28 ноября в прокате стартует «Шопинг-тур», комедийный хоррор о встрече русских туристов и финских каннибалов. Микробюджетный, снятый за 11 дней фильм собрал благожелательные отзывы на российских и мировых кинофестивалях и заработал от критиков звания «первой работающей модели хорошего и крепкого независимого кино». О создании картины в интервью tvkinoradio.ru рассказал режиссер МИХАИЛ БРАШИНСКИЙ.


 
- «Шопинг-тур» - фильм редкого для России жанра хоррора. На Ваш взгляд, с чем связано то, что в нашем кино этот жанр так и не сложился?
- Тут, наверное, есть несколько возможных вариантов ответа. Один из них заключается в том, что жанр может прижиться в культуре, только если его этой культуре показывать. Зритель же не знает, что он любит. Покажите ему что-то, вдруг ему понравится. Но поскольку фильмов ужасов в России не делают практически, они и не приживаются. Быть может, если люди посмотрят мой фильм, и он им понравится, у кого-то возникнет желание сделать еще что-то подобное, затем еще. Вот тогда может и возникнет жанр, потому что для его возникновения необходима цепочка фильмов, одного-двух недостаточно.

Другой вариант ответа на ваш вопрос заключается в том, что в русской культуре всегда, еще при Державине, наверное, было деление на высокую культуру и низкую. Высокая обращена к сердцу и уму, низкая – сюда я отношу ужасы, эротику, авантюрные приключения разные – обращена ко всему, что ниже пояса, к инстинктам, среди которых страх, конечно, один из основных. То, что относится к этой «низкой» культуре, у нас негласно считается чем-то непристойным, стыдным, бездуховным и так далее. Но правда заключается в том, что в современной культуре, если конечно, хотеть ощущать себя частью мира, подобных вертикалей, «верха» и «низа», уже давно нет и быть не может. Так что, возвращаясь к вашему вопросу, почему не снимают хорроров в России – да потому что это «стыдно». Стыдно признаться себе, что тебе нравится бояться. Хоррор ведь на том и основан, что бояться приятно, особенно когда ты понимаешь, что все что происходит страшного, происходит не с тобой, а вон там, на безопасном расстоянии, на экране, с кем-то с другим.
 
- А как у Вас возникла идея снять хоррор? И как возник сюжет фильма?
- Да у меня не было идеи снять хоррор, скорее у меня была идея снять фильм практически совсем без денег. Я считаю, что моя занятие в жизни – рассказывать истории. Соответственно, для меня главное, что есть на свете – это истории, в частности в кино. Поэтому когда я понял, что у меня не получится в ближайшее время снять другой фильм, более дорогой, который требует больших продюсерских усилий и больших достаточно денег, я решил самостоятельно сделать что-то совсем маленькое, совсем за дешево. Оставалось только найти историю, которую можно было бы рассказать таким вот образом. То, что она оказалась историей с ужасами – это вторичный момент, важно, что она придумывалась так, чтобы ее можно было снять на мобильный телефон. Ну, ведь странно снимать на телефон, к примеру, историю размолвки мужа и жены, а вот когда происходит что-то страшное, невероятное, что-то не от мира сего, тогда идея того, что это снято участником событий как-то оживает, по-моему. То есть, такой задачи: снять ужасы не было, была задача найти историю, подходящую под независимый, безбюджетный, «партизанский», хулиганский проект.
Кадр из фильма «Шопинг-тур»
 
- В Вашем фильме видят не только хоррор, но и, к примеру, сатиру на современное общество потребления. Как Вы относитесь к разного рода интерпретациям, и как бы Вы сами охарактеризовали свою картину?
- По правде говоря, свою точку зрения я постарался выразить целиком на экране. Поэтому я против того, чтобы режиссеры объясняли смысл своих фильмов потенциальным зрителям. Конечно, мы делаем свои фильмы, пытаясь максимально вложить в них все, что нам хочется сказать. Иногда это получается в большей мере, иногда – в меньшей. Но, так или иначе, все, что вы видите в фильме, в моем, в любом другом, оно там и есть. Не бывает такого, чтобы зритель придумал не имеющие места быть коллизии или смыслы. Если вы что-то в фильме увидели, значит, оно там есть, и я никогда не скажу вам, что вы неправы. Я скажу вам спасибо за еще одну точку зрения. Чем больше интерпретаций возникает у фильма, тем он богаче.
 
- Бюджет картины – около $70 тысяч, что для кино сумма более чем скромная. На что хватило этих денег?
- Обычно в кино, которое само по себе производство дорогое, основные деньги уходят на кинозвезд и на спецэффекты. У нас не было ни первого, ни второго. Кроме того, все люди, которые работали над фильмом, включая оператора с его камерой, включая актеров с их талантом, трудились не за деньги, а за интерес и какой-то возможный процент от успеха. Бюджет уходил только на самое необходимое. К примеру, нам нужно было арендовать автобус, в котором происходит большая часть действия, отвезти массовку в 25 человек в Финляндию, этих людей там нужно было разместить, кормить – это же невозможно сделать бесплатно. То есть вот на такие вещи уходили деньги, на быт, а не на то, что обычно занимает деньги в кино.

Кадр из фильма «Шопинг-тур»
 
- Чем, на Ваш взгляд, обусловлено то, что все больше людей, как это сделали Вы, снимают кино независимо, своими силами? И сохранится ли, по Вашему мнению, эта тенденция в дальнейшем?
- Я могу говорить за себя. У меня нет никакой принципиальной позиции по этому вопросу. Просто когда тебе нужно работать, а не дают, ты находишь другие какие-то пути, свои. Ну, немаловажно, конечно, что наше общество в последнее время становится все более жестким, наша культура – все более регламентированной, давление государства чувствуется все сильнее. Ну а что обычно происходит в таких ситуациях? Это как, знаете, если армия противника занимает твой городок, ты уходишь в партизаны. Стремление к независимости в культуре будет прямо пропорционально давлению на нее. Чем больше будет давления, тем больше будет хотеться свободы – это объективный закон, закон физики, уж не знаю, кто там его изобрёл.
 
- В таком случае, можно ли говорить о том, что за подобным «партизанским» кино стоит будущее отечественного кинематографа?
- Не знаю. У нас очень большая страна. С одной стороны, трудно представить себе Великую Отечественную войну, которую выиграли только партизаны, с другой стороны, можно сказать, что Вьетнамскую войну, например, выиграли именно они. Будущее кино – это большое, абстрактное понятие. Тем не менее, то, что независимая ветвь в нашем кино имеет право на существование и будет жить, я думаю, очевидно. Определит ли именно она будущее нашего кино – трудно сейчас сказать. Да и зачем? Понимаете, когда я снимаю кино, я же не задумываюсь о том, определяю ли я будущее российского кино. Я просто пытаюсь рассказать свою историю, так чтобы ее увидело и поняло максимальное количество людей.
 
Кадр из фильма «Шопинг-тур»
 
- Вы известны как кинокритик. Опыт этой работы как-то отзывается в Вашем режиссерском творчестве?
- Нет, никак не отзывается. Я давно уже, больше десяти лет, не являюсь кинокритиком. Собственно, как только я стал режиссером, я перестал писать о фильмах других. Есть масса примеров режиссеров, которые стали таковыми из кинокритиков, но я не могу себе представить ни одного из них, который бы как-то ориентировался на свой опыт работы кинокритиком. Когда ты ставишь фильм, у тебя столько практических, бытовых, технических, не имеющих вообще никакого отношения к искусству задач, плюс задача эффективно рассказать свою историю, что думать о каких-то чужих фильмах, об опыте своей насмотренности просто не остается никакой возможности.
 
- «Шопинг-тур» демонстрировался еще год назад на кинофестивалях «Окно в Европу», «2morrow». С чем связана столь длительная задержка с выходом картины в прокат?
- У каждого фильма своя дорога к зрителю. Слава богу, что мой фильм дошел наконец. Да, это заняло времени немного больше чем обычно. Просто по каким-то внутрицеховым причинам – нам, к примеру, пришлось сменить прокатчика. Но никакой скандальной истории за этим не стоит.
 
- На кого ориентирован фильм, какова его прокатная судьба, и как, по Вашим ожиданиям, зритель примет картину?
- Конечно, мне бы хотелось, чтобы картину посмотрели и полюбили все (смеется). Безусловно, в первую очередь он адресован молодежи, зрителю, условно от 18 до 30 лет. С другой стороны, поскольку фильм уже прошел по фестивалям, и я наблюдал какие-то зрительские реакции, я заметил, что картина нравится не только молодым людям, но еще и женщинам среднего возраста. Вероятно, они находят что-то для себя как матери, поскольку фильм отчасти про отношения матери и сына. Но я приглашаю всех придти и посмотреть. Кто-то скажет, что это идиотизм, и тоже будет прав, наверное. А кто-то испугается и посмеется, и будет доволен не зря проведенными часом и 10 минутами своей жизни.

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 9897
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 5009
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4175
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3009
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее