Приближается предоскаровская лихорадка. Нас ждёт огромное количество байопиков, ущербных персонажей в сложном гриме, скучных лент про терзания души и больных на всю голову и другие части тела людей. Простые смертные кинозрители находятся сейчас в выгодном положении – в прокатном слоте между сезоном летних суперхитов и времени повального увлечения «лентами на “Оскар”». «Ещё не», но «уже да» - таким фильмам если и дают статуэтки, то в технических номинациях, потому что спецэффекты эффектны, разговоры разговариваются, мысли думаются, но всё это будто бы понарошку. Для серьёзной кинокритики это своего рода guilty pleasure – нравится, но признаться в этом как-то стыдно. Речь идёт о так называемых «умных блокбастерах».


 
На англоязычных музыкальных телеканалах существует специальная ниша для видеоклипов «со смыслом». Есть даже такая премия «Video with the message», то есть «видео с подтекстом», что, конечно, глупость невероятная. Мода на «блокбастеры со смыслом» может показаться ещё большей глупостью и оксюмороном, но голливудские мейджоры начинают производить их всё смелее и чаще.
 
Только нужно сразу разобраться в разнице между авторским кино и дорогими фильмами с подтекстом. Если с арт-хаусом всё более-менее понятно (дёшево, некрасиво и не всегда хорошо), то ко второму типу принадлежат новаторские ленты, где с помощью большой развлекательной формы нам говорят о непростых вещах. Их могут смотреть как половозрелые подростки, так и учёные мужи – и все останутся довольными.


 
Считается, что моду на подобное кино ввёл Кристофер Нолан, который своей трилогией о Бэтмане задал высокую планку для жанра, а с ней и вопрос: «Можно ли на платформе комикса сделать что-то, затрагивающее ум и сердце думающего человека?» И сам же Нолан на него ответил, сняв «Начало», - наверное, первый фильм на основе оригинального сценария, то есть формально обладающий всеми признаками авторского кино, с бюджетом приближающимся к $200 млн. «Начало» собрал более $800 млн. по всему миру и доказал, что можно сделать мудрёный фильм с непростым сюжетом и невероятными спецэффектами и получить с него неплохую прибыль.
 
Я специально не вспоминаю о классике вроде «Крёстного отца» или «Космической одиссеи» - места не хватит. Поговорим о последнем десятилетии, когда индустрия развлечений осознала, что с помощью CGI можно говорить не только о динозаврах, но и о философских материях. Вспомним – тогда ещё братьев - Вачовски и их «Матрицу», которую назвали в 1999 году «фильмом, который изменил всё». Что стало потом с «Матрицей», лучше не вспоминать, но Вачовски несут ответственность за цепочку «случайностей» в мире умного кино. Они спродюсировали один важный фильм нулевых, ставший символом протеста во всём мире, «V значит Вендетта» (Лысая Портман! Хьюго Уивинг в маске Гая Фокса! Взрыв парламента ко всем чертям!). А автор оригинального комикса Алан Мур написал ещё и графический роман «Хранители», экранизация которого в 2009 году Заком Снайдером стала сенсацией как среди гиков, так и киноманов (Альтернативная реальность! СССР против США! Мир на пороге Армагеддона! Доктор Манхэттен произносит длинную речь, после которой всё летит ко всем чертям!) Сам Зак Снайдер потом снял ещё и «Человека из стали» (Супермен без красных плавок! Кларк Кент без фотоаппарата! «S» - это не «Superman»! Метрополис рушится ко всем чертям!), продюсером которого стал Кристофер Нолан. Круг, вроде бы, замкнулся.


 
Вообще, особенность таких фильмов, о которых мы сегодня говорим, в том, что все умные блокбастеры вертятся вокруг нескольких тем. Это, как вы уже поняли, комиксы, а также фантастика (хоть про передвижения во времени или в мозгах героев, хоть про космических пришельцев) и антиутопии (хоть в альтернативной реальности, хоть в вымышленном будущем). Комиксы по факту уже имеют потенциал для потайных смыслов: мы видим весёлые картинки, но достаточно копнуть – и перед вами неограниченный выбор важных тем, если только это не «Смурфики» (хотя, кто их знает…). Даже «Пипец-2» после двух часов откровенного цирка и раздолбайства заканчивается не в меру серьёзной речью Убивашки, которая уезжает в закат, что твой Бэтман, а Тарантино вставляет текст про комиксовых супергероев в кульминационный момент «Убить Билла – 2».
 

Фантастика и антиутопия чаще всего идут одной и той же дорогой, достаточно вспомнить фильмы Нила Бломпкампа, который за экшеном прячет либо мораль о толерантности как форме лжи правительства и о шовинизме («Район №9»), либо отрицание идеи об идеальном мире («Элизиум»). В последнем, кстати, есть эпизод ещё и про передвижения в мозгах. Несправедливо всеми проигнорированный в 2010 году фильм Сапочника «Потрошители» под лихим боевиком содержит жёсткую сатиру на общество потребления, а оригинальный материал и хлёсткий остроумный монтаж делает из антиутопии ещё и невероятно красивую историю любви. «Петля времени» снята не так звонко, зато по количеству сюжетных поворотов может переплюнуть «Престиж» Нолана и «Семь» Финчера. Хотя, нет, «Se7en» переплюнуть никто не может, это ж памятник.
 
Даже Гильермо дель Торо в своём диковатом «Тихоокеанском рубеже» про войну «егерей» и «кайдзю» (читай, огромных боевых роботов и инопланетных монстров-годзилл) добавил столько эпика и размаха, что маленькая фраза про совместимость мозговых долей звучит, как серьёзный манифест. И вообще, столкновение жанров и субкультур всегда со стороны кажется прокламацией или, как минимум, шансом войти в историю.
 

В октябре 2013 мы посмотрели сразу два суперхита, меняющих наше представление о кино, и оба – сай-фай, оба про космос. Первый, «Гравитация» Альфонсо Куарона, уже вошёл в историю. 80 минут в невесомости, космос не как предчувствие, а как угроза и метафора одиночества. Это даже не совсем фантастика, а, скорее, триллер, разворачивающийся на самом краю света – на земной орбите. Там, где раньше летали «энтерпрайзы» и «тысячелетние соколы», теперь холодный угрожающий вакуум, в котором одна хрупкая женщина совершает свой личный подвиг, побеждая законы физики, и выигрывает. Да и сам Куарон в очередной раз побеждает законы кино, задавая трудные задачки профессиональным операторам и монтажёрам: «Как он это снял?»


 
Второй – «Игра Эндера» по неизвестной нам серии книг. Все упорно называют этот фильм «Гарри Поттер в космосе», но это не так. В «Эндере» смешаны «Космическая Одиссея 2001» и «Цельнометаллическая оболочка», «Над пропастью во ржи» и «Повелитель мух». Ничего себе коктейль для «Поттера в космосе»? Я даже не буду говорить про финальный финт фильма, который бьёт под дых: мы думали, что смотрели фильм про детей, «Москва-Кассиопея» такая, а на самом деле это про (и для) взрослых, жестоко и цинично использующих свою власть.


 
Скоро выйдут «Голодные игры: И вспыхнет пламя». Вторая часть саги про ежегодные бои где-то в будущем, почему-то изначально подававшуюся как замену «Сумеркам». Там есть какие-то намёки на выбор девушки между любимыми мужчинами, но ведь это же, ага, антиутопия и, да, фантастика. И критики предпочитают скромно молчать по этому поводу – вероятно, стесняются признаться.
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4776
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3744
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2876
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее