Мнение

Регулирование и контроль громкости звука в телерадиовещании

В конце мая текущего года произошло долгожданное для специалистов по звуку и звукорежиссёров событие – официально установлены единицы и методы измерения громкости. Константин Миллер размышляет о том, к чему это приведет в будущем

  • 7 июля 2015
  • 5346
Константин Миллер



 
В приказе Минкомсвязи России № 171, опубликованном на официальном сайте, введены «Рекомендации в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании», в которых определение звукового уровня базируется на единообразном применении значений громкости, установлены единицы и методы измерения громкости. Кроме того, 25 мая введены соответствующие поправки в Федеральный Закон РФ «О рекламе» в статье 14 пункт 12, которые, в частности, вменяют антимонопольным органам выявлять случаи превышения громкости на рекламе путём объективного инструментального контроля.

Так что же такое громкость и чем она отличается от уровня звукового сигнала? Прежде всего, замечу, что в акустике давно существует понятие громкости и есть свои единицы измерения – сон и фон. Чтобы не было путаницы, приведу необходимые пояснения. Фон – относительная величина, равная уровню звукового давления на частоте 1 кГц в децибелах, причём 0 соответствует порогу слышимости (20 мкПа), а 120 – болевому порогу (20 Па).



Сон – это акустическая единица абсолютной громкости, причём 1 сон = 40 фон, 2 сон = 50 фон, 4 сон = 60 фон и т.д. В телерадиовещании же измерялся уровень электрического звукового сигнала. До недавнего времени основным нормативным документом ПТЭ 2001 регламентировались пиковые значения звукового сигнала при помощи квазипикового измерителя уровня звука (QPPM).

Этот подход имел ряд недостатков, вплоть до того, что появились компрессоры, повышающие реальную громкость рекламы, не отслеживаемую такой методикой.  Теперь же, в соответствии c Рекомендацией EBU R 128 для характеристики звукового сигнала, следует внедрить и использовать следующие параметры:
 
  • громкость программы (Programme Loudness) – средняя (интегральная) громкость за всю длительность программы;
  • мгновенная громкость (Momentary Loudness) – значение громкости, измеренное методом «скользящего окна», с временем интеграции 400 мс;
  • кратковременная громкость (Short-Term Loudness) – значение громкости, измеренное методом «скользящего окна», с временем интеграции 3 с;
  • диапазон громкости (Loudness Range) – параметр, определяющий динамический звуковой диапазон, вычисляемый статистическим методом;
  • максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum Permitted True Peak level) не должен превышать -1 dBTP.


Громкость измеряется в специальных единицах:
 
  • LUFS (Loudness Unit Full Scale) – логарифмическая единица уровня громкости звукового сигнала относительно максимального значения цифровой шкалы согласно рекомендациям EBU R 128;
  • LU (Loudness Unit) – относительная единица громкости, 1 LU количественно соответствует 1 дБ, в соответствии с рекомендациями EBU R 128.Обозначение единиц латиницей объясняется тем, что все шкалы измерителей разрабатываются согласно рекомендациям EBU R 128 и перевод на русский язык не предусматривается.

Громкость программы (Programme Loudness) должна быть равна номинальному значению – 23,0 LUFS с допустимым отклонением от номинального значения ± 0,5 LU. Для прямых эфиров допускается отклонение ± 1,0 LU. Таким образом достигается нормализация громкости программ на разных каналах. Упрощается и международный обмен.



Как соотносится опорный уровень с акустическими значениями? Посредством звуковоспроизводящих устройств. Поскольку диапазон таких устройств от наушников до громкоговорителей со своими регуляторами громкости, числовое соотношение неоднозначно и малоинформативно. Но для наиболее комфортного воспроизведения звука на том или ином устройстве, вместе с аудиосигналом могут передаваться метаданные громкости – информация о значении громкости программы.
           
Для производства медиаматериалов с нормализацией по громкости до целевого уровня  предлагается использовать измерители громкости в «Режиме EBU» R 128, а также программные модули для нормализации звука в базе медиафайлов. То есть производители должны обеспечивать номинальный уровень громкости своих программ с помощью инструментального контроля или соответствующего программного обеспечения. Вещателям рекомендуется обеспечить инструментальный контроль громкости  во время работы звукорежиссера на выпускающем тракте теле-, радиоканала. Кроме того, необходимо обучение звукорежиссёра (звукоинженера) работе с новым инструментом контроля, получение опыта в нормализации уровня громкости до целевого уровня с поддержанием художественного замысла звукового сопровождения. Рекомендуется на переходный период рядом с существующими измерителями уровня звукового сигнала ставить измерители громкости, чтобы звукорежиссёры (звукоинженеры) могли наглядно оценить нововведения.



Иными словами, требуется закупка нового оборудования и/или программного обеспечения, а её реализация сильно зависит от ваших задач и вашего бюджета.

Интересный вопрос, а что делать, пока нет такого оборудования? Традиционный волюметр (VUmeter) усредняет пики со временем интеграции 300 мс. По нему с натяжкой можно судить о значениях мгновенной громкости, которые не должны превышать -15 LUFS или примерно -16 дБ цифровой шкалы волюметра. Но это может быть только временным решением и не избавляет от необходимости приобретения новых измерителей громкости.
 
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 8111
Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 4408
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 3640
Практика

«Дюнкерк»: воссоздание военной действительности

Фильм Кристофера Нолана показывает события, произошедшие во Франции в 1940 году, когда союзные войска были прижаты к морскому побережью. Фактически, это три разных фильма, действие которых разворачивалось на побережье Дюнкерка, в воздухе и на море. Рассказываем, как для фильма создавали военную среду

  • 13 февраля
  • 3336
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Пола Томаса Андерсона

К выходу «Призрачной нити» Пол Томас Андерсон раскрывает, какие фильм повлияли на его уникальный режиссерский стиль: гангстерское кино, эталоны драматургии, «черный» авангард, порно, а также советская классика

  • 18 февраля
  • 3192
Слова

«Съемочный день – это всегда проблема», или кризисные ситуации на съемочной площадке

Смерть одного из ведущих актеров, слетевшая локация и безбожный ливень во время съемок ключевой сцены: российские режиссеры и продюсеры рассказали нам о вызовах, с которыми они сталкивались посреди съемочного процесса

  • 15 февраля
  • 2713
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее