Слова

​«Вдохновение – главная загадка любого художника»

Режиссёр фильма «Жизнь Адель», получившего главный приз Каннского кинофестиваля, АБДЕЛАТИФ КЕШИШ рассказал о своей ленте, вдохновении и съёмках эротических сцен.


История, рассказанная в «Жизни Адель /  La vie d'Adèle», ставшей сенсацией в Канне и получившей в этом году «Золотую пальмовую ветвь» из рук председателя жюри Стивена Спилберга, до банальности проста и понятна любому человеку. Это фильм о любви двух молодых женщин. Адель (Адель Экзаркопулос) – в начале картины 17-летняя школьница, которая пытается разобраться в себе и своей сексуальности. Эмма (Лея Сейду) – талантливая художница, учащаяся в академии искусств. Адель, строго говоря, из серой простой семьи, где считается важным получить достойную работу и иметь постоянный заработок. Эмма живёт с матерью и отчимом, не видящим ничего плохого в том, что девушки – лесбиянки и любят друг друга. Если можно упростить, то в одной семье едят макароны, в другой – устриц.
 
Основанный на комиксе, трёхчасовой фильм содержит мало событий, если не считать секс за сюжетообразующее действие. Зато там много разговоров об искусстве, о мужском и женском началах, а в центре – отношения между Эммой и Адель, в которых последняя является музой художницы. Но, увы, мы знаем, что отношения между музой и мастером редко имеют счастливый конец.

Абделатиф Кешиш и Адель Экзаркопулос на московской премьере фильма «Жизни Адель /  La vie d'Adèle»
 
Чтобы представить свою уже наделавшую много шума кинокартину, в Москву приехали режиссёр Абделлатиф Кешиш и исполнительница главной роли Адель Экзаркопулос и ответили на вопросы журналистов. tvkinoradio.ru расспросили режиссёра.
 
О женском и мужском началах в искусстве.
Я не разделяю фильмы, созданные мужчинами, и фильмы, снятые женщинами. Я вообще не вижу разницы между мужским и женским произведениями искусства. Также я не разделяю произведения, созданные русским человеком или французом, поляком или японцем. Искусство рождается из опыта. Из чувственности, из видения мира конкретным человеком. Произведения искусства различаются в зависимости от того, что чувствует художник, какой он, какова его история, багаж знаний.

© Katerina Ryzhzh
 
О вдохновении
Надо сначала понять, что такое вдохновение. Это трудно определить. Иногда, когда мы «чувствуем вдохновение», мы не вдохновлены на самом деле, это может быть иллюзия. А иногда мы вдруг чувствуем что-то прекрасное, но никак не можем понять, насколько это хорошая идея. Мы не знаем, как это пришло в голову. Невозможно проследить, откуда что появляется. Нельзя одновременно думать о том, как приходит вдохновение, и чувствовать его эффект. Это главная загадка для любого художника. И для меня тоже.
 
Об актрисах
Я снял «Жизнь Адель» по комиксу «Голубой – самый теплый свет». Персонаж в комиксе очень отличается от Адель в моём фильме. В графическом романе она немного асоциальный человек. Встретив Адель Экзаркопулос, я увидел в ней другого персонажа, более эмоционального, открытого, такого, какого я и хотел снимать. Я выбирал актрису не из-за имени. То, что Адель играет Адель, – чистой воды случайность. Я буквально влюбился в героиню, которую сыграла Экзаркопулос. Вообще, в начале съёмок мы не называли её по имени: пробовали и так и этак, но ни одно имя не подходило. Тогда мы решили оставить Адель.

 © Katerina Ryzhzh
О социальных различиях
Социальные различия между Адель и Эммой – это одна из важнейших тем, которые я хотел затронуть в фильме. Эмма – художница, свободолюбивый человек. Адель – совсем из другой среды. Именно это не позволяет Эмме любить её так, как Адель любит Эмму.
 
О съёмках эротических сцен
Я очень уважаю Пола Верховена и его «Основной инстинкт». Другие его фильмы – тоже, конечно, но я не представляю, как можно организовать съёмки эротических сцен, как это делает Верховен. У него это похоже на музыку, на настоящий оркестр. Я же больше анархист в этом вопросе, я – «борделический» режиссёр. Я не могу чётко структурировать такой пламенный и интимный момент жизни, как секс. Я больше полагаюсь на интуицию актёров. Они должны быть свободны во время съёмок таких сцен, чтобы выражать плотскую страсть. С технической стороны это не очень сложно, как может показаться на первый взгляд, ведь это не акробатика. Мы с оператором и его ассистентами старались двигаться как можно гармоничнее, имитируя движение тел. Я не просил от актёров чего-то точного и хореографически выстроенного.

 © Katerina Ryzhzh
О банальности
Когда снимаешь фильм, ты не думаешь, как его будут воспринимать и встречать. Говоря о банальности, да, конечно, любая любовная история банальна. Любить – это банально. Есть – это банально. История этих двух женщин банальна: встреча, страсть, разрыв. Всё это много раз рассказывалось и переживалось. И то, что это происходит между двумя женщинами, это тоже банально. Менее привычно то, что проживает сама Адель и процесс развития её характера. Вот это важно для меня.

 © Katerina Ryzhzh
О возрастных ограничениях
Во Франции фильм «Жизнь Адель» можно смотреть, начиная с 12 лет. В Америке – с 17 лет. В России, насколько мне известно, рейтинг «18+». То, что возрастные ограничения в каждой стране разные, - доказательство того, что фильм ставит моральные вопросы. На мой взгляд, говорить о морали можно только в том случае, если в фильме есть кровь, насилие, жестокость. Когда я был подростком, у нас был доступ к некоторым кинокартинам, показывающим насилие. Так что моральные и возрастные ограничения зависят от региона, от эпохи, от истории и от людей, которые принимают такое решение. Когда человек достаточно зрел – морально и физически – для того, чтобы смотреть историю любви, ему может быть 12, 16 или 18 лет. К тому же сегодня некоторые дети с ранних лет пользуются айпадом и интернетом, у них есть доступ к таким картинкам, о существовании которых я в их возрасте даже не знал. Можно думать, что это нехорошо, но я склонен думать, что они воспринимают это с юмором, это не шокирует их. По мне, лучше они рассматривают человеческие тела, а не играют в дурацкие компьютерные игры. Это не значит, что у нас должны быть какие-то запрещающие законы и цензура. Очень трудно решать такие вопросы. Это вопрос личности и совести.

© Katerina Ryzhzh
 © Katerina Ryzhzh
О законах
Я ничего не знаю о российском законе против пропаганды гомосексуализма. Но любой закон, диктующий нам, как мы должны любить, кого мы должны любить, - абсурден, он не имеет никакого смысла. Такие законы были очень давно, когда была потребность управлять обществом, но сегодня люди сами могут и должны управлять своей любовной жизнью. Они свободны в своих порывах и импульсах. Фрустрировать эти порывы очень опасно и для человека, и для всего общества. Поэтому если появляются такие законы, то, позволю себе сказать, их создают люди, которые не знают жизнь, которые зажаты, зашорены. Когда нам запрещают кого-то любить – это опасно. Главное – это быть свободным.


 
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 11980
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4314
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3041
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2388
Практика

Ателье для «Оскара»: кто делает обувь для кино

Могла ли носить Золушка обувь от Ferragamo, а Мария-Антуанетта от Manolo Blahnik? Вполне, если речь идет о киноперсонажах. О том, где изготавливается обувь для культовых кинофильм, читайте в статье художника по костюмам Ирины Жигмунд

7 декабря 1688
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее