Правила профессии

Правила киноредактора Всеволода Коршунова

10 пунктов, которые необходимо учитывать в работе каждому редактору сценариев фильма, сериала или телевизионной передачи

  • 30 июля 2015
  • 9291
Евгений Белов

Не навязывай себя в соавторы / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Всегда есть соблазн засучить рукава и «всё на фиг переделать». Это возможно, если автор сам махнул рукой и дал разрешение на переработку. В остальных случаях ты редактор, а он автор, и это закон. Твоя задача – помочь в разработке проекта, а не переделать его «под себя». Хотя ты, конечно, будучи автором, сделал бы всё по-другому. Но на этом проекте ты не автор, а редактор.
 

Отделяй вкусовое от профессионального / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

В сценарии или фильме многое может не нравиться, но важно понять: это субъективное («меня это как-то царапает») или объективное («в истории что-то не работает»). Разделять это очень сложно, но, на мой взгляд, нужно, иначе будут появляться правки типа «пусть герой пьет кофе, а не чай» или «красные розы – это пошлость, пусть будут оранжевые герберы». Исключение – проявления дурного вкуса, штампы, стилистический хаос. Но это уже не вкусовое, а как раз профессиональное, потому что грамотный редактор безвкусицу на экран не пропустит.
 

Ставь себя на место автора / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Собственно, это вариант золотого правила нравственности: поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Я никогда не позволяю себе в заключении пользоваться формулами «бездарно», «никуда не годится», «вы хоть сами понимаете, что написали?» Я сам периодически оказываюсь в положении автора и знаю, насколько ранят эти слова, ведь ты работал, может быть, даже «не спал ночей по девяти». Да, возможно, что-то не получилось, но это не повод для оскорблений. Я предпочитаю писать «это не работает», «эта сюжетная линия потеряна», «финал кажется неточным, давайте подумаем, что с этим делать». По себе знаю, что после слов «никуда не годится» я как автор не сяду переписывать сценарий, а буду до последнего сопротивляться. Однако в ходе конструктивного диалога с редактором, наоборот, сам предложу варианты решения проблемы. Конечно, авторы бывают разные, и с некоторыми, вероятно, нужно играть в «злого полицейского». Но это исключение.
 

Не скупись на похвалы / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Сценариста нужно хвалить. Я использую трехчастную модель редакторского заключения:

а) хвалим – благодарим за сценарий/фильм и выделяем, что автору удалось, в чем он молодец;

б) критикуем – не размазываем по стенке, а именно критикуем в древнегреческом понимании этого слова, то есть «разбираем»: какие места вызывают вопросы, что не работает и т.д. Причем вместо слов «переделать», «переписать», «переснять» используем слово «улучшить»;

в) предлагаем – даем рекомендации, что нужно сделать, и снова хвалим и благодарим. Я предпочитаю заканчивать заключение на конструктивной ноте, даже если это отказ («возможно, у вас есть другие проекты, которые нас заинтересуют»).
 

Не подходи формально к правилам начальника / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Чем выше начальник, тем меньше он погружается в проект. Не всегда руководитель студии/канала/холдинга может точно сформулировать, в чем проблема. Например, он говорит «нужно переписывать кульминацию, она не работает». Однако ты понимаешь, что он прав, но только наполовину. И с кульминацией самой по себе всё в порядке, но провисает предыдущая сцена, в которой теряется мотивировка героя, и вот эту-то сцену и нужно править. Или, допустим, в документальном проекте тебе спускают правку «не нравится диктор, сменить», но поскольку ты провел с проектом больше времени, ты понимаешь, что одна лишь эта мера не поможет: проблема в закадровом тексте, который нужно переписывать. Если ты это четко понимаешь, иди и отстаивай свою позицию. Если начальник доверяет твоему опыту, он прислушается.
 

Выключи филолога и не придирайся к запятым / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Мне очень трудно читать небрежно оформленные сценарии с грамматическими ошибками. Но сценариев с «пятеркой по русскому» я, если честно, не получал уже очень давно. К тому же когда злишься на автора за каждую лишнюю запятую, тратишь энергию не в том направлении. Ведь сценарий растворяется в экранном действии, этих запятых никто не увидит. Главное – есть ли там живые характеры и интересная история. Это, естественно, не освобождает авторов от ответственности за умение пользоваться своим рабочим инструментом – русским языком. 
 

Убери линейку в стол / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

У каждого из нас есть любимая структурная модель сценария. У одного это парадигма Сида Филда, у другого – концепция путешествия Кристофера Воглера. У меня, например, шестиступенчатая модель Майкла Хейга. Но это не значит, что все сценарии нужно прикладывать к этому прокрустову ложу. Нужно знать все существующие модели: скорее всего, автор избрал ту, которая больше всего подходит его истории. Или наоборот, это экспериментальный проект, который вне всяких схем. Я стараюсь прибегать к структурным моделям уже после чтения сценария, когда есть общее ощущение от истории. При первом знакомстве с текстом я доверяюсь своим эмоциям и зрительскому опыту – вот здесь я читал, не отрываясь (интересно, как автор этого добился), а здесь заскучал (надо разобраться, почему произошло ослабление интереса). И только после этого включаю логику.
 

Читай вслух / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Только этот способ, насколько говорит мой опыт, помогает услышать будущий фильм – репличную часть сценария и закадровый голос. Только так можно обнаружить неблагозвучия и двусмысленности (типа моего любимого «у меня ж опыта больше»). И, что не менее важно, почувствовать ритм текста, ведь, как известно, в кино ритм – это всё.
 

Время от времени включай внутренний калькулятор / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Автор может увлечься историей, думать исключительно о характере, конфликте, перипетиях и забыть о том, что пишет не для Paramount. Да и на Paramount редакторы сидят с внутренними калькуляторами, прикидывают, как та или иная сцена скажется на бюджете фильма. Сценарий – не только творческий, но и производственный документ. Автор может об этом забыть, ты – нет.
 

Смотри, читай, пиши / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Смотри все, что выходит, даже то, что тебе заведомо не понравится. Надо быть в курсе всего, что происходит. Надо анализировать не только успешные, но и провальные проекты. Это оттачивает твой редакторский карандаш.

Читай все, что выходит на доступных тебе языках, о кинодраматургии и редактуре. Учебники, сценарии, мемуары, статьи, блоги. Вызубри все важнейшие подходы и концепции, чтобы говорить с автором на одном языке.

Пиши сам – анализируй кино, которое только что посмотрел. Делай это на специализированном сайте или в собственном блоге. Порой, когда в очередной раз формулируешь очевидную для себя вещь, обнаруживается парочка неочевидных. И это бесценно. 
 
 
Всеволод Коршунов

Шеф-редактор отдела документальных фильмов и сериалов телеканала «Культура», куратор факультета «Современное кино и дистрибуция» в Московской школе кино, сценарист, киновед, преподаватель.
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 7002
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 3678
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3341
Обзоры

Программы для монтажа видео: от приложений для начинающих до профессиональных систем

Монтаж — это ключевая часть постпродакшна видео. Именно на этом этапе рождается фильм. Рассказываем о том, какие программы для видеомонтажа существуют сегодня, чем они отличаются друг от друга и как выбрать подходящую для решения ваших задач

  • 4 июля
  • 2571
Практика

Приемы: Как создаются фильмы ужасов

Чувство страха — базовая эмоция человека. Если наш мозг не может определить явление как нормальное, мы испытываем страх. На страхе перед неизведанным основан жанр фильмов ужасов или хорроров. Разберем его особенности

  • 5 июля
  • 2564
Слова

«Самый важный вопрос: как я могу влиять на поведение актера?»: Джереми Каган о подготовке к съемочному процессу

Режиссер, сценарист, профессор Университета Южной Калифорнии прочитал в Московской школе кино интенсивный курс по работе с актерами и поделился с нами секретами своего мастерства

  • 3 июля
  • 1551
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее