Мнение

​«ТЭФИ-Регион»: Дитя без нянек

Родион Чемонин о том, чем грозит закрытие премии «ТЭФИ-регион».

  • 29 ноября 2013
  • 918
Родион Чемонин

Так получается, что с 30 ноября по 3 декабря в Екатеринбурге пройдёт финальный этап всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион». Так получилось, что уже прошли этапы этого конкурса в Иркутске (номинация «Информационное вещание») и Салехарде («Просветительское и развлекательное вещание»). Но так получилось, что главной интригой екатеринбургского финала станет, не кто победит, не какой регион станет первым по количеству собранных статуэток. Главный вопрос, который боятся произнести вслух даже организаторы конкурса: не станет ли нынешний «ТЭФИ-Регион» последним? Потому что ещё в апреле 2013 года бренное тело «папы регионального конкурса», то есть главного телевизионного конкурса страны «ТЭФИ», было предано земле. Так получилось.
 

 
В ноябре 2013 года, аккурат перед церемонией награждения премией имени Владимира Зворыкина «за достижения в области развития телевидения», очередного конгресса Национальной ассоциации телерадиовещателей и выставки «NATEXPO», более десятка крупнейших телеканалов приняли важное решение. Был подписан документ о создании некоммерческой организации «Комитет индустриальных телевизионных премий», в которую вошли крупнейшие медиа-холдинги страны «Первый канал», ВГТРК, «Газпром-Медиа», «Национальная Медиа Группа», «СТС Медиа», а также Национальная ассоциация телерадиовещателей. Соответственно, новая индустриальная телепремия будет распределяться между 14 телеканалами: Первый канал, «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Карусель», «Культура», «НТВ», «ТНТ», «СТС», «Домашний», «Перец», «РЕН ТВ», «Пятый канал — Петербург» и последний примкнувший к ним «ТВ-Центр».
 
Что теперь будет? Будет вот что. Новая премия будет «серьёзной». Без налёта светскости и гламура, почти как «Emmy». Во всяком случае, как и у американской теленаграды, призы будут вручаться строго по регламенту: «дневной эфир», «вечерний прайм». Серьёзности добавляет и назначение главы Комитета – им стал Павел Корчагин, который организовывал в 80-х телемосты Познер – Донахью (напомним, что Владимир Познер в 2008 году, покинув пост президента Академии российского телевидения, стал одним из первых, кто предвосхитил неминуемую гибель ТЭФИ). Корчагин же был, помимо прочих ранее занимаемых должностей, генеральным продюсером ВГТРК, сейчас он - гендиректор «Студии 2В», и вообще, один из старейших, в хорошем смысле этого слова, профессионалов телевидения, более 30 лет отдавший работе на ТВ.
 

 
Таким образом, мы получаем внушительную премию, которая будет вручаться – это уже не слух, а факт – в июне, в течение двух дней, как на «Эмми». Награда будет выглядеть не только как традиционная статуэтка, но и носить финансовый статус. Каждый раз будут учитываться достижения с 1 мая прошлого года по 1 мая текущего.
 
Строгая нотка, которая звенит в каждом сообщении о новой премии, заставляет чуть ли не вытянуться во фрунт. Индустрия здесь занимает более высокую ступень, чем сама профессия. Если в ТЭФИ царила некая дружественность (хотя, «дружественное телевидение» - это тот ещё оксюморон), фривольность, то, если в расчёт будут приниматься ещё и рейтинги, как ловко уколол кто-то из журналистов, теперь получить премию может и Аркадий Мамонтов.
 
И смущает здесь не только это. Лично меня покоробила новость о том, что конкурс на определение названия и дизайна статуэтки новой телевизионной премии будет запущен на портале Rutube. Плюс рассуждения членов Комитета о возможности номинации «Зрительские симпатии». По мне, народное голосование и серьёзный проект – вещи несовместимые. Проект «Сочи 2014» и выбор участников «Евровидения» - лишние тому подтверждения, только ленивый не ругал «Зойча» и не фыркал после народных голосований в песенном конкурсе.
 

 
Но главное не это. Всю вышеуказанную информацию можно найти в открытом доступе, с подробностями, сплетнями, слухами, цитатами и комментариями. Но вот чего вы вряд ли найдёте, так это внятного высказывания о судьбе «ТЭФИ-Регион», который, в отличие от его папы-мамы с известными статуэтками от Эрнста Неизвестного, ещё жив, и в Екатеринбурге уже всё готово к финальным раздачам премий и дипломов. В этом году в конкурсе участвуют 116 городов России, 186 телекомпаний прислали 520 работ. И каждая присланная заявка – это маленький кусочек золота, который возделывался не одним и не двумя людьми, а целыми творческими коллективами.
 
Знаете как живут сегодня региональные телекомпании? Да, большинство до сих пор, ещё с 90-х годов, зачастую кормятся подачками, бартером в виде бесплатных походов в парикмахерские, поездок на такси, халявных обедов от суши-баров и прочих унизительных, подарков. В нашем веке круче бартеров может быть только так называемые «госконтракты на информационное обслуживание», такая форма сотрудничества устраивает всех: и власть, убеждённую в собственном прекраснодушии, и СМИ, ежедневно эту уверенность с радостью подпитывающие.
 
Так вот для маленьких телекомпаний эта статуэтка или диплом – дороже золота. Деньги? Деньги – «пшик», пропиваются тут же, на банкетах по случаю получения премий, а вот фигурка Орфея – это на всю жизнь.
 
Можно понять вице-президента Академии российского телевидения по проведению всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» Игоря Мишина, который в интервью РИА Новости сказал следующее: «В контексте сегодняшних новостей меня ничего больше не интересует и не волнует, как проведение этого мероприятия в Екатеринбурге». И здесь дело не в том, что для Мишина Екатеринбург – родной город. Как бы не получилось так, что региональное телевидение останется без внимания в случае разрушения «ТЭФИ-региона». Почитайте посты в фейсбуке, связанные с будущей премией: вы увидите, что там содержатся чуть ли не призывы слетаться всем, кто ещё может, в уральскую столицу, чтобы не дать пропасть «ТЭФИ».
 

 
Нет, можно, конечно, придумать ещё какую-нибудь награду (например, сам Комитет разрабатывает некую «Региональную премию», правда, пока как опциональную идею без конкретики), но у «ТЭФИ» за почти 20 лет существования сложился престижный бэкграунд. А без почёта в регионах маленькие телекомпании просто загнутся, им нечем будет показывать свою состоятельность рекламодателям и градоначальникам. Да и попросту телевизионщикам нечего будет предъявить своим семьям в качестве оправдания, за что они не спят ночами и сутками пропадают на работе.
 
А кадры куются в провинциях, это знают все. Простите, за пессимизм, так получилось.


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

5 приложений для современного кинопроизводства

Кинематограф встречает технический прогресс — несколько приложений способных если не полностью изменить, то заметно облегчить подход к производству фильмов и видео

  • 8 июля
  • 2981
Практика

Как ProRes RAW может изменить кинопроизводство

Семейство кодеков Apple ProRes RAW, по обещаниям разработчиков, должно быть высокопроизводительным, а файлы будут занимать мало пространства на жестком диске. Но возможно ли все преимущества ProRes перенести на рабочий процесс RAW?

  • 6 июля
  • 2223
Практика

Как это снято: «Армагеддон»

Минуло двадцать лет как Майкл Бэй попытался в очередной раз уничтожить человечество, а Брюс Уиллис в очередной раз его спас. Вспоминаем, как мастер жирного голливудского блокбастера обрушивал на Землю гигантский астероид: рытье ям в павильонах Disney, пулеметный монтаж, анаморфотная оптика и пироманьячество

  • 7 июля
  • 2214
Мнение

Пудры и кисточки не хватит: почему современный киногрим уступает советскому 

Светлана Мельчикова, художник по гриму с 33-летним стажем, размышляет о состоянии современной российской киноиндустрии и предлагает взглянуть на советскую классификацию, по которой можно точно определить, готов ли гример взять на себя сложный проект

  • 9 июля
  • 2164
Практика

4 совета по съемке черно-белого изображения

При черно-белой съемке меняются правила освещения, ставшие уже привычными в эру цветного кино и видео. Оператор Джастин Джонс объясняет базовые принципы подобной стилизации

  • 6 июля
  • 1957
Практика

Как снимать визуально интересные видеоинтервью

Почти любой оператор проводит за производством интервью внушительную часть карьеры. И здесь, как и везде, нужны правильные инструменты. Оператор Бенджамин Холланд поделился своими советами о том, какие аксессуары могут здесь понадобиться, и, самое важное, — как ими пользоваться

  • 9 июля
  • 1673
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее