Мнение

Регулирование и контроль громкости звука в телерадиовещании

В конце мая текущего года произошло долгожданное для специалистов по звуку и звукорежиссёров событие – официально установлены единицы и методы измерения громкости. Константин Миллер размышляет о том, к чему это приведет в будущем

  • 7 июля 2015
  • 6057
Константин Миллер



 
В приказе Минкомсвязи России № 171, опубликованном на официальном сайте, введены «Рекомендации в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании», в которых определение звукового уровня базируется на единообразном применении значений громкости, установлены единицы и методы измерения громкости. Кроме того, 25 мая введены соответствующие поправки в Федеральный Закон РФ «О рекламе» в статье 14 пункт 12, которые, в частности, вменяют антимонопольным органам выявлять случаи превышения громкости на рекламе путём объективного инструментального контроля.

Так что же такое громкость и чем она отличается от уровня звукового сигнала? Прежде всего, замечу, что в акустике давно существует понятие громкости и есть свои единицы измерения – сон и фон. Чтобы не было путаницы, приведу необходимые пояснения. Фон – относительная величина, равная уровню звукового давления на частоте 1 кГц в децибелах, причём 0 соответствует порогу слышимости (20 мкПа), а 120 – болевому порогу (20 Па).



Сон – это акустическая единица абсолютной громкости, причём 1 сон = 40 фон, 2 сон = 50 фон, 4 сон = 60 фон и т.д. В телерадиовещании же измерялся уровень электрического звукового сигнала. До недавнего времени основным нормативным документом ПТЭ 2001 регламентировались пиковые значения звукового сигнала при помощи квазипикового измерителя уровня звука (QPPM).

Этот подход имел ряд недостатков, вплоть до того, что появились компрессоры, повышающие реальную громкость рекламы, не отслеживаемую такой методикой.  Теперь же, в соответствии c Рекомендацией EBU R 128 для характеристики звукового сигнала, следует внедрить и использовать следующие параметры:
 
  • громкость программы (Programme Loudness) – средняя (интегральная) громкость за всю длительность программы;
  • мгновенная громкость (Momentary Loudness) – значение громкости, измеренное методом «скользящего окна», с временем интеграции 400 мс;
  • кратковременная громкость (Short-Term Loudness) – значение громкости, измеренное методом «скользящего окна», с временем интеграции 3 с;
  • диапазон громкости (Loudness Range) – параметр, определяющий динамический звуковой диапазон, вычисляемый статистическим методом;
  • максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum Permitted True Peak level) не должен превышать -1 dBTP.


Громкость измеряется в специальных единицах:
 
  • LUFS (Loudness Unit Full Scale) – логарифмическая единица уровня громкости звукового сигнала относительно максимального значения цифровой шкалы согласно рекомендациям EBU R 128;
  • LU (Loudness Unit) – относительная единица громкости, 1 LU количественно соответствует 1 дБ, в соответствии с рекомендациями EBU R 128.Обозначение единиц латиницей объясняется тем, что все шкалы измерителей разрабатываются согласно рекомендациям EBU R 128 и перевод на русский язык не предусматривается.

Громкость программы (Programme Loudness) должна быть равна номинальному значению – 23,0 LUFS с допустимым отклонением от номинального значения ± 0,5 LU. Для прямых эфиров допускается отклонение ± 1,0 LU. Таким образом достигается нормализация громкости программ на разных каналах. Упрощается и международный обмен.



Как соотносится опорный уровень с акустическими значениями? Посредством звуковоспроизводящих устройств. Поскольку диапазон таких устройств от наушников до громкоговорителей со своими регуляторами громкости, числовое соотношение неоднозначно и малоинформативно. Но для наиболее комфортного воспроизведения звука на том или ином устройстве, вместе с аудиосигналом могут передаваться метаданные громкости – информация о значении громкости программы.
           
Для производства медиаматериалов с нормализацией по громкости до целевого уровня  предлагается использовать измерители громкости в «Режиме EBU» R 128, а также программные модули для нормализации звука в базе медиафайлов. То есть производители должны обеспечивать номинальный уровень громкости своих программ с помощью инструментального контроля или соответствующего программного обеспечения. Вещателям рекомендуется обеспечить инструментальный контроль громкости  во время работы звукорежиссера на выпускающем тракте теле-, радиоканала. Кроме того, необходимо обучение звукорежиссёра (звукоинженера) работе с новым инструментом контроля, получение опыта в нормализации уровня громкости до целевого уровня с поддержанием художественного замысла звукового сопровождения. Рекомендуется на переходный период рядом с существующими измерителями уровня звукового сигнала ставить измерители громкости, чтобы звукорежиссёры (звукоинженеры) могли наглядно оценить нововведения.



Иными словами, требуется закупка нового оборудования и/или программного обеспечения, а её реализация сильно зависит от ваших задач и вашего бюджета.

Интересный вопрос, а что делать, пока нет такого оборудования? Традиционный волюметр (VUmeter) усредняет пики со временем интеграции 300 мс. По нему с натяжкой можно судить о значениях мгновенной громкости, которые не должны превышать -15 LUFS или примерно -16 дБ цифровой шкалы волюметра. Но это может быть только временным решением и не избавляет от необходимости приобретения новых измерителей громкости.
 
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2363
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1686
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1391
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1385
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1312
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1208
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее