Репортаж

В Москве прошел первый в России День Звука

Как написать хороший саундтрек, какие микрофоны предпочитают известные звукорежиссеры, сложно ли синтезировать новые звуки и можно ли монетизировать свое творчество – эти и другие вопросы обсудили в рамках Sound Sunday

  • 22 июля 2015
  • 1993
Евгений Белов

На первый в России День Звука зарегистрировалось больше 450 человек, желающих было так много, что организаторам в какой-то момент пришлось закрыть регистрацию, чтобы уместить всех в зале одного из зданий «Музея Москвы». На Sound Sunday выступили известные звукорежиссеры, саунд-дизайнеры, музыканты, звукоинженеры и продюсеры: Василий Филатов, Глеб Рогозинский, Илья Лукашев, Александр LAY-FAR, Алексей Николаев и Johnnyrandom.

Валерия Сабирова, организатор Sound Sunday: «Практически всех спикеров было очень сложно вытащить, они специально для нас выделили время в своем плотном графике. Илья Лукашев прилетел с концерта в Питере, Глеб Рогозинский постоянно участвует в огромном количестве конференций и обычно его невозможно поймать, но к нам он приехал. С Johnnyrandom российская аудитория вообще вряд ли сможет где-либо пообщаться».

Валерия Сабирова, организатор Sound Sunday
Валерия Сабирова, организатор Sound Sunday  / Фото: Виктор Вытольский

Программа мероприятия была разноплановой – от обсуждения языка программирования CSound до вопросов лицензирования и продажи своих композиций. Самый первый мастер-класс провел музыкант Александр LAY-FAR, он рассказал о природе семплинга и на своем примере продемонстрировал процесс создания музыкального произведения из чужих композиций. Участники задавали Александру провокационные вопросы про законность использования заимствованных фрагментов, на что он резонно ответил: «Сэмлирование помогает реинкарнировать забытую музыку и вернуть былой интерес к авторам оригинальных композиций». И привел в пример песню Сюзанны Вега «Tom’s Diner», которая стала дико популярной после выхода ремикса британской группы «DNA Disciples» и до сих пор является самой кассовой в творчестве американской певицы. 

Мастер-класс Глеба Рогозинского был посвящен более узкой теме – синтезу звука при помощи языка программирования CSound. Глеб показал код для создания звука персонажа из фильма «Чужой», призвал всех участников Sound Sunday активно осваивать программу-компилятор и пригласил на International Csound Conference, которая в этом году пройдет в России – в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича.
 
Глеб Рогозинский / Фото: Виктор Вытольский

Глеб Рогозинский / Фото: Виктор Вытольский

Глеб Рогозинский / Фото: Виктор Вытольский

Глеб Рогозинский / Фото: Виктор Вытольский

Глеб Рогозинский / Фото: Виктор Вытольский

Глеб Рогозинский / Фото: Виктор Вытольский

Саунд-дизайнер, композитор и главный организатор Дня Звука Василий Филатов провел мастер-класс по созданию музыки в кино. На примере фильма Кристофера Нолана «Темный рыцарь» Василий показал силу воздействия музыкального сопровождения на зрительские эмоции. По его мнению, российские композиторы часто заглушают режиссерскую задумку, перенося акцент с идеи фильма на свое произведение, а «неправильно подобранная или написанная музыка способна за 1-2 секунды разрушить образ картины настолько, что зритель не станет её смотреть».
Василий Филатов  / Фото: Виктор Вытольский

Василий Филатов / Фото: Виктор Вытольский

Василий Филатов  / Фото: Виктор Вытольский

Василий Филатов / Фото: Виктор Вытольский

Василий Филатов  / Фото: Виктор Вытольский

Василий Филатов / Фото: Виктор Вытольский

Василий Филатов  / Фото: Виктор Вытольский

Василий Филатов / Фото: Виктор Вытольский

Разрушительный эффект может возникнуть в силу нескольких причин: композитор не пропустил через себя историю фильма, неверно подобрал темп или не имеет достаточной технической базы для реализации конечного продукта. Чтобы не допустить этого явления, Василий Филатов предложил достаточно простой рецепт:
1) пропустить историю картины через себя;
2) создать саундтрек в своей голове;
3) пообщаться с режиссером и продюсером, найти с ними точки пересечения;
4) написать первоначальный вариант саундтрека;
5) скорректировать его с финальной монтажной версией фильма и создать новый вариант, не боясь изменений и сокращений в своем произведении.

Самое главное – подчеркнуть своей композицией историю, учитывая монтажные фразы и режиссерские приемы. Подобный подход к звуку Василий продемонстрировал на примере анимационной картины «Квантовый скачок» (реж. Айк Саакянц), для которой он написал музыку. 


 
Илья Лукашев / Фото: Виктор Вытольский

Илья Лукашев / Фото: Виктор Вытольский

Илья Лукашев / Фото: Виктор Вытольский

Илья Лукашев / Фото: Виктор Вытольский

Саунд-продюсер и звукорежиссер Илья Лукашев признался, что это его первый выходной за последний месяц, и он решил провести его на Дне Звука. Зрители задавали много вопросов практического характера, например, какие микрофоны использует Илья, как у него организован процесс звукозаписи или каким образом он осуществляет мастеринг. На вопрос с микрофонами Илья ответил очень просто: «Первое очень важное правило, которое мы все должны в себе держать – стоимость микрофона совершенно ничего не значит. У меня на одной стойке может стоять Shure SM58, Neumann U47, Electro-Voice RE20. Стоимость совершенно не сказывается на том, как они подходят тому или иному артисту. 50% звука это заслуга звукорежиссера, остальные 50% – тембра вокалиста». 

Звукорежиссер также признался, что во время студийных записей любит «бросать» парочку микрофонов во всякие необычные места в комнате: на пол, под стол, за батарею, и иногда использует старинные микрофоны, которые выдают «смешной» звук. Результаты подобных экспериментов Илья проиллюстрировал на примере свежих треков группы Антона Беляева «Therr Maitz», подготовленных специально для Sound Sunday.

Последним на Дне Звука выступил саунд-дизайнер и композитор Johnnyrandom, который связался с нами по скайпу из Лос-Анджелеса. Johnnyrandom приобрел мировую известность благодаря необычному ролику-композиции «Bespoken», где он играет на различных деталях от велосипеда.

Саунд-дизайнер и композитор Johnnyrandom  / Фото: Виктор Вытольский

Саунд-дизайнер и композитор Johnnyrandom / Фото: Виктор Вытольский

Скайп-лекция саунд-дизайнера и композитора Johnnyrandom / Фото: Виктор Вытольский

Скайп-лекция саунд-дизайнера и композитора Johnnyrandom / Фото: Виктор Вытольский

Скайп-лекция саунд-дизайнера и композитора Johnnyrandom / Фото: Виктор Вытольский

Скайп-лекция саунд-дизайнера и композитора Johnnyrandom / Фото: Виктор Вытольский

Музыкант поделился своими секретами излечения звуков из всевозможных предметов и продемонстрировал необычный прибор – электромагнитный резонатор, который ему сделал «один парень из Англии». Устройство состоит из мощного магнита, используемого на дверях безопасности, и коробки с переключателем частот. Резонатор создан с целью извлечения тональных звуков из различных подручных вибрирующих предметов. Кроме этого Johnnyrandom продемонстрировал короткие композиции, созданные для американских радиостанций, в которых различные уличные звуки превращаются в известные классические музыкальные произведения. Также он рассказал о своем новом проекте, где он играет на различных «пивных атрибутах»: цистернах, бочках, бокалах, бутылках и т.д. В процессе подготовки к этому проекту ему пришлось продегустировать приличное количество пива, чтобы добиться нужного звучания: «Я записывал звук льющегося пива, наливал во множество стаканов – и всегда получался разный звук. Ну, не выливать же мне его. Это единственный проект, в рамках которого я набрал лишний вес. Но было весело. Хорошо, что не водка – я бы не выжил».

Sound Sunday
Afterparty Sound Sunday / Фото: Виктор Вытольский

После мастер-классов и лекций участники с организаторами Дня Звука переместились на afterparty в Центр документального кино, где продолжили эксперимент Johnnyrandomа по извлечению идеального звука из стеклянных предметов и поделились своими впечатлениями:

Афанасьев Михаил, директор компании музыкального продакшна Imagine Music: «Я очень рад, что попал на это мероприятие. Мне понравилось, что фестиваль очень дружелюбен к слушателям – это его главная черта, и я надеюсь, что она останется. Такого контакта с участниками я уже давно не наблюдал, все спикеры очень приветливые и отзывчивые. Конечно, были какие-то технические накладки, но они не испортили картинку, потому что их быстро исправляли, ребята действительно горели этим делом. Я узнал много нового про электронную музыку, про мастеринг, запись в студии – это все большой опыт, который передают спикеры и это важно».

Дмитрий Иньшин, видеомонтажер, звуковое сопровождение праздников: «Отрадно, что собрались люди, которые живут и мыслят под общим знаменателем. Это здорово и классно. Это объединяет, дарит новую информацию и развивает. От Василия прозвучала новая мысль, что современный тренд – тембральная музыка. С мелодичной музыкой все с детства знакомы, а вот выход на тембральную подсказывает психология современной жизни, это непаханое поле. Было бы здорово иметь возможность приобрести какие-то семплы от того же Johnnyrandomа, в видеомонтаже это очень востребовано. В будущем хотелось бы быть «поближе к консоли» и услышать побольше звуковых примеров с комментариями: где удачно поставлены микрофоны, где грамотное сведение, или где мастеринг из сложного микса делает сжатый плотный звук».

Наталья Москалева, организатор Sound Sunday: «Я очень рада, что это случилось. Хотя люди в индустрии звука и музыки кажутся не очень заметными, но если посмотреть в совокупности по Москве – их очень много. Можно собрать всех вместе и дальше формировать это сообщество. Судя по тому, что я здесь сегодня слышала, людям нужно сообщество, им нужно видеть таких же, как они, и общаться».

Василий Филатов
Василий Филатов / Фото: Виктор Вытольский

Василий Филатов, организатор Sound Sunday: «Я безумно рад тому, что Sound Sunday удался и получился. Пришло такое количество людей, что я не ожидал, и это удивительно. Это радует, зажигает, дает силы двигаться дальше и делать День Звука еще лучше. Проект родился очень быстро, мы сделали его практически за неделю. У нас не было партнеров. Сначала мы думали, что сможем их привлечь, но так вышло, что сейчас мало компаний готовы дать деньги, они не верят, что кто-то придет на мероприятие. Уже сегодня мне написало много знакомых представителей из различных компаний, которые увидели мастер-класс в сети и предложили помощь. Я безумно рад, что Johnnyrandom согласился встать рано утром в Лос-Анджелесе в воскресенье, чтобы в 9 утра и рассказать лекцию для людей, которых он совершенно не знает. На одной площадке удалось собрать ярких представителей индустрии. Я хочу чтобы Sound Sunday был каждые полгода: летний и зимний, это очень символично. Помимо этого, каждый месяц или две недели, если получится, мы будем делать маленькие образовательные лекции». 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также