Слова

«4 номинации на «Оскар» говорят о правильном направлении нашего движения»

Глава Фонда израильского кино КАТРИЭЛЬ ШХОРИ о том, как создать мировую моду на кинематограф маленькой страны

  • 16 ноября 2013
  • 811
Павел Орлов

Успехи израильского кинематографа за последнее десятилетие впечатляют: 4 номинации на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», регулярное участие в главных мировых кинофестивалях, всемирная популярность таких картин как «Вальс с Баширом», «Ливан», «Примечание». О мерах, которые помогают столь удачно развиваться небольшой кинематографии, в интервью tvkinoradio.ru рассказал исполнительный директор Фонда израильского кино КАТРИЭЛЬ ШХОРИ, посетивший Москву в рамках XIII фестиваля современного израильского кино.


 
- Какие тенденции в сегодняшнем развитии израильского кино Вы могли бы выделить?
- Во-первых, я бы отметил такую вещь. Если традиционно израильское кино в большей степени строилось на диалогах, и в нем в меньшей степени внимание уделялось изобразительному ряду, то сегодня утверждается противоположная тенденция. Многих режиссеров нового поколения особенно волнуют вопросы изобразительного решения, а также вопросы нетипичного применения средств киноязыка. То есть, сегодня израильские кинематографисты, скажем так, ищут новые способы рассказывания историй. Во-вторых, меняются и сами истории. Многие сюжеты, так или иначе, связаны с темой семьи, но новшество в том, что о своих семьях и о своих культурных особенностях сегодня стремятся рассказать представители самых разных культурных групп, в том числе ортодоксальных и ультраортодоксальных иудеев. Благодаря таким историям в фокусе внимания все чаще оказывается важная для нас тема взаимоотношений разных людей в одном обществе.
 
- В конце 90-х годов израильский кинематограф переживал кризис – снизилось количество производимых национальных картин, упала их посещаемость и так далее. Какие меры позволили этот кризис преодолеть?
- Для начала, мы полностью изменили систему отбора проектов для финансирования Фондом израильского кино. Мы открыли двери Фонда для проектов и идей со всех концов страны, из всех регионов. До этого наш кинематограф отталкивался в первую очередь от интересов аудитории центральных областей страны, в особенности от Тель-Авива. Далее очень сильно на ситуацию повлиял принятый в 1999 году Закон о кино. Если раньше мы могли выделить деньги на 5-6 проектов в год, то с появлением Закона мы стали ежегодно финансировать 13-14 картин. В ближайшее время наши финансовые возможности, вероятно, станут еще больше. Другой важный фактор – в стране появилось значительное количество киношкол, причем довольно хороших. На данный момент у нас работает 17 киношкол, что для такой маленькой страны очень много. Соответственно, выросло целое поколение молодых кинематографистов, у которых есть в запасе свежие, сильные истории, и желание их рассказывать в доступном широкой аудитории ключе.

Кадр из фильма Вальс с Баширом, номинировавшегося на "Оскар" в 2009 году
 
- Сегодня израильский кинематограф переживает, вероятно, один из лучших периодов в своей истории. Тем не менее, какие существующие проблемы, на Ваш взгляд, требуют скорейшего решения?
 - Главная проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся – недостаточное количество экранов. Значительная часть населения страны не имеет доступа в кинотеатры. То есть важная задача для нас сегодня – распространить кинотеатральные сети на всю страну, не только на крупные города, но и на все самые удаленные уголки.
 
- Ежегодно Фонд израильского кино отбирает для финансирования 12-15 проектов из примерно 250 предлагаемых. Как происходит отбор и каковы его критерии?
- К нам поступают предложения от продюсеров, включающие сценарий будущего фильма, информацию о предполагаемом бюджете, плане работы и так далее. Каждый сценарий в обязательном порядке прочитывается тремя членами Экспертной комиссии. Около 50 отобранных комиссией сценариев читаю непосредственно я. Далее следуют презентации проектов, после которых мы определяемся со списком фильмов, получающих финансирование. Что касается критериев при оценке проектов, во-первых, важен уровень сценария, его художественные качества, необходимо, чтобы история была сильной и захватывающей. Второй критерий – режиссер и его видение истории, как он собирается реализовывать ее на экране. И третий – продюсер, насколько он опытен, компетентен, насколько он увлечен проектом. Все эти критерии важны, и проекту дается финансирование только если мы уверены в каждом из них. При этом не менее 40% средств мы стараемся выделять на дебюты. Разумеется, мы не застрахованы от ошибок. Так или иначе, хочется верить в то, что 4 номинации израильских картин на «Оскар» за последние 6 лет, говорят о правильном направлении нашего движения.

Кадр из фильма "Ливан"
 
- Имеет ли государство какое-то влияние на деятельность Фонда?
- Нет. Фонд израильского кино – это неправительственная организация, и я, как исполнительный директор Фонда не являюсь государственным чиновником.
 
- А возможно ли сегодня существование кинематографа в Израиле без поддержки фондов?
- Не думаю. Это вряд ли возможно, так же как и в большинстве стран Европы, в каждой из которых есть свои фонды поддержки кинематографа. Конечно, играет свою роль и то, что мы небольшая страна, подобно Бельгии, Нидерландам, Дании, в которых кинематограф держится в первую очередь благодаря помощи фондов и государства. 

Кадр из фильма "Заполнить пустоту"
 
- Израильские кинематографисты довольно часто снимают кино в копродукции с другими странами, причем чаще всего сотрудничают с Францией и Германией, с которыми за последние 10 лет вы сняли примерно по 30 картин. Почему именно с этими странами партнерство складывается наиболее успешно?
 - Просто именно французов и немцев больше всего привлекают наши истории. Продюсеры из этих стран всегда присутствуют на презентациях новых проектов, и в общем можно уже говорить о формировании некой традиции нашего с ними сотрудничества, что конечно упрощает диалог. Потом нельзя забывать, что Франция и Германия – это две крупнейшие кинематографии Европы, в которых в принципе хорошо развита схема создания копродукций. Но кроме Франции и Германии в последнее время мы стараемся активней сотрудничать с Бельгией, с которой у нас уже есть 5-6 фильмов, с Канадой – 8-9 картин, с Польшей – 5-6.
 
- Однако до сих пор не было ни одного фильма, снятого в копродукции Израиля и России. С чем это связано?
- В большей степени это обусловлено условиями нашего Закона о кино, в соответствии с которым 50-70% выделенных на производство фильма средств должны быть израсходованы в Израиле. Также есть условия относительно участия израильских режиссеров, продюсеров, актеров. В данный момент рассматривается вопрос заключения соглашения между Израилем и Россией, которое позволит изменить эти условия и, соответственно, наладить отношения. Кстати, с Францией, Германией, Канадой подобные соглашения существуют.
 

- Для большинства национальных кинематографий огромной проблемой является экспансия Голливуда. Предпринимаются ли в Израиле какие-то шаги для того, чтобы уравновесить в кинопрокате национальную и голливудскую кинопродукцию?
- Нет, ничего такого у нас не предусмотрено. Доля голливудских картин в нашем кинопрокате составляет около 65-67%, национальных – 10-12%, остальное занимают европейские фильмы. Нам такая ситуация кажется неплохой. Ежегодно в Израиле продается около 10 млн. билетов, их которых 1-1,2 млн. – билеты на израильские картины. Это вполне хороший показатель. 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2258
Репортаж

Live: церемония вручения ТЭФИ -2018

Сегодня большой день для всех, кто любит смотреть телевизор. Неважно, как вы относитесь к российскому телевидению — мы все равно расскажем в прямом эфире, кто, за что и почему получит ТЭФИ. Тем более, что церемония в кои-то веки может преподнести немало сюрпризов

  • 3 октября
  • 1862
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1557
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1270
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1237
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1170
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее