Обзоры

За что мы любим студию Pixar

Люди, явления, удачи и поражения – мы составили рецепт идеальной анимационной студии, неизменно год от года получающей высшие кинонаграды

  • 23 июня 2015
  • 1532
Родион Чемонин

Для упрощения мы поделили нашу любовь к Pixar на три составных элемента: люди, фильмы и принципы. Собственно, из этого и состоит успех главной анимационной студии мира.
 

 

Кто

 
Джон Лассетер. Это может показаться странным, но главнейший постановщик, сценарист и продюсер студии Pixar Джон Лассетер имеет в своей копилке только два «Оскара» — за короткометражку «Игрушка» и «за вклад в кинематограф» («История игрушек»). Трудно вспомнить случай, когда режиссер удостаивался «Оскара» за «вклад» за свой первый полный метр. Но сейчас – мы говорим «Пиксар» и думаем «Лассетер».



Джордж Лукас. Автор и создатель «Звездных войн». Взял в первой половине 80-х под свое крыло пару молодых талантов в виде Эда Кэтмелла и Джона Лассетера. В дальнейшем разочаровался в компьютерных спецэффектах (ненадолго), но свой вклад в создание трехмерной анимации сделал. За что парадоксально схватил огромный «дислайк» от поклонников классической трилогии «Звездные войны». 

Эдвард Кэтмелл. Вы вряд ли найдете это имя в справочниках или базах данных. Кэтмелл не умел рисовать, зато очень хорошо разбирался в компьютерах, что позволило ему быть замеченным Джорджем Лукасом, который взял его в Lucasfilm. Дальше (внимательно следите за руками) Кэтмелл обнаружил в Apple у Джобса подающего надежды Лассетера, который разрабатывал спецэффекты в провальнейшем фильме «Трон» (1982). Именно Кэтмелл убедил Джона в том, что полнометражный мультфильм, созданный на компьютере, — это не утопия. Правда, им пришлось корпеть над «Историей игрушек» около десяти лет, но сейчас мы-то с вами знаем, что оно того стоило.
 
Стив Джобс. Когда Джордж Лукас устал играться с Эдом Кэтмеллом и Джоном Лассетером, именно глава Apple подобрал будущих звезд компьютерной графики, сделавших на тот момент «Приключения Андрэ и пчелки Уэлли». Чтобы понимать горизонты мысли Джобса, представьте: с 1985 по 1995 год было создано четыре короткометражки, а первый полный метр, «История игрушек», созданный на основе пятиминутной «Оловянной игрушки», появился на экранах только спустя десять лет после начала сотрудничества Джобса и Лассетера.
 
Уолтер Дисней. Создатель студии Walt Disney Pictures и много чего еще, заработавший только при жизни 22 «Оскара», что является рекордом для индустрии. Около 15 лет назад студия Disney купила Pixar за $7 млрд: обеспечила себе безбедное будущее и приобрела талантливых молодых менеджеров и художников. Позже глава Pixar Джон Лассетер станет одним из главных творческих людей в Disney и вернет фабрике анимации славу.
 
Брэд Бёрд. Не старейший, но важный член команды Pixar. Сначала работал над проектами вроде «Симпсонов» как сценарист и художник, затем, перейдя в Pixar, сам стал режиссером. Первым в команде вышел из анимации в большое кино, снял, пожалуй, самую любопытную серию во франшизе «Миссия: Невыполнима». Продолжает успешно заниматься большими киноформатами.
 
Пит Доктер. Один из самых ярких кинематографистов в Pixar, уже имеющий массу наград и создавший повод для написания сегодняшнего большого исследования о студии. В числе проектов, над которыми работал Доктер: «Корпорация монстров», «Вверх», «Головоломка»,  а также еще масса мультфильмов, где он состоялся и как художник, и как сценарист.
 
Эндрю Стэнтон. Наверное, второй по частоте упоминания после Джона Лассетера работник Pixar. Если бы не Стэнтон, не видать нам с вами ни «Истории игрушек» («Оскар» за сценарий),  ни «В поисках Немо», ни «ВАЛЛ-И» (оба — «Оскар» за лучший анимационный фильм»).
 


 

Что

 

«Приключения Андрэ и пчелки Уэлли» (Adventures of Andre & Wally B)

 

Трейлер фильма «Приключения Андрэ и пчелки Уэлли»
 
Первый эксперимент Лассетера и группы аниматоров в создании короткометражного мультфильма с сюжетом и главными героями с помощью компьютера. Как потом признавался режиссер, сначала не было и мысли одушевлять персонажей. Фильм предназначался для того, чтобы понять, можно ли с помощью компьютера заставить двигаться простейшие геометрические фигуры: шар, овал, цилиндр, конус. Эксперимент пошел дальше, когда был появился «эффект капли» (пчела быстро летает), многоуровневый лес, а художники впервые с успехом поиграли со светом. Но все же это еще не пиксаровский мультфильм, это была лишь проба пера в департаменте Lucasfilm.
 

 

«Люксо-младший» (Luxo Jr)

 

Черновой вариант «Люксо»
 
Первый короткометражный мультфильм Pixar. Несмотря на то, что он длится не больше трех минут, авторы фильма в 1986 году произвели революцию. Лассетер рассказывает, что при создании «Люксо» они хотели поработать с более сложными геометрическими фигурами, чем в «Андрэ и пчелке Уэлли», и их фактурой: шар должен быть упругим, провод должен передвигаться по законам физики, лампы должны правильно рассеивать свет и вообще выглядеть как живые. Поставив перед собой такие задачи, команда решила выбрать одну неподвижную точку съемки (не считая открывающей сцены) и отказаться от фона.
 
«Люксо» и сегодня смотрится довольно живо, а сама озорная лампа стала неотъемлемой частью логотипа студии, который до нее выглядел как квадрат с кругом посередине (эволюцию логотипов можно увидеть здесь). 
 

 

«ВАЛЛ-И» (WALL-E)

 

Трейлер фильма «В-АЛЛИ»
 
Самый взрослый фильм Pixar, начиная со сценария и финальной песни в исполнении Питера Гэбриела и заканчивая проблематикой и главными героями. Кстати, для студентов: если вы учитесь в школе кино, киновузе или просто ходите на мастер-классы, то какого уровня бы ни был лектор-сценарист — американский, европейский, наш, оскароносный или артхаусный — свои лекции он всенепременно закончит показом отрывков из «ВАЛЛ-И» или просто скажет, что у этого фильма лучший, работающий на всех уровнях сценарий современного кинематографа. Проверено на людях.
 

 

«Головоломка» (Inside Out)

 

Трейлер фильма «Головоломка»
 
Последний на сегодня мультфильм студии. Что важно: вышедшие за последние два-три года фильмы, к сожалению, оказывались не соответствующими ожиданиям, но в «Головоломке» Пит Доктер вернул студии Pixar славу удивляющих на каждом повороте сюжетов, умных деталей и, в конце концов, не по-детски драматических сцен. Подробно прочитать, как создавалась анимационная картина можно в нашем интервью с режиссером. А тут, кстати, подоспел и новый B-Roll, в котором рассказывается, как сейчас создается продукция Pixar от придумывания концепт-дизайна до музыки.



 

 

Законы и принципы 

 
Взрослая аудитория. Это трудно назвать принципом студии Pixar, но создатели фильмов ориентируются, прежде всего, на самих себя, а не на бюджет или прокат. При просмотре даже таких короткометражек, как «Бумажный человек» или «День и ночь», где градус «мимимишности», казалось бы, зашкаливает, трудно найти уравновешенного взрослого человека, способного сдержать эмоции. Хотя дети тоже рады.
 
Актеры озвучания. Для работы над мультфильмами Pixar стал приглашать известных актеров. В первой же полнометражной картине «История игрушек» голоса главных героев принадлежали Тому Хэнксу и Тиму Аллену. Это еще один аргумент в пользу того, что взрослым людям, конечно, надо смотреть пиксаровские фильмы в оригинальной озвучке.



 
Песни. Основополагающий принцип Pixar, который создатели студии придумали чуть ли не в первую очередь: «Не использовать песни в неуместных эпизодах». Это был вызов студии Disney, которая всегда отличалась тем, что герои мультфильмов вдруг ни с того ни с сего начинали петь и плясать, как в мюзиклах или болливудских фильмах. Ирония судьбы заключается в том, что в 90-е годы между Pixar и Disney была заключена сделка, а спустя какое-то время песни и танцы появились в коронных открывающих короткометражных мультфильмах.
 
Сиквелы. Уже на стадии создания «Истории игрушек» авторы чуть ли не поклялись, что второй серии «Игрушек» не бывать. Но успех был таков, что скоро вышли вторая и третья части, фильм был перевыпущен в формате 3D, на его основе были сделаны несколько короткометражек. Скоро мы ждем четвертую полнометражную серию. Справедливости ради скажем, что это редкий случай, когда Pixar в коммерческом плане удавались продолжения своих сюжетов.
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Рубрики

    7 современных фильмов с необычным соотношением сторон: квадраты, вертикали и круги

    В последнее время многие режиссеры экспериментируют с необычными форматами изображения. Приводим примеры самых интересных опытов и разбираемся, что дают новые форматы

    • 8 июля
    • 9855
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3593
    Практика

    Как Люк Бессон снял блокбастер за 180 млн долларов, который не может провалиться

    Люк Бессон пошел в обход традиционной голливудской системы и профинансировал свой новый фантастический блокбастер по модели независимого кино. Вот как у него это получилось

    • 10 июля
    • 3178
    Техника

    Исследуя границы: 4K, HDR, HFR и человеческое зрение

    Современные технологии делают ставку на большие разрешения, высокий динамический диапазон и частоту кадров. Но как на все это влияют ограничения нашего визуальное восприятия?

    • 9 июля
    • 3016
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 1935
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 1752