Практика

Мастер: Тарсем Сингх

Вышел в прокат новый фильм Тарсема Сингха «Вне/Себя». О режиссере, который построил свою карьеру на полотнах классического барокко, но не дал повода заигрывать со зрителем, мы и поговорим

  • 31 июля 2015
  • 1531
Родион Чемонин

Тарсем Сингх Вне/Себя
Тарсем Сингх, режиссер

Так же, как и многие другие режиссеры, прогремевшие в 90-х и впоследствии ставшие монстрами современного кино, Тарсем начал с рекламы и видеоклипов. Пока Дэвид Финчер и другие «новые новые» на роликах оттачивали работу с техникой и актерами, Тарсем снимал прорывные клипы для En Vogue или Deep Forest, играя с цветом и композицией кадра. Нарушая¸ при этом, законы монтажа и выдумывая такие ракурсы в страшных на сегодняшний день пропорциях 4:3, которые, если постараться, легко умещаются в 16:9. Как это возможно? Ответ один: никак

Но классикой стало, конечно, «Losing My Religion», сделанное Тарсемом для R.E.M. Несчетное количество наград, прямые ссылки на мастеров живописи, цитаты, относящие нас к Тарковскому (кстати говоря, не к «Жертвоприношению», как это чаще всего указывается в различных источниках, а к «Зеркалу», то есть к Георгию Рербергу) и Бергману. Как говорится, если оператор захочет снять стакан молока и яблоко, пусть снимет, режиссер вырежет это на «посте», а Сингх снял молоко, и никто не возмутился, почему это не вырезали. Позднее он в этих же декорациях снял полнометражный дебют «Клетка», добавив яблоко.



На видеоклип не обиделась разве что РПЦ, потому что в 1991 году ей было не до этого. Сама группа R.E.M. стала чуть ли – в противовес тематики клипа – не иконической. Неизвестно, как бы сложилась индустрия поп-музыки, если не случилось «Losing My Religion». Тогда бы мы пропустили и Антона Корбайна, и Йонаса Акерлунда, и еще с десяток блистательных режиссеров, которые черпают вдохновение не только в музыке и кино, но и в живописи.

Фильм клетка
Кадр из фильма «Клетка»

Другой режиссер тут же начал бы снимать что-то духоподъёмное и великое. Но Тарсем лёг на дно, где и находился до 2000 года, когда появилась «Клетка». Сегодня коммерческий триллер про подсознание не снял только слепой. Но тогда ленту с Дженнифер Лопес и Винсом Воном одни смешали с грязью, другие поставили в полочку рядом с работами с Микеланджело Караваджо и, что еще парадоксальнее, Дэмиеном Хёрстом. Последнего чаще всего вспоминают в связи с эпизодом про расчлененную лошадку, при этом существует версия, что именно Хёрст стал инициатором сюжета про кошки-мышки внутри голов психолога и маньяка-насильника. 

Клетка
Кадр из фильма «Клетка»

В 90-е появилось столько дебютантов-вундеркиндов в кино, что Сингх и затерялся среди прочих. То ли все индийцы так долго запрягают, но Тарсем после своего громкого дебюта решил подумать, а во время работы мысли снимал рекламу, пока через шесть лет после «Клетки» не появилось «Запределье» (которое, на самом деле, «The Fall», ну да ладно). Изысканнейшее кино оказалось ни про что, но добавило в копилку режиссера славу лучшего визуализатора нулевых, и после этого Тарсем что? Правильно, снова исчез, будто-то и не было.
 
Кадр из фильма «Клетка»
Кадр из фильма «Война богов. Бессмертные»

Зато в 2011 году он неожиданно открылся с 3D-фильмом «Война богов. Бессмертные», в котором финальный бой можно смотреть бесконечно. Через год он резво поставил «Белоснежку. Месть Гномов» (которая, на самом деле, «Mirror Mirror», ну да ладно). В последней он заставил Джулию Робертс сыграть первую и единственную пока в карьере актрисы отрицательную роль, а дочь Фила Коллинза – запеть. При этом, «Белоснежка» была вся снята в павильонах, включая дикие сцены в лесу с карликами на ходулях и подвешенным за ноги Арми Хаммером.

Фильм «Вне / Себя»
Кадр из фильма «Вне / Себя»

Впрочем, все это в прошлом. Фильм «Вне / Себя» (который, на самом деле, «Self/Less», ну да ладно), вышедший на этой неделе, показывает Тарсема с другой стороны. Но несмотря на типичный для режиссера сюжет: Бен Кингсли болен раком в самой тяжелой стадии, поэтому, воспользовавшись возможностями современной медицины, переносит себя в тело Райана Рейнолдса – там всё же есть признаки мастера. В этой холодной офисной картине можно увидеть и античные колонны, и Микеланджело, и живопись на дальнем плане. Если, конечно, вам захочется присмотреться.



 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Великая иллюзия, или Как снимают секс в кино

Как бы чувственно ни смотрелись на экране любовные сцены, создаются они в обстоятельствах далеких от романтики, интима и какой-либо привлекательности. Разбираемся, какие ухищрения необходимы, чтобы убедительно показать секс в кино

  • 15 марта
  • 6043
Практика

Как это снято: «Карты, деньги, два ствола»

Вспоминаем, с какими усилиями двадцать лет назад Гай Ричи ворвался в мировой кинематограф, вдохнув новую жизнь в криминально-гангстерский жанр: минимальный бюджет, клиповая эстетика, актеры-уголовники, злачные места Лондона и параллели с Тарантино

  • 11 марта
  • 4980
Практика

Как начать снимать видео: 10 советов начинающим

Чтобы попробовать себя в мире видеосъемки, вам понадобится не только камера и микрофон. Рассказываем об основных принципах кадрирования, освещения и других аспектах хорошего ролика

  • 9 марта
  • 2778
Обзоры

Главные сериалы этой весны

И снова мы рассказываем, что будет интересно посмотреть весной 2019 года, даже если у вас нет телевизора. (Подсказка: финальный сезон «Игры престолов» начинается в апреле, завершение 9 сезона «Ходячих мертвецов» уже идет, а второй сезон «Американских богов» стартует в марте)

  • 10 марта
  • 2195
Обзоры

7 провальных дебютов великих режиссеров: от Бергмана до Кэмерона

Все с чего-то начинают, и даже крупнейшие мастера когда-то делали первые шаги. Причем у некоторых эти шаги были весьма сомнительными. Вспоминаем больших режиссеров, дебюты которых оказались неудачными, зато полезными

  • 16 марта
  • 2089
Практика

Четыре совета, как снять успешный документальный фильм 

Хороший документальный фильм — это, прежде всего, сильная история. Режиссер Зак Рамелан рассказывает о способах, которые помогут вам выйти из трудной ситуации

  • 11 марта
  • 1643
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее