Слова

​«Копродукция – это один из способов движения вперед»

Продюсер АРТЕМ ВАСИЛЬЕВ о копродукционном кинопроизводстве, интеграции в европейское киносообщество и о самых перспективных для сотрудничества с Россией странах.

  • 9 декабря 2013
  • 1279
Павел Орлов

На экранах кинотеатров фильм «Колоски», драма о непростых вопросах исторического прошлого, выход которой в Польше сопровождался скандалом национального масштаба. Картина снималась объединенными усилиями кинематографистов Польши, России и Нидерландов. О том, как создавался фильм, в интервью tvkinoradio.ru рассказал АРТЕМ ВАСИЛЬЕВ, российский сопродюсер ленты, генеральный продюсер компании «Metrafilms», работавший над картинами Ильи Хржановского и Алексея Германа-младшего.

 
- Центральный конфликт фильма «Колоски» связан с польской историей, местом действия также является Польша. Как получилось, что российская сторона приняла участие в проекте?
- Мы исходили из того, что нашим польским партнером продюсером Дариушом Яблонски была предложена очень интересная история. Он позвонил, сказал, что есть проект, который тяжело идет с точки зрения участия в нем финансовых партнеров. Да и не только финансовых, поскольку проект этот, скажем так, неоднозначен с точки зрения его темы. Я прочитал сценарий и понял, что это очень сильная вещь. То есть мне в первую очередь интересно было принять участие в этом проекте, потому что сама история меня захватила. Потом уже я лишний раз убедился, что нужно принять в этом участие, когда узнал имена тех людей, которые будут работать над фильмом, а именно режиссер Владислав Пасиковский, и оператор Павел Эдельман, и художник, которые работали над очень известными польскими и не только польскими картинами, например над фильмами Романа Полански. В общем, мы шли не от принадлежности национальной истории. Хотя понятно, что эта тема для России актуальна в меньшей степени, чем для Польши, Украины или, например, Литвы. Но, тем не менее, для постсоветского пространства эта тема, скажем так, не чужая.
 
- В чем заключалось Ваше участие и участие компании «Metrafilms» в проекте?
- Во-первых, мы привлекли финансирование на проект, занимались пост-продакшном частично, то есть взяли на себя какую-то часть работ, связанных с производством. Были привлечены определенные специалисты с нашей стороны. Не было съемок в России и не было российских актеров, но часть съемочной группы была российская. Во-вторых, мы выступили как страна-партнер для привлечения фондов Eurimage, организации, финансирующей европейское кино. Кстати, это был первый миноритарный российский проект, поддержанный Eurimage сразу после присоединения России к этому фонду в 2011 году.
 
- А каким  требованиям должен отвечать проект, чтобы его поддержал Eurimage?
- Там есть определенное количество пунктов для того, чтобы проект был признан европейским: состав съемочной группы, те, кто делает проект, должны быть европейцами, минимум две страны-члена Eurimage должна быть в проекте. Кроме того, сумма, запрашиваемая у фонда, не должна быть больше 15% от общего бюджета. Все формальные требования я не помню, основные я вам назвал, но, в общем, там все достаточно просто. Ну и, естественно, поддержка Eurimage – это результат оценки проекта экспертами фонда в процессе обсуждений на сессии.

 
- В Европе подобная схема совместного кинопроизводства распространенное и привычное явление. Как Вы полагаете, с чем связано то, что в России она применяется достаточно редко?
- Факторов много. Но на самом деле постепенно эта схема начинает работать у нас все больше и больше. Фильмы Александра Миндадзе, к примеру, или фильмы Йоса Стеллинга с продюсером Евгением Гиндилисом, или мои фильмы. Вот следующая картина, которая у меня будет выходить, «Эпик» режиссера Бена Хопкинса – это английско-грузинско-российский копродакшн. Тут надо понимать, что сложить совместный проект очень не просто и не быстро, и для него требуется помимо определенных усилий, определенная репутация, чтобы тебя воспринимали как серьезного партнера. Кроме того, исторически вот так сложилось, что поскольку в России большой рынок, все время было ощущение, что на его основе мы справляемся и сами. То есть, я думаю, такой психологический аспект существует, мол, зачем же нам с кем-то делиться, если мы и сами все можем. Однако на самом деле, понятно, что копродукция – это один из способов движения  вперед. Так что постепенно это сфера будет у нас расширяться все дальше.
 
- А государство может как-то способствовать ускорению этого процесса?
- Да со стороны государства были предприняты очень хорошие и эффективные шаги, а именно создание международного департамента Фонда кино под руководством Елены Романовой. Но как активно эти шаги были предприняты, так же очень быстро их и свернули. То, что в Фонде кино международный департамент был закрыт, я считаю грубейшей ошибкой в стратегии развития кинопроизводства. С Министерством культуры у нас замечательные отношения, но там, кроме Леонида Демченко, представителя России в Eurimage, почти никто не занимается совместными проектами, в том числе и миноритарными. А между тем, важно же понимать, что это один из способов интеграции в европейское киносообщество.
 
- На Ваш взгляд, какие страны являются наиболее, скажем так, перспективными для сотрудничества с Россией?
- Сейчас ситуация во многом меняется, и все зависит от активности каждой конкретной страны. Но могу сказать, что, как ни странно, последние годы меня удивляет приятным образом Грузия. Понимая, что им тяжело производить в одиночку, в силу просто того, что это небольшое государство с небольшими финансовыми возможностями, они открылись для совместной работы. Исторически, Германия, конечно, перспективная страна, за счет сильных традиций совместных проектов. Англия, безусловно, поскольку Британский фонд кино сейчас активно разворачивается в сторону копродукционного производства с другими европейскими странами. Нидерланды, Бельгия, Венгрия, Чехия тоже вполне открыты. Польша, безусловно. Вот, пожалуй, я назвал самые интересные страны. Но вообще, надо понимать, что в любой маленькой или средней европейской стране тяжело выжить только за счет своего рынка, поэтому во многих странах и идет речь о том, что необходимо объединять усилия.

 
- Новый фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», который Вы продюсируете, также производится в копродукции с Польшей. Почему опять Польша?
  - Да просто «Под электрическими облаками» и «Колоски» - это два фильма, которые мы одновременно запускали. Я являюсь миноритарным сопродюсером в проекте Дариуша Яблонски, а он – миноритарный сопродюсер в моем проекте. Нам просто нравится друг с другом работать, он очень интересный продюсер и мы очень хорошо друг друга понимаем.
 
- В Польше «Колоски» вызвали скандал. По Вашим ожиданиям, как лента может быть воспринята в России?
- Судя по тем отзывам, которые я уже читал и слышал, она будет воспринята просто как сильное, мощное кино, основанное на крепкой драматургии. Это потом уже могут возникнуть какие-то вопросы. Для Польши, безусловно, затронутая в фильме тема более болезненна, чем для России. Да, это рассказ об очень остром моменте польской истории, но поданный очень сильным драматургическим способом. И вот это сочетание дает тот большой эффект, который картина оказывает на зрителя. 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 3158
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2888
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 2932
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1683
    Практика

    Как Пол Маклис монтировал «Малыша на драйве» прямо на площадке

    Монтажная тележка, работа на обочине дороги и поездки на съемочном трейлере: что ждать монтажеру, который вынужден присутствовать на съемках каждый день

    • 13 июля
    • 1345
    Обзоры

    Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Р.Р. Мартина

    Томительное ожидание между новыми эпизодами «Игры престолов» предлагаем скрасить фильмами из списка Джорджа Мартина. Писатель и сценарист специально подготовил топ самого важного, по его мнению, фэнтези в истории кино

    • 22 июля
    • 1018