Техника

Автоматизация работы телерадиокомплекса

Оптимизация выпуска телевизионных продуктов, единая производственная цепочка, снижение затрат на производство – эксперт от компании Vidau Systems Юрий Дубровский рассказал журналу ТКТ об основных преимуществах автоматизации вещания

  • 30 июля 2015
  • 2248

Юрий Дубровский, компания Vidau Systems:Юрий Дубровский, эксперт компании Vidau Systems: 

Благодаря автоматизации можно оптимизировать выпуск телевизионных продуктов, создать единую производственную цепочку и как результат – снизить издержки на всех этапах производства программ. Рассмотрим подробнее преимущества системной автоматизации.

Первое – это возможность ввести в систему автоматизации многоканальное вещание. Из огромного контента, который хранится у вас на серверах или в библиотеке временного хранения, и не только из контента, который хранится у вас (это могут быть и закупные программы, кинопоказы), вы можете формировать многоканальное вещание при помощи программного обеспечения, а не людей, которые сидят на одном, втором, третьем канале и т.д.

Для регионального вещания очень важно частотное кодирование, по которому система сама может определить точку, когда переключиться с центрального рекламного блока, который не нужен на региональном вещании, на ваш собственный рекламный блок. И по окончании второй ветки вы опять перейдете на то вещание, которое у вас настроено. Это делает сама система автоматизации, а не человек, который нажимает кнопку.

Автоматизация работы телерадиокомплекса и ее преимущества

Что еще в нашем понятии значит система автоматизации как управление? Это управление всеми роутерами, всеми подающими источниками.

Когда вы делаете многоканальное вещание, то графическое оформление для каждого канала – свое. То есть оформление канала, называемое модным словом chainnel branding, система автоматизации делает сама по тем плайтам (заготовкам), которые дизайнер разработал для каждого канала. Например, у вас есть какой-то информационный канал, вы сделали его оформление. Второй канал у вас – спортивный, вы сделали другой дизайн. Так вот система автоматизации точно знает, в какой момент вам поставить лого, знает, что когда идет рекламный блок, то мы снимаем лого канала. Вручную это сделать достаточно сложно, часто это пропускается. Притом она делает это для всех каналов, новостных в том числе.



Автоматизация помогает сохранять непрерывность вещания вне зависимости от внешних событий. Ведется многоканальная круглосуточная контрольная запись эфира, работа осуществляется в режиме 24/7. Если пропадет сигнал или случится другой форс-мажор, система автоматически перейдет на резерв. Делает это она сама, убирая человеческий фактор абсолютно.

Очень важно и принципиально, наверное, сейчас – это отчеты по событиям: что прошло, что было в эфире, какое количество рекламы, сколько длилось выступление во время так называемых предвыборных депутатских дебатов. По закону положено, чтобы каждой партии было дано одинаковое время. Когда идут дебаты, они растягиваются, укорачиваются, то есть время живое. На эфире сидит человек, который должен отсмотреть это и записать: «Эта партия была 9 минут 15 секунд, эта была столько-то». И потом предоставить это время или в следующих дебатах убрать. Это очень утомительно. Система автоматизации сама анализирует, кто, сколько, когда должен появляться в эфире, и выдает отчет. Это очень важно и для рекламодателей: «Ваша реклама была в эфире пять раз. В соответствии с договором ваши деньги закрыты».

Система автоматизации апеллирует к метаданным, знает, что находится на данный момент на сервере, быстро может найти материал и видеть его готовность/неготовность, доступ и права на показ.

Иногда нам говорят, что система автоматизации – это очень здорово, но дорого: «Я лучше заплачу человеку, который будет нажимать на кнопки – и будет все то же, за 10 лет ничего не окупится». Ничего подобного, это не совсем правильная мысль. И, как правило, мы предлагаем идти другим путем. Мы предлагаем не купить дешевую систему автоматизации, а подумать о том, как бы сделать это по этапам. 

Здесь очень принципиальный вопрос: нужно выбрать систему автоматизации, разбить покупку на определенные этапы, чтобы все это работало, и так путем расширения дойти до совершенства.



Для чего нужна функция автоматизации на канале, когда мы занимаемся производством программы? Сначала создается сценарий, потом расписываются съемочные дни, периоды монтажа, и в результате мы получаем программный продукт. На всех этапах очень важно знать, где мы находимся в данный момент. Это очень важно, допустим, для специалистов промо. Они должны знать, где и какой материал уже есть, чтобы на его основе создавать свой проморолик. Знать эти структуры, чтобы те же анонсы уже притягивали зрителей к вашей программе. Это деньги, это информация, которая притягивает зрителей, повышает рейтинг канала.

С помощью системы автоматизации можно менять длительность программ. Бывают случаи в студии, когда у вас на передачу отведен, например, 1 час 15 мин., а случилось какое-то событие – и диктор затянул время до 1 часа 20 мин. Значит, на эфире, когда мы занимаемся этим вручную, надо все пересчитать. У человека сразу начинается паника, он начинает пересчитывать, когда и что пойдет, что выкидываем, что оставляем. Автоматизация этим и занимается. Она вычленяет, предлагает что-то убрать, что-то сократить на тех условиях, которые вы заранее в эту программу заложили. В результате через какое-то мгновение вы уже опять видите нормальное вещание, и у вас нет состояния паники. Это очень удобно.

Вот так выглядит стандартный интерфейс плейлиста вещания. В принципе, что такое плейлист на вещающем сервере? Это медиаплейер, который вещает по определенному тайму, по определенным событиям и т. д. Сам медиаплейер не может принимать решения. А система автоматизации в данных условиях помогает вам выбрать именно ту единицу времени, которую вы перерасходовали или в студии, или выйдя на кино раньше, она помогает вам избежать накладок в эфире, то есть принимает решение и с точностью до кадра продолжает вещание. 

Второй этап – это инжест материала, это более расширенное понятие, нежели оцифровка. Инжест – это та программная часть, которая создает желаемое. То есть когда вы оцифровываете материал, будь это кассета, внешнее изменение или материал с ТЖК, каждому куску, каждому материалу присваивается свой оригинальный id – идентификатор. Система автоматически выбрасывает следующий идентификатор. Здесь оператор инжеста заполняет определенные поля, то есть те поля, которые вы оговорили, которые выбрали для заполнения инжест-карточки: кто, что, где, время, длительность, и так далее и тому подобное. Достаточно нудная, рутинная работа, но она очень важная. 

Системы цифрового вещания подразумевают создание не только копий цифрового материала того разрешения, с которого вы вещаете. 

Индивидуальное графическое оформление для каждого канала

Они создают так называемые проксикопии, копии низкого разрешения, которые тоже легче становятся доступными. Очень важно системе автоматизации сказать, что потом с этим материалом делать: хранить неделю, уничтожить после вещания, хранить вечно, оставить только одну копию для информации и т. д. Это все мы заполняем, когда занимаемся инжестом. И очень важно здесь вернуться к выбору системы автоматизации: будем делать по этапу либо в дешевой системе. Что может произойти? Купили дешевую систему, начали заниматься работой, создали определенную базу данных, базу контента. А потом, когда она начинает развиваться, меняются логики, меняется структура, и уже ничего нельзя сделать. Сейчас очень модно такое решение, как «автоматизация в коробке». Есть такие решения, которые не позволяют расширяться, не позволяют изменить формат вещания. Сейчас в России идет переход на HDвещание, очень многие каналы на него переходят. То есть надо уже менять сам концепт, менять описательную часть или систему автоматизации, потому что конвертировать это дело, как правило, невозможно или очень сложно, появляются ошибки. 

Поэтому мы и предлагаем выбрать систему, пускай она даже будет не лучшей. Но начать работать с оцифровкой, выбирать контент и знать, что это будет работать дальше, что эта система расширяема, что она позволит вам в любой момент при изменениях условий вещания, при изменениях условий самого телецентра просто докупить определенный программный продукт и перейти на следующий этап. 

Иногда возникает такая ситуация в наше сумасшедшее время, когда в эфир надо выдать или готовую программу, или какой-то фильм – что-то, что еще цифруется, делается, а время вещания уже подошло. Но вы понимаете, что у вас этот фильм длится час, и осталось 15 минут на конечные титры. Система автоматизации начинает вещать, а вы доделываете материал. И к моменту, когда надо показать хвостик, у вас уже все готово и давным-давно лежит на сервере. Строка на плейвещание у вас становится зеленой, доступной – все в порядке. 

Для информационных каналов очень важна возможность просто «на горячую» монтировать, работать с файлами низкого разрешения. Это то, что позволяет коллективно обрабатывать материалы. Допустим, есть 50 рабочих мест, и все могут работать с одним и тем же материалом, всем позволено его видеть, обмениваться. Помимо всего прочего, эта технология позволяет использовать материал в разных новостных агентствах, будь-то видеоматериал, текстовый или звуковой. Технология newsroom позволяет это делать, система автоматизации этот программный продукт принимает как свой, как модуль, с которым она прекрасно работает. Благодаря технологии легко работать с ведущим, который сидит в студии, она подсказывает ему: этот сюжет готов, этот – не готов. Система автоматически переставляет последовательность сюжетов, которые были заявлены в студии, передвигает пока не готовые в конец. Если возникает ситуация, когда какого-то материала нет вообще и не будет, то система просто передвигает эту строчку выхода из студии и продолжается нормальное, неаварийное управление эфиром. 

Автоматизация работы телерадиокомплекса и ее преимущества

Что еще сейчас очень важно на каналах, которые занимаются студийным вещанием? Как правило, все студийные передачи работают определенное количество времени по одному сценарию. Сейчас система автоматизации позволяет автоматизировать студийный процесс, то есть камеры уже не управляются оператором. Выдача новостей тоже может быть автоматизирована. Определенная траектория полета камеры закладывается в лист в студии, и мы получаем очень мощную экономию и по времени, и по человеческим ресурсам, убираем так называемый человеческий фактор. 

Очень важно получение конечной статистики того, что было в эфире в данный момент, в течение недели, месяца и так далее. То есть сколько было рекламы, фильмов, сколько полнометражных фильмов повторилось в соответствии с закупками, с правами. У вас есть отчеты, и вы их показываете. Одновременно вы можете это все подтверждать копией, которая решает все спорные вопросы. Есть системы автоматизации, которые сами выдают эти отчеты. Вы получаете полный отчет, эфирную справку. 

Но, опять-таки, все решают деньги. Подумайте, прежде чем принять решение, посоветуйтесь со специалистами, посмотрите на насыщение канала, региональность, перспективы развития вашего направления, какие этапы лучше использовать сейчас или потом и до какой системы расти дальше. 

Для хранения материала есть очень хорошие решения, но они, правда, достаточно дорогие – это автоматизированные библиотеки хранения. Когда система автоматизации понимает, что этот материал надо хранить, она его берет и сама, без вашего участия, передает в библиотеку, где это записывается и хранится. Объем этих библиотек огромный, храниться там может очень много. По первому требованию доступа к этому материалу он поступит по раздаче, как будто вы его берете во входной плей-лист без форматирования. То есть вы не задумываетесь о том, что надо стучаться туда: «Эй, библиотека! Отдай мне этот файл!» Ничего подобного. У вас есть список, библиотека его принимает и за несколько секунд все решает. Она устроена достаточно хитро, очень сложно. Бывает материал, который требуют сейчас, а есть такой, который лежит годами, но все равно он нужен. Система автоматизации этим занимается, мониторит, и в любой момент он становится доступным. 

Нормализация звука

Также было принято решение об организации звука. Почему? Дело в том, что когда вы смотрите фильм, у вас стоит определенный уровень громкости. Да, в эфире стоит, нормально показывает, а потом приходит реклама и «бьет по ушам». Уровень громкости тот же самый, просто динамический диапазон рекламщики делают такой, что громкость субъективная достаточно высокая. 

Поэтому было принято решение перейти на систему нормализации звука. Нормализатор звука работает следующим образом: он отсматривает динамический диапазон вашего вещания и регулирует, тем самым убирает скачки субъективной громкости. То есть когда идет материал, сама система смотрит и управляет этим устройством. В результате у вас на выходе канала получается средний уровень вещания, тот, который приемлем. 

Иногда говорят: «О да! Мы сейчас поставим все, и у нас будет работать вместо пяти человек два». Но те три человека, которые освободились, не уйдут с канала – они просто переквалифицируются, будут заниматься другим. Да, на выпускающей смене остается меньшее количество людей. Они уже смотрят не за одним каналом, а за многоканальным вещанием. Но остальные занимаются инжестом, другими функциями, то есть они не уходят с канала, а все равно остаются. Поэтому вопрос «будут ли менять штаты и увольнять людей» не стоит. Даже иногда, я могу сказать, штат увеличивают. 

Есть еще очень много программных продуктов, с которыми мы работаем и которые у нас есть в инсталляции. Это мощные системы, мощные каналы. Это каналы, которые могут позволить себе системы автоматизации, потому что они им очень нужны. Нужны те функции, которые они выдают. Я еще раз повторю: когда вы выбираете систему автоматизации, определитесь с тем, что вам надо. Наши специалисты вам подскажут, расскажут, покажут весь спектр. Я даже могу сказать, что были специфические требования на нескольких каналах к инжесту, и наши программисты просто разработали свой собственный программный продукт, который работает, и до сих пор удачно работает, занимается инжестом. И помимо инжеста с видеоноситей он еще занимается инжестом по расписанию. Это тоже очень важно. 

Важно понимать, что система автоматизации может еще создавать так называемые «консервы». То есть записывает программу, которая была в эфире, создает копию диска разрешения этой программы для того, чтобы потом можно было нарезать эти «консервы» и в дальнейшем дать повтор или какое-то сокращенное вещание данной программы. 

Бывают такие ситуации, когда вы приглашаете гостей, пишете программу, создаете «консервы», потом из этого ток-шоу делаете выжимку. Система автоматизации этой выжимке присваивает свой оригинальный id, описывает известные события и может отдать эти «консервы» по внешним линиям автоматически. 
 

Прочитать остальные материалы можно в июньском номере журнала ТКТ №06 (682)/2015. 

Больше статей о технике кино и телевидения читайте в будущих номерах журнала. Оформить подписку на новые выпуски можно по почте  или телефону +7 (495) 9896657, а почитать уже вышедшие номера — в цифровом архиве на сайте ТКТ.

 
 

 
 

«Техника кино и телевидения» — ежемесячный журнал о трендах индустрии кино и телевидения, оборудовании и технологиях, которые используются в медиапроизводстве.

Предназначен для технических директоров телеканалов, теле- и кинопроизводящих студий, кинолабораторий и т.д.

Издается с июля 1957 года
Тираж — 5500 экз.

Оформить подписку можно по электронной почте  или телефону +7 (495) 9896657
 


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее