Мнение

Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть

Классический сюжет про «трагедию русской интеллигенции» вдруг оказался воплощен в историю с «Эхом Москвы». В том, что бывает, когда либерализм перестает быть детской забавой, пытался разобраться Родион Чемонин

  • 29 июля 2015
  • 1368
Родион Чемонин

Это рассказ о том, как встретились демократия и капитализм, стали супругами, но когда настала пора расставаться, они вспомнили о брачном договоре. Как пишут сценаристы, «простая история, доступная сердцу каждого зрителя». Но не все видят и понимают, что за конфликт происходит на их глазах. Разобраться в этих  «мажоритариях» и «миноритарях», не имея соответствующего образования, решительно невозможно, но, кажется, мы становимся свидетелями первого акта трагедии СМИ. 

Эхо Москвы Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть

Мы журналисты – люди практичные и знаем, что а) надо уметь дружить; b) надо быть ближе к своим врагам; c) надо быть выше обстоятельств, и если попрут, то мы всегда найдем себе место и цену. Последний раз такой широкий публичный скандал случился на НТВ (тоже, будто случайно, «газпромовский») в двух сериях: когда ушла команда и когда ушел Парфенов. Что такое нынешнее НТВ, все знают.

Одно дело – телеканал, совсем другое – радио. Даже если сменится программный – никто и не заметит. Вот в этих реалиях и появился Алексей Венедиктов. Я ни в коем случае его не демонизирую, это журналист высшей пробы, отличный селф-пиарщик, человек с замечательным чувством юмора. Но именно он стал инициатором выборов главного редактора, имея при этом большинство акций редакционного портфеля, создав из радиостанции медиаимперию. По юридическим и «демократическим» нормам Венедиктов является главным редактором «Эха» до 2019 года. Если его снова не переизберут, то он будет стоять в управлении дольше, чем Путин. Это всегда вызывает зависть коллег, появление новых врагов и уход от реальности в голове самого управленца.

Эго Москвы Венедиктов Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть

Как пример: «Газпром Медиа» три года назад потребовал сменить состав директоров радиостанции, на что редакция «Эха» публично выразила несогласие с действиями своего главного акционера и добилась того, что такие журналисты, как Наталья Синдеева (на самом деле, список был внушительный, включая магнатов Лебедева и Прохорова) выступили за сохранение руководства станции.

Это дает Венедиктову право говорить о том, что они с Михаилом Лесиным, председателем правления ОАО «Газпром Медиа Холдинг», на «ты», но часто спорят и отпускать странные шутки в твиттере по поводу своего начальства. Даже больше: он организовывает игривые встречи коллектива с Лесиным, на которых непонятно, за кого Венедиктов: за редколлегию, за «Газпром» или за себя.

Но мы сегодня собрались не из-за фигуры Алексея Алексеевича, все началось в прошлом году с незначительной новости о переезде штаб-квартиры станции с Нового Арбата «куда-то там еще». Сразу заговорили о происках врагов (хотя, какие там происки? Просто уродливые здания-книжки решено было перестроить под общежития для спортсменов к очередному мероприятию). А где ищут врагов, там ищут и компромат. Стало известно, что «Эхо Москвы» – не только самая популярная станция среди москвичей, но еще и убыточная. На этом этапе закончились новости, начались слияния-поглощения. Я – далекий от финансов человек, поэтому, простите, но смотрю на всю эту историю, возможно, слегка поверхностно. Но как только «Газпром Медиа» соединил рекламные отделы «Эха Москвы» и «Профмедиа», радиостанция стала чуть ли не главным ежедневным ньюсмейкером. То журналисты продают сами себя, то наоборот

Все это выглядит на фоне остальных новостей очень скучно. Я склонен привязывать публичные скандалы Леси Рябцевой и «Эха Петербурга» к тому, чтобы растопить огонь в камине. 

Эхо Москвы Венедиктов Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть

А что Рябцева? Молодая журналистка вдруг начинает писать посты в «твиттере», в которых она троллит своих же коллег, намекает на особые отношения с главредом и высказывает очень странные с точки зрения профессионала мнения. Венедиктов же только подбадривает свою помощницу молчанием. Все это расходится такими бурными волнами, что уход со станции ее основателя Сергея Корзуна  связывают с его нежеланием работать рядом с Рябцевой. Последовал и демонстративный уход с сайта станции нескольких известных человек, работавших над своими блогами.

Эхо Москвы Венедиктов Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть

А что «Эхо Петербурга»? Нет, все спокойно в Петербурге, хотя еще полгода назад казалось, что там произойдет очередная революция. Бунт на корабле, всплыли подробности личного характера между Венедиктовым и главой «питерского Эха» Татьяной Кагляк, гендиректора сменили, частоту забрали. Тут еще и «Эхо Перми» встало на баррикады. И все из-за чего? Официально, из-за того, что на смену Лесину пришел Юрий Федутинов. Неофициальные подробности конфликта сторон мы узнаем позже. Сейчас «Эхо Петербурга» снова счастливо выходит в эфир. Но для этого пришлось, по словам Венедиктова, «поваляться в ногах у "Газпрома"», чтобы выбить новый Устав «Музыкальной фактории», вещателя «Эха» в Петербурге. То есть мы начали с бумажек, закончили бумажками.

Мы сейчас находимся в самой интересной ситуации, когда бюрократия спорит с людьми на виду у изумленной публики. Несовершенство законов, человеческий фактор и нежелание «низов» подчиняться «верхам» создают такой дым, что за ним не видно ни Луны, ни Солнца. Разговорных станций все больше, поэтому этот пожар становится важнее, чем информация о нем. За неимением должного информационного повода всё, что стоит за хэштегом #СвободуЭху, не видно. Сам Венедиктов юлит, когда его просят о конкретике, но его можно понять, он акционер «Эха», ему конфликт не нужен.

Возможно, это самый несвоевременный текст в истории tvkinoradio.ru, поэтому очень важный. Я сам запутался в официальных и неофициальных комментариях. Скорее всего, завтра мы будем его вспоминать с доброй усмешкой, но история с «Эхом» сейчас на самом пике. Завтра встретимся, улыбнемся, мол, «вот времена были!» и пойдем дальше.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 3526
Практика

Может ли «фанатский» рекламный ролик повлиять на карьеру

Джоно Сенефф, режиссер неофициального ролика Tesla — о том, зачем снимать рекламу без заказа и стоит ли это того

  • 8 сентября
  • 2114
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1766
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 1680
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса

Накануне 60-летия Криса Коламбуса нашли список фильмов, повлиявших на классика жанра семейного кино, автора «Один дома» и первых фильмов о Гарри Поттере: нестареющие картины, на которых стоит учиться комедии, актерскому мастерству и разрушению канонов

  • 9 сентября
  • 1534
Практика

Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

Для каждого кадра есть своя техника съемки — от наездов камеры на тележке до «личных» кадров, снятых с рук. Оператор Зак Рамелан рассказывает, как понять, что из этого нужно именно вам

  • 7 сентября
  • 1483
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее