Мнение

​«ТЭФИ-Регион»: Дитя без нянек

Родион Чемонин о том, чем грозит закрытие премии «ТЭФИ-регион».

Так получается, что с 30 ноября по 3 декабря в Екатеринбурге пройдёт финальный этап всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион». Так получилось, что уже прошли этапы этого конкурса в Иркутске (номинация «Информационное вещание») и Салехарде («Просветительское и развлекательное вещание»). Но так получилось, что главной интригой екатеринбургского финала станет, не кто победит, не какой регион станет первым по количеству собранных статуэток. Главный вопрос, который боятся произнести вслух даже организаторы конкурса: не станет ли нынешний «ТЭФИ-Регион» последним? Потому что ещё в апреле 2013 года бренное тело «папы регионального конкурса», то есть главного телевизионного конкурса страны «ТЭФИ», было предано земле. Так получилось.
 

 
В ноябре 2013 года, аккурат перед церемонией награждения премией имени Владимира Зворыкина «за достижения в области развития телевидения», очередного конгресса Национальной ассоциации телерадиовещателей и выставки «NATEXPO», более десятка крупнейших телеканалов приняли важное решение. Был подписан документ о создании некоммерческой организации «Комитет индустриальных телевизионных премий», в которую вошли крупнейшие медиа-холдинги страны «Первый канал», ВГТРК, «Газпром-Медиа», «Национальная Медиа Группа», «СТС Медиа», а также Национальная ассоциация телерадиовещателей. Соответственно, новая индустриальная телепремия будет распределяться между 14 телеканалами: Первый канал, «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Карусель», «Культура», «НТВ», «ТНТ», «СТС», «Домашний», «Перец», «РЕН ТВ», «Пятый канал — Петербург» и последний примкнувший к ним «ТВ-Центр».
 
Что теперь будет? Будет вот что. Новая премия будет «серьёзной». Без налёта светскости и гламура, почти как «Emmy». Во всяком случае, как и у американской теленаграды, призы будут вручаться строго по регламенту: «дневной эфир», «вечерний прайм». Серьёзности добавляет и назначение главы Комитета – им стал Павел Корчагин, который организовывал в 80-х телемосты Познер – Донахью (напомним, что Владимир Познер в 2008 году, покинув пост президента Академии российского телевидения, стал одним из первых, кто предвосхитил неминуемую гибель ТЭФИ). Корчагин же был, помимо прочих ранее занимаемых должностей, генеральным продюсером ВГТРК, сейчас он - гендиректор «Студии 2В», и вообще, один из старейших, в хорошем смысле этого слова, профессионалов телевидения, более 30 лет отдавший работе на ТВ.
 

 
Таким образом, мы получаем внушительную премию, которая будет вручаться – это уже не слух, а факт – в июне, в течение двух дней, как на «Эмми». Награда будет выглядеть не только как традиционная статуэтка, но и носить финансовый статус. Каждый раз будут учитываться достижения с 1 мая прошлого года по 1 мая текущего.
 
Строгая нотка, которая звенит в каждом сообщении о новой премии, заставляет чуть ли не вытянуться во фрунт. Индустрия здесь занимает более высокую ступень, чем сама профессия. Если в ТЭФИ царила некая дружественность (хотя, «дружественное телевидение» - это тот ещё оксюморон), фривольность, то, если в расчёт будут приниматься ещё и рейтинги, как ловко уколол кто-то из журналистов, теперь получить премию может и Аркадий Мамонтов.
 
И смущает здесь не только это. Лично меня покоробила новость о том, что конкурс на определение названия и дизайна статуэтки новой телевизионной премии будет запущен на портале Rutube. Плюс рассуждения членов Комитета о возможности номинации «Зрительские симпатии». По мне, народное голосование и серьёзный проект – вещи несовместимые. Проект «Сочи 2014» и выбор участников «Евровидения» - лишние тому подтверждения, только ленивый не ругал «Зойча» и не фыркал после народных голосований в песенном конкурсе.
 

 
Но главное не это. Всю вышеуказанную информацию можно найти в открытом доступе, с подробностями, сплетнями, слухами, цитатами и комментариями. Но вот чего вы вряд ли найдёте, так это внятного высказывания о судьбе «ТЭФИ-Регион», который, в отличие от его папы-мамы с известными статуэтками от Эрнста Неизвестного, ещё жив, и в Екатеринбурге уже всё готово к финальным раздачам премий и дипломов. В этом году в конкурсе участвуют 116 городов России, 186 телекомпаний прислали 520 работ. И каждая присланная заявка – это маленький кусочек золота, который возделывался не одним и не двумя людьми, а целыми творческими коллективами.
 
Знаете как живут сегодня региональные телекомпании? Да, большинство до сих пор, ещё с 90-х годов, зачастую кормятся подачками, бартером в виде бесплатных походов в парикмахерские, поездок на такси, халявных обедов от суши-баров и прочих унизительных, подарков. В нашем веке круче бартеров может быть только так называемые «госконтракты на информационное обслуживание», такая форма сотрудничества устраивает всех: и власть, убеждённую в собственном прекраснодушии, и СМИ, ежедневно эту уверенность с радостью подпитывающие.
 
Так вот для маленьких телекомпаний эта статуэтка или диплом – дороже золота. Деньги? Деньги – «пшик», пропиваются тут же, на банкетах по случаю получения премий, а вот фигурка Орфея – это на всю жизнь.
 
Можно понять вице-президента Академии российского телевидения по проведению всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» Игоря Мишина, который в интервью РИА Новости сказал следующее: «В контексте сегодняшних новостей меня ничего больше не интересует и не волнует, как проведение этого мероприятия в Екатеринбурге». И здесь дело не в том, что для Мишина Екатеринбург – родной город. Как бы не получилось так, что региональное телевидение останется без внимания в случае разрушения «ТЭФИ-региона». Почитайте посты в фейсбуке, связанные с будущей премией: вы увидите, что там содержатся чуть ли не призывы слетаться всем, кто ещё может, в уральскую столицу, чтобы не дать пропасть «ТЭФИ».
 

 
Нет, можно, конечно, придумать ещё какую-нибудь награду (например, сам Комитет разрабатывает некую «Региональную премию», правда, пока как опциональную идею без конкретики), но у «ТЭФИ» за почти 20 лет существования сложился престижный бэкграунд. А без почёта в регионах маленькие телекомпании просто загнутся, им нечем будет показывать свою состоятельность рекламодателям и градоначальникам. Да и попросту телевизионщикам нечего будет предъявить своим семьям в качестве оправдания, за что они не спят ночами и сутками пропадают на работе.
 
А кадры куются в провинциях, это знают все. Простите, за пессимизм, так получилось.

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 691
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 495
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2285
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2226
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1117
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1416
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее