в которых сообщается, что добрый старый Шварценеггер будет драться с собой, но злым и молодым, что Сара Коннор окажется уже с самого начала бой-бабой, что Джон Коннор – зло, и так далее. Кому интересен фильм, главная интрига которого раскрывается еще в трейлере? Тем более что от фильма к фильму доказывается мнение, что бывший губернатор Калифорнии оказывается не таким востребованным публикой, чем 30 лет назад. Результат: на момент написания этого материала новый «Терминатор» собрал $322 млн сборов во всем мире при бюджете $155 млн за 5 недель проката. Если этот текст сейчас читают профессиональные продюсеры, то они и без перевода поймут, что это провал (прибыльным может считаться только фильм, собравший в первые недели проката сумму в три раза превышающую бюджет).
 
Вы до сих пор не верите, что трейлеры играют значительную роль в прокате фильма? Давайте посмотрим на хиты этого лета и проверим, так ли это (цифры взяты из данных бокс-офиса по состоянию на 01 – 08.08.2015).
 



«Безумный Макс. Дорога ярости» ($370 млн за 12 недель проката при бюджете $150 млн). Казалось бы, критики и кинематографисты всего мира заходятся от восторга, но что не так? Зритель подумал, что в наикрутейших трейлерах ему показали лучшие сцены фильма, что его хотят, как всегда, обмануть. Никто не донес информацию о том, что таким будет весь фильм – от начала до конца. Там, правда, еще дело в хилой фанбазе «Мэд Макса», но кто виноват в том, что поклонники оригинальных серий уже состарились и в кино почти не ходят.



 
«Земля будущего» ($204 млн за 11 недель при бюджете $190 млн). Что не так? Одним Джорджем Клуни фильм не спасешь, а вот если бы маркетологи догадались сообщить публике, что это, скорее, комедия, чем фантастика или антиутопия, возможно, было бы все по-другому. Но студия решила, что лучше представить «Землю будущего», как очередной тинейджерский сай-фай, за что и получила по полной.

 


«Разлом Сан-Андреас» (около $500 млн за 10 недель при бюджете в $110 млн). Вот здесь все правильно сделали. Трейлеры только намекали на то, что это будет грандиозный фильм-катастрофа, но не раскрывали детали. В СМИ все напропалую писали, что у Дуэйна Джонсона появилась приличная роль, а опубликованные кадры только подстегивали интерес любителей жанра: неужели кто-то снимет конец света лучше Эммериха? Лучше или нет – отдельный вопрос, но уровень впечатлил, включился «сарафан», Дуэйна Джонсона начали, наконец-то, воспринимать всерьез, а «Сан-Андреас» до сих пор идет в кинотеатрах США.

 


«Головоломка» ($640 млн за 7 недель проката при бюджете $175 млн). Это идеальный пример маркетинга. Сначала в ход пошел фрагмент фильма с семейным ужином, в котором было понятно всё: и что мультик будет смешной, и что его можно смотреть всей семьей и никто не заскучает, и идея фильма изложена предельно емко.



Когда же вышел трейлер новой «пиксаровской» работы, стало ясно, что в «Головоломке» сюжет шире, чем мы могли бы себе представить. Результат: главные герои-чувства едва ли не борются этим летом с «Миньонами» за звание самых популярных мультперсонажей. «Печаль», «Радость», «Брезгливость», «Страх» и «Гнев» сегодня везде: от игрушечных магазинов до эмодзи в интернете.


 

«Миньоны» ($900 млн за 5 недель при бюджете в $70 млн). Это история, выходящая за рамки нашей теории о трейлерах. Это, скорее, про лояльность аудитории. Несмотря на то что все лучшие шутки были показаны в трейлерах, дети все равно тащили своих родителей на мультик про «banana!». Пока взрослые сидели в шоке, дети смеялись, даже в тех сценах, где герои ничего не делают, а просто стоят и говорят что-то на своем миньонском языке. Хотя, признаюсь, я сам смеялся, но вот мои коллеги видели и осуждают.

 


«Человек-муравей» ($330 млн за 4 недели проката при бюджете $130 млн). Здесь все непросто, особенно если мы говорим о российском прокате. Для начала, многих наших соотечественников пугает название, оно кажется попросту идиотским. Дальше, мы не так хорошо знакомы со вселенной Marvel, чтобы сходу принять концепцию фильма. А промоушн не сказал нам, что это будет смешное кино. Отрывки, представленные до премьеры фильма, не убеждали, что это весело и лихо, а трейлер не объяснял, что это не бред американских кинематографистов, а крепко сделанное кино. Правильно была подана информация, что это от создателей «Стражей Галактики» (а не «Мстителей», что правдивее), но это было написано мелкими буквами и слишком быстро проговорено. Но фильм еще в прокате, поэтому у «Антмэна» есть шансы реабилитироваться и в домашнем, и в международном прокатах.

 


«Пиксели» ($130 млн за 3 недели проката при бюджете в $90 млн). Та же ситуация, что и «Безумным Максом». Во-первых, перекормили трейлерами. Во-вторых, сложилось ощущение, что в роликах нам показали весь фильм, и мало смысла смотреть то же самое в кино. Но кто ж знал, что градус веселья будет таким же, что и трейлерах, только в течение полутора часов? Кто же мог предугадать, что 3D в «Пикселях» будет не формальной функцией, а работающим инструментом? Кто ж догадывался, что Крис Коламбус все еще умеет развлекать публику? Правильно, никто. Увы.

 


«Миссия невыполнима: Племя изгоев» идет только две недели, поэтому здесь трудно что-то комментировать, тем более что бюджет скрывается. Но $265 млн за две недели – не такая уж и маленькая цифра. Если пользоваться принятыми правилами игры, можно предрекать боевику Тома Круза хорошую судьбу, ведь смотрите сами: раскрученный эпизод с полетом Итана Ханта, вцепившегося в дверь самолета, –это самое начало фильма, тогда как внутри триллера немало таких же захватывающих дух моментов.

 


Что у нас осталось для завершения блокбастерного сезона? Про «Агентов А.Н.К.Л.» я не имею право ничего говорить до определенного дня, но, мне кажется, в трейлерах лучше бы смотрелась информация о том, что это «фильм Гая Ричи» и всё. Бренд «Гай Ричи» прекрасно работает на всю российскую аудиторию: от гопников до интеллектуалов. И даже если вы не в курсе того, что у «U.N.C.L.E.» богатая кинематографическая история, то Ричи, шесть лет назад снова вошедший в строй с остроумным «Шерлоком Холмсом», возможно, снова привлечет публику.




И «Фантастическая четверка». Вот на ней 20 августа мы и испробуем нашу теорию о том, что лучше: или вовремя замолчать, или рассказать как можно больше. Пока ощущения тревожные. Даже так: всё намекает на то, что проект может рухнуть. Это ребут, а от перезагрузок забавных комиксов в мрачные «правдоподобные» саги, кажется, уже все устали. У режиссера Джоша Трэнка пока в активе только «Хроники», больше напоминающие студенческую работу. Ну и сами трейлеры наводят на мысль: зачем нам еще одна «Фантастическая четверка», если предыдущая, с Джессикой Альбой, свернулась не больше десяти лет назад? Хотя руководство проекта может передумать в последний момент и сделать вот такой забавный ролик:



Промоушн новой «Четверки» тоже не самый оригинальный: на студии было решено представить в тизерах всех героев по одиночке, как это делается при разработке любого фильма, где действует команда. Нет, мы, конечно, можем вечно смотреть на Кейт Мару в обтягивающем костюме или радоваться, что звезда «Одержимости» Майлз Теллер получил большую экшн-роль. Но зачем нам еще раз втолковывают, что «Невидимая Леди» имеет свойство становиться, ага, да, невидимой, а «Мистер Фантастик» – растягиваться до километра? Мы все это и так прекрасно знаем и помним. Но, посмотрим, возможно, я слишком категоричен.

Вопрос не в том, плохо или хорошо, что «Мир Юрского периода» за пару летних месяцев вошел в тройку самых кассовых картин современности. Закавыка в том, что скоро, возможно, нас ждет еще ротация и не одна. При грамотном промоушне свой миллиард может собрать и экранизация «крестиков-ноликов». И, наоборот, фильм с бюджетом под $300 млн легко может обвалиться из-за какого-то несчастного видеоролика. Мы же знаем, что все дело в нас, в зрителях.

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 12502
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4376
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3046
Обзоры

8 «изгоев» Голливуда: от Марлона Брандо до Шайи ЛаБафа

«Сиротский Бруклин» стал первым появлением Эдварда Нортона на большом экране за три года — последнее время актера не жалуют в Голливуде. Разбираемся почему, а также вспоминаем другие случаи, когда популярные исполнители оказывались на фабрике грез не у дел

14 декабря 2655
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2408
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее