tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Правила профессии

Правила киноредактора Всеволода Коршунова

10 пунктов, которые необходимо учитывать в работе каждому редактору сценариев фильма, сериала или телевизионной передачи

Не навязывай себя в соавторы / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Всегда есть соблазн засучить рукава и «всё на фиг переделать». Это возможно, если автор сам махнул рукой и дал разрешение на переработку. В остальных случаях ты редактор, а он автор, и это закон. Твоя задача – помочь в разработке проекта, а не переделать его «под себя». Хотя ты, конечно, будучи автором, сделал бы всё по-другому. Но на этом проекте ты не автор, а редактор.
 

Отделяй вкусовое от профессионального / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

В сценарии или фильме многое может не нравиться, но важно понять: это субъективное («меня это как-то царапает») или объективное («в истории что-то не работает»). Разделять это очень сложно, но, на мой взгляд, нужно, иначе будут появляться правки типа «пусть герой пьет кофе, а не чай» или «красные розы – это пошлость, пусть будут оранжевые герберы». Исключение – проявления дурного вкуса, штампы, стилистический хаос. Но это уже не вкусовое, а как раз профессиональное, потому что грамотный редактор безвкусицу на экран не пропустит.
 

Ставь себя на место автора / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Собственно, это вариант золотого правила нравственности: поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Я никогда не позволяю себе в заключении пользоваться формулами «бездарно», «никуда не годится», «вы хоть сами понимаете, что написали?» Я сам периодически оказываюсь в положении автора и знаю, насколько ранят эти слова, ведь ты работал, может быть, даже «не спал ночей по девяти». Да, возможно, что-то не получилось, но это не повод для оскорблений. Я предпочитаю писать «это не работает», «эта сюжетная линия потеряна», «финал кажется неточным, давайте подумаем, что с этим делать». По себе знаю, что после слов «никуда не годится» я как автор не сяду переписывать сценарий, а буду до последнего сопротивляться. Однако в ходе конструктивного диалога с редактором, наоборот, сам предложу варианты решения проблемы. Конечно, авторы бывают разные, и с некоторыми, вероятно, нужно играть в «злого полицейского». Но это исключение.
 

Не скупись на похвалы / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Сценариста нужно хвалить. Я использую трехчастную модель редакторского заключения:

а) хвалим – благодарим за сценарий/фильм и выделяем, что автору удалось, в чем он молодец;

б) критикуем – не размазываем по стенке, а именно критикуем в древнегреческом понимании этого слова, то есть «разбираем»: какие места вызывают вопросы, что не работает и т.д. Причем вместо слов «переделать», «переписать», «переснять» используем слово «улучшить»;

в) предлагаем – даем рекомендации, что нужно сделать, и снова хвалим и благодарим. Я предпочитаю заканчивать заключение на конструктивной ноте, даже если это отказ («возможно, у вас есть другие проекты, которые нас заинтересуют»).
 

Не подходи формально к правилам начальника / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Чем выше начальник, тем меньше он погружается в проект. Не всегда руководитель студии/канала/холдинга может точно сформулировать, в чем проблема. Например, он говорит «нужно переписывать кульминацию, она не работает». Однако ты понимаешь, что он прав, но только наполовину. И с кульминацией самой по себе всё в порядке, но провисает предыдущая сцена, в которой теряется мотивировка героя, и вот эту-то сцену и нужно править. Или, допустим, в документальном проекте тебе спускают правку «не нравится диктор, сменить», но поскольку ты провел с проектом больше времени, ты понимаешь, что одна лишь эта мера не поможет: проблема в закадровом тексте, который нужно переписывать. Если ты это четко понимаешь, иди и отстаивай свою позицию. Если начальник доверяет твоему опыту, он прислушается.
 

Выключи филолога и не придирайся к запятым / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Мне очень трудно читать небрежно оформленные сценарии с грамматическими ошибками. Но сценариев с «пятеркой по русскому» я, если честно, не получал уже очень давно. К тому же когда злишься на автора за каждую лишнюю запятую, тратишь энергию не в том направлении. Ведь сценарий растворяется в экранном действии, этих запятых никто не увидит. Главное – есть ли там живые характеры и интересная история. Это, естественно, не освобождает авторов от ответственности за умение пользоваться своим рабочим инструментом – русским языком. 
 

Убери линейку в стол / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

У каждого из нас есть любимая структурная модель сценария. У одного это парадигма Сида Филда, у другого – концепция путешествия Кристофера Воглера. У меня, например, шестиступенчатая модель Майкла Хейга. Но это не значит, что все сценарии нужно прикладывать к этому прокрустову ложу. Нужно знать все существующие модели: скорее всего, автор избрал ту, которая больше всего подходит его истории. Или наоборот, это экспериментальный проект, который вне всяких схем. Я стараюсь прибегать к структурным моделям уже после чтения сценария, когда есть общее ощущение от истории. При первом знакомстве с текстом я доверяюсь своим эмоциям и зрительскому опыту – вот здесь я читал, не отрываясь (интересно, как автор этого добился), а здесь заскучал (надо разобраться, почему произошло ослабление интереса). И только после этого включаю логику.
 

Читай вслух / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Только этот способ, насколько говорит мой опыт, помогает услышать будущий фильм – репличную часть сценария и закадровый голос. Только так можно обнаружить неблагозвучия и двусмысленности (типа моего любимого «у меня ж опыта больше»). И, что не менее важно, почувствовать ритм текста, ведь, как известно, в кино ритм – это всё.
 

Время от времени включай внутренний калькулятор / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Автор может увлечься историей, думать исключительно о характере, конфликте, перипетиях и забыть о том, что пишет не для Paramount. Да и на Paramount редакторы сидят с внутренними калькуляторами, прикидывают, как та или иная сцена скажется на бюджете фильма. Сценарий – не только творческий, но и производственный документ. Автор может об этом забыть, ты – нет.
 

Смотри, читай, пиши / Правила киноредактора Всеволода Коршунова

Смотри все, что выходит, даже то, что тебе заведомо не понравится. Надо быть в курсе всего, что происходит. Надо анализировать не только успешные, но и провальные проекты. Это оттачивает твой редакторский карандаш.

Читай все, что выходит на доступных тебе языках, о кинодраматургии и редактуре. Учебники, сценарии, мемуары, статьи, блоги. Вызубри все важнейшие подходы и концепции, чтобы говорить с автором на одном языке.

Пиши сам – анализируй кино, которое только что посмотрел. Делай это на специализированном сайте или в собственном блоге. Порой, когда в очередной раз формулируешь очевидную для себя вещь, обнаруживается парочка неочевидных. И это бесценно. 
 
 
Всеволод Коршунов

Шеф-редактор отдела документальных фильмов и сериалов телеканала «Культура», куратор факультета «Современное кино и дистрибуция» в Московской школе кино, сценарист, киновед, преподаватель.
 
 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8722
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3655
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2447
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1803
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее