Правила профессии

Правила киноредактора Всеволода Коршунова

10 пунктов, которые необходимо учитывать в работе каждому редактору сценариев фильма, сериала или телевизионной передачи

  • 30 июля 2015
  • 8830
Евгений Белов

Не навязывай себя в соавторы / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Всегда есть соблазн засучить рукава и «всё на фиг переделать». Это возможно, если автор сам махнул рукой и дал разрешение на переработку. В остальных случаях ты редактор, а он автор, и это закон. Твоя задача – помочь в разработке проекта, а не переделать его «под себя». Хотя ты, конечно, будучи автором, сделал бы всё по-другому. Но на этом проекте ты не автор, а редактор.
 

Отделяй вкусовое от профессионального / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

В сценарии или фильме многое может не нравиться, но важно понять: это субъективное («меня это как-то царапает») или объективное («в истории что-то не работает»). Разделять это очень сложно, но, на мой взгляд, нужно, иначе будут появляться правки типа «пусть герой пьет кофе, а не чай» или «красные розы – это пошлость, пусть будут оранжевые герберы». Исключение – проявления дурного вкуса, штампы, стилистический хаос. Но это уже не вкусовое, а как раз профессиональное, потому что грамотный редактор безвкусицу на экран не пропустит.
 

Ставь себя на место автора / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Собственно, это вариант золотого правила нравственности: поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Я никогда не позволяю себе в заключении пользоваться формулами «бездарно», «никуда не годится», «вы хоть сами понимаете, что написали?» Я сам периодически оказываюсь в положении автора и знаю, насколько ранят эти слова, ведь ты работал, может быть, даже «не спал ночей по девяти». Да, возможно, что-то не получилось, но это не повод для оскорблений. Я предпочитаю писать «это не работает», «эта сюжетная линия потеряна», «финал кажется неточным, давайте подумаем, что с этим делать». По себе знаю, что после слов «никуда не годится» я как автор не сяду переписывать сценарий, а буду до последнего сопротивляться. Однако в ходе конструктивного диалога с редактором, наоборот, сам предложу варианты решения проблемы. Конечно, авторы бывают разные, и с некоторыми, вероятно, нужно играть в «злого полицейского». Но это исключение.
 

Не скупись на похвалы / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Сценариста нужно хвалить. Я использую трехчастную модель редакторского заключения:

а) хвалим – благодарим за сценарий/фильм и выделяем, что автору удалось, в чем он молодец;

б) критикуем – не размазываем по стенке, а именно критикуем в древнегреческом понимании этого слова, то есть «разбираем»: какие места вызывают вопросы, что не работает и т.д. Причем вместо слов «переделать», «переписать», «переснять» используем слово «улучшить»;

в) предлагаем – даем рекомендации, что нужно сделать, и снова хвалим и благодарим. Я предпочитаю заканчивать заключение на конструктивной ноте, даже если это отказ («возможно, у вас есть другие проекты, которые нас заинтересуют»).
 

Не подходи формально к правилам начальника / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Чем выше начальник, тем меньше он погружается в проект. Не всегда руководитель студии/канала/холдинга может точно сформулировать, в чем проблема. Например, он говорит «нужно переписывать кульминацию, она не работает». Однако ты понимаешь, что он прав, но только наполовину. И с кульминацией самой по себе всё в порядке, но провисает предыдущая сцена, в которой теряется мотивировка героя, и вот эту-то сцену и нужно править. Или, допустим, в документальном проекте тебе спускают правку «не нравится диктор, сменить», но поскольку ты провел с проектом больше времени, ты понимаешь, что одна лишь эта мера не поможет: проблема в закадровом тексте, который нужно переписывать. Если ты это четко понимаешь, иди и отстаивай свою позицию. Если начальник доверяет твоему опыту, он прислушается.
 

Выключи филолога и не придирайся к запятым / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Мне очень трудно читать небрежно оформленные сценарии с грамматическими ошибками. Но сценариев с «пятеркой по русскому» я, если честно, не получал уже очень давно. К тому же когда злишься на автора за каждую лишнюю запятую, тратишь энергию не в том направлении. Ведь сценарий растворяется в экранном действии, этих запятых никто не увидит. Главное – есть ли там живые характеры и интересная история. Это, естественно, не освобождает авторов от ответственности за умение пользоваться своим рабочим инструментом – русским языком. 
 

Убери линейку в стол / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

У каждого из нас есть любимая структурная модель сценария. У одного это парадигма Сида Филда, у другого – концепция путешествия Кристофера Воглера. У меня, например, шестиступенчатая модель Майкла Хейга. Но это не значит, что все сценарии нужно прикладывать к этому прокрустову ложу. Нужно знать все существующие модели: скорее всего, автор избрал ту, которая больше всего подходит его истории. Или наоборот, это экспериментальный проект, который вне всяких схем. Я стараюсь прибегать к структурным моделям уже после чтения сценария, когда есть общее ощущение от истории. При первом знакомстве с текстом я доверяюсь своим эмоциям и зрительскому опыту – вот здесь я читал, не отрываясь (интересно, как автор этого добился), а здесь заскучал (надо разобраться, почему произошло ослабление интереса). И только после этого включаю логику.
 

Читай вслух / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Только этот способ, насколько говорит мой опыт, помогает услышать будущий фильм – репличную часть сценария и закадровый голос. Только так можно обнаружить неблагозвучия и двусмысленности (типа моего любимого «у меня ж опыта больше»). И, что не менее важно, почувствовать ритм текста, ведь, как известно, в кино ритм – это всё.
 

Время от времени включай внутренний калькулятор / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Автор может увлечься историей, думать исключительно о характере, конфликте, перипетиях и забыть о том, что пишет не для Paramount. Да и на Paramount редакторы сидят с внутренними калькуляторами, прикидывают, как та или иная сцена скажется на бюджете фильма. Сценарий – не только творческий, но и производственный документ. Автор может об этом забыть, ты – нет.
 

Смотри, читай, пиши / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Смотри все, что выходит, даже то, что тебе заведомо не понравится. Надо быть в курсе всего, что происходит. Надо анализировать не только успешные, но и провальные проекты. Это оттачивает твой редакторский карандаш.

Читай все, что выходит на доступных тебе языках, о кинодраматургии и редактуре. Учебники, сценарии, мемуары, статьи, блоги. Вызубри все важнейшие подходы и концепции, чтобы говорить с автором на одном языке.

Пиши сам – анализируй кино, которое только что посмотрел. Делай это на специализированном сайте или в собственном блоге. Порой, когда в очередной раз формулируешь очевидную для себя вещь, обнаруживается парочка неочевидных. И это бесценно. 
 
 
Всеволод Коршунов

Шеф-редактор отдела документальных фильмов и сериалов телеканала «Культура», куратор факультета «Современное кино и дистрибуция» в Московской школе кино, сценарист, киновед, преподаватель.
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 распространенных ошибок цветокоррекции

Процесс цветокоррекции — не самая простая часть кинопроизводства, и нужно быть особенно внимательным, чтобы зрителю не казалось, что видео делал новичок

  • 18 ноября
  • 5301
Практика

Как Disney меняет правила голливудского кино с выходом «Последних джедаев»

Disney становится самой могущественной студией в истории. Чем это грозит киноиндустрии?

  • 17 ноября
  • 3719
Практика

Как получить анаморфотное изображение без анаморфотного объектива

Задумайтесь: может быть, вам не нужна дорогостоящая оптика, чтобы в вашем фильме появилось знаменитое боке и горизонтальные блики

  • 10 ноября
  • 3486
Практика

Как это снято: «Титаник»

Двадцать лет назад «Титаник» отправился покорять сердца миллиардов зрителей по всему миру, в честь чего предлагаем вспомнить обстоятельства создания оскаровского рекордсмена и одного из самых технологически сложных фильмов в истории

  • 9 ноября
  • 2991
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Тайки Вайтити

Автор свежевышедшего «Тора» и один из самых оригинальных постановщиков «большого» Голливуда делится своим списком важных картин. Спойлер: особенно новозеландец ценит Тарковского

  • 19 ноября
  • 2468
Практика

Как это снято: «28 дней спустя»

15 лет назад Дэнни Бойл снял один из самых необычных хорроров XXI века. Разбираем, чем так важен фильм «28 дней спустя»: апгрейд образа зомби, безлюдный Лондон, первые цифровые камеры, а также при чем здесь датская «Догма», Эбола и построк

  • 14 ноября
  • 2155
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее