Слова

«Авторские интонации, пожалуй, главная тема фестиваля в этом году»

Город Плёс Ивановской области встретил первый день IX международного кинофестиваля им. А. Тарковского «Зеркало». Мы побывали на церемонии открытия и уже успели поговорить с куратором российского и короткометражного кино фестиваля Еленой Слатиной о принципах отбора фильмов

  • 10 июня 2015
  • 939
Евгений Белов

Елена Слатина, директор по коммуникациям международного фестиваля им. А.Тарковского
Елена Слатина, директор по коммуникациям международного фестиваля им. А.Тарковского

— Какие программы представлены в этом году на фестивале?

— На нашем фестивале главным отборщиком является программный директор Андрей Плахов. Он ищет в кино автора, что-то очень личное, какой-то взгляд на вещи, переживание, интонацию, созвучные с творчеством Тарковского. Авторские интонации, пожалуй, являются главной темой нашего фестиваля в этом году. Помимо конкурсной программы есть несколько сопутствующих. Российскую программу и программу короткого метра составляю я. Виталий Манский представил программу документального кино «Зеркало "Артдокфеста"», в этом году нововведение – она конкурсная. 

Андрей Плахов, кинокритик, киновед
Андрей Плахов, кинокритик, киновед

Анимационную программу отбирает Лариса Малюкова, киновед и довольно известный эксперт в области анимации. Есть программа видеоарта, которую представляет музей современного искусства ММОМА. Появилась отдельная поэтическая программа, которую курирует Вера Полозкова, но это не связано с кино. Есть сопровождающая программа «Тарковский контекст», в ней традиционно представлены ретроспективы режиссеров, которые так или иначе наследуют Тарковского. В этом году это картины армянского документалиста Арутюна Хачатряна.

— Эти фильмы похожи на кинокартины Андрея Тарковского?

— Наш фестиваль носит имя Тарковского, но у нас нет задачи искать бесконечные эпигонские опусы, связанные с Тарковским. В этом нет смысла, это не путь для фестиваля, который хочет развиваться и идти вперед. Так или иначе в разных странах мира, в самых неожиданных местах находятся картины, на создателей который Тарковский оказал реальное или опосредованное влияние. Здесь не имеется в виду, что если Тарковский снимал длинными планами проездку на дрезине, то все, кто делает также, – последователи его творчества. Мы имеем в виду Тарковского как большого автора, который создал за свою жизнь немного высказываний, но они яркие, важные и каждый год открываются по-новому. В сегменте авторского кино всегда находится то, в чем мы видим некую связь с творчеством Тарковского. 

Церемония открытия кинофестиваля «Зеркало»
Церемония открытия кинофестиваля «Зеркало»

В этом году в конкурсе картина из Турции, которая называется "Почему я не Тарковский". Казалось бы – Турция, 2015 год и вдруг выходит картина с таким названием. Это не русская адаптация, она и правда так называется в оригинале.

— Как вы отбирали фильмы для российской программы?

— Российская программа на нашем фестиваля не является основной, это сопутствующая программа, которая делается для жителей города Иваново и окрестностей. В Иваново на сегодняшний день, если я не ошибаюсь, четыре кинотеатра (четвертый открылся в этом году). В основном они заполнены американскими блокбастерами, сюда очень редко доходит российское кино. В моей программе 15 картин, из них в прокате было две: «Духless 2» и «Битва за Севастополь». Через всю программу фестиваля проходит ряд культурных трендов 2015 года – это год литературы, поэтому у нас в каждой программе есть экранизации, литературные упоминания, литературные герои, переосмысления. В моем случае это картина «На дне» Владимира Котта и тема 70-летия победы, представленная фильмом «Битва за Севастополь». 

Пресс-конференция после церемонии открытия кинофестиваля «Зеркало»
Пресс-конференция после церемонии открытия кинофестиваля «Зеркало»

Про картину «Духless 2» я уже читала пару ироничных отзывов типа «у вас программу Филипп Киркоров отбирает», но мне кажется, что такие комментарии могли написать люди, которые либо вообще не смотрели её, либо не увидели в ней ничего кроме Данилы Козловского на Бали. С моей точки зрения, эта одна из самых важных картин года, потому что она поднимает сложные вопросы: тему коррупции во власти, тему вывода государственных денег в оффшоры. В этом году вообще много актуальных картин. Но даже если фильм появлялся в российском прокате и по ТВ, люди все равно приходят, чтобы посмотреть его на большом экране и пообщаться с создателями. У нас сложилась традиция обсуждения после фильмов. Фестивальные показы, судя не только по Иваново, но и другим регионам, обладают какой-то магической силой притяжения. Это какая-то принадлежность к культурному контексту, большому культурному мероприятию. Бывают очень яркие дискуссии: резкие или доброжелательные, но они всегда разные. Мы ждем очередной встречи Юрия Быкова с ивановским зрителем, который каждый раз устраивает часовую дискуссию и пользуется здесь колоссальной популярностью. 

— Вы конкурируете с Кинотавром?

— В этом году случилась неожиданная для всех ситуация, которая никому не была выгодна. Генеральный продюсер нашего фестиваля Алексей Боков, конечно же, общался с организаторами Кинотавра, но мы объявили сроки первыми, уже оплатили корабль для гостей, заключили договор с пароходством. Мы сдвинулись чуть-чуть на ранний срок, а они на чуть более поздний. Это не значит, что кто-то специально наступал на пятки друг другу или создавал ненужную нам обоим конкуренцию. Но так получилось, что мы оказались в поле вынужденной конкуренции из-за обстоятельств, связанных с вопросами финансирования. 

Алексей Боков, генеральный продюсер фестиваля «Зеркало»
Алексей Боков, генеральный продюсер фестиваля «Зеркало»

Сочи – сложный олимпийский город, они не знали до последнего момента, позволят ли им проводить фестиваль на прежнем месте. Опять же у нас международный фестиваль – у них российский, и моя программа потеряла несколько свежих новых кинолент. В прошлом году мы после Кинотавра успели получить много картин и показать их ивановскому зрителю.

— Как попадают фильмы в вашу короткометражную программу?

— Конечно, отбирать короткометражное кино значительно сложнее, потому что его больше. Во-вторых, тут сложнее определить критерии, потому что новизна и актуальность не имеют большого значения. У Кинотавра в конкурсную короткометражную программу отбирают по принципу новизны режиссерского языка, потому что это первый шаг режиссера в большое кино. Мы же не судим короткометражки в конкурсной программе, поэтому мы пытаемся эту программу выстраивать концептуально вокруг системы образования. В прошлом году мы делали совместную программу с Культбюро. В этом году построили по принципу разных школ.

Александр Сокуров, режиссер 
Александр Сокуров, режиссер 

У нас представлено четыре киношколы: 1) Московская школа нового кино – мастерская режиссера Дмитрия Мамулия; 2) Фонд Александра Сокурова «Пример интонации»; 3) ВГИК им. С.А. Герасимова – мастерская Джаника Файзиева; 4) Высшие курсы сценаристов и режиссеров представили Альманах «Disney», снятый мастерской семейного кино. Еще есть отдельная программа студентов мастерской Александра Сокурова в КГБУ.

— Как часто вы смотрите фильмы?

— Когда езжу на фестивали, то смотрю по шесть-восемь фильмов в день. Обычно в неделю фильмов по четыре-пять. Я, разумеется, слежу за всеми основными фильмами, которые нужно посмотреть. Must see – это и есть профессия.

— Есть ли какие-то режиссерские клише, из-за которых фестиваль может не взять фильм в программу?

— Есть фильмы заведомо снятые не для фестивалей.
Например, фильмы студии типа Enjoy Movies, созданные исключительно для зрительского развлечения, которые штампуют кинокартины с американских комедий положений и мелодрам, где играют известные артисты. Ничего плохого в этих фильмах нет. Я как отборщик авторского кино и большой любитель этого направления тоже иногда с удовольствием смотрю какую-нибудь голливудскую мелодраму, плачу над ней и получаю огромное удовольствие. Но фильмы, которые попадают на фестивали, отбираются по принципу авторского высказывания. Это высказывания социального характера или новаторство с точки зрения киноязыка, либо появление какого-нибудь нового, совершенно неожиданного имени, которое предъявляет нам совершенно неожиданную форму.

Церемония открытия кинофестиваля «Зеркало»
Церемония открытия кинофестиваля «Зеркало»

Все фестивали построены по принципу подбора фильмов о том, что у людей болит, что их волнует, как они решают свои проблемы. Когда вы проходите в самом красивом платье по самому широкому красному ковру и видите фильм про то, как беженцы из Албании в каких-то коробках переезжают через границу и общаются между собой – вы испытываете некую боль в душе, которая также объединяет людей, как и любовь. Соединение в темном зале кинотеатра с чужой болью делает зрителя чище, лучше, наполняет его любовью, сопереживанием и сопричастностью с проблемами, которые касаются нас.

— Вы согласны с мнением, что на фестивали невозможно попасть, если ты не знаком с отборщиком?

— И да, и нет. У таких известных фестивалей, как Каннский, Венецианский или Берлинский, есть большая сеть отборщиков по всем странам мира, которые постоянно ищут и предлагают фильмы. Но вокруг каждого из фестивалей давно сложилась некая команда имен, если вы хоть раз попадете в этот список, то за следующей вашей работой будут следить, её будут ждать и искать. Если вы не просто попали в Каннский конкурс, а еще и получили какой-нибудь главный приз, то даже если ваша следующая работа не будет слишком удачной, интерес к вашей персоне все равно будет высок. Странно было бы утверждать, что Ларс фон Триер попадает на Каннский фестиваль, потому что знаком с отборщиками. И Ларс фон Триер, и братья Коэны, и Квентин Тарантино, и многие другие когда-то тоже были неизвестными, независимыми режиссерами, незнакомыми с отборщиками. Конечно, есть какие-то лобби, есть отношение студий с отборщиками, всегда присутствует элемент везения. Блестящий пример – Андрей Звягинцев, который был незаметным актером, без работы, тихо снял свой фильм, а на Венецианском фестивале неожиданно получил главные призы.

Открытие кинофестиваля «Зеркало»
Открытие кинофестиваля «Зеркало»

Конечно, перед каждым фестивалем режиссеры начинают обхаживать отборщиков. Международным фестивалям хорошо, их отборщики незнакомы с аудиторией. Российским сложнее, потому что отборщики конкурсных программ знакомы со всеми режиссерами, которые ходят со своими картинами, заглядывают в глаза, пишут письма, предлагают, намекают, ждут, злятся, если ничего не вышло. Это сложный процесс, но многие люди склонны к компромиссам. Случается, что ты берешь в программу не самый удачный фильм, который может многим не понравится. Кто-то предполагает, что эту работу взяли по знакомству. Но мы выбираем фильмы исходя из определенного контекста, к которому не самая лучшая картина может отлично подойти, а какая-нибудь удачная работа – нет. Поэтому каждый отборщик исходит из чего-то своего. Но какими бы ни были знакомства, стоящая картина может без всяких личных связей, самотеком распространиться через разных людей. Если у вас на руках есть замечательная работа, заслуживающая внимания – ваш путь открыт на Каннский фестиваль, и т.д. На наш фестиваль подать заявку может любой, но в программе российского кино нет в этом особой необходимости, потому что нет конкурса. А еще там нет ни одной картины, за которую мне было бы стыдно или которую я взяла по знакомству.
 
Фотографии предоставлены Международным Кинофестивалем им. А. Тарковского (tarkovskyfest.ru).


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как заполнить туманом локацию под открытым небом

Несколько относительно простых способов сделать кадры атмосфернее, не покупая дым-машину

  • 9 июня
  • 3536
Практика

5 советов ассистентов оператора

Члены съемочной группы, которых обычно обходит стороной внимание журналистов, советуют режиссерам, как работать с подчиненными, чтобы следующий проект добился успеха

  • 9 июня
  • 2569
Практика

Сведение звука для кино и видео: 5 простых советов

Как сделать четкую и разборчивую аудиодорожку для своего будущего проекта

  • 11 июня
  • 2391
Практика

Как авторы сериала «Касл-Рок» получили благословение Стивена Кинга и утвердили актрису через Twitter

Увидев, как Стивен Кинг кричит на героев сериала «Касл-Рок», продюсеры Сэм Шоу и Дастин Томасон поняли, что сделали хорошую адаптацию

  • 10 июня
  • 2368
Обзоры

Camera! Action!: что происходит в российском кино

Домогаров играет в японской военной драме, Петров и Машков устроили экшн в фильме «Герой», а победитель короткометражного «Кинотавра» готовит дебют

  • 13 июня
  • 2029
Практика

40 правил независимого кино Роберта Родригеса

Роберт Родригес, enfant terrible Голливуда и «человек-киностудия», в день своего 50-летия делится смелыми советами о первых шагах в кинопроизводстве. Осторожно, после прочтения можно и впрямь подорваться и пойти снимать свой фильм

  • 20 июня
  • 1574
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее