Практика

ARRI, RED, Sony, Blackmagic или Canon?

Студенты первого курса кинооператорского факультета ВГИКа взяли популярные профессиональные кинокамеры, изучили их и, конечно, поснимали. Самые первые впечатления - в нашем обзоре

  • 9 июня 2015
  • 8693
Евгений Белов

Пётр Мудрёнов, преподаватель кинооператорского факультета ВГИК: «Мы не пытаемся вынести вердикт камерам. Наша главная цель – учебный процесс, дать возможность студентам на практике применить свои знания и самим оценить эти камеры и системы стабилизации, сделать выбор для будущих съемок».
 
Подобные тесты и сравнительные анализы проводятся не только для того, чтобы попрактиковаться в своих навыках. Как правило, операторы не доверяют техническим характеристикам, указанным в паспорте камеры или на официальных сайтах. К тому же только при реальном взаимодействии с камерой можно оценить её эргономику, технические характеристики и удобность навигации меню.


 
Первокурсники выбрали следующие кинокамеры: ARRI Alexa и Amira, RED Dragon, Canon С300 и C500, Blackmagic URSA и Sony PXW-FS7. Они сняли одинаковые изображения в павильоне и на натуре, в статике и в движении, после чего сделали свои выводы.

Более глубокий разбор результатов теста на основе сравнения полученных данных в нашем следующем материале проведет Пётр Мудрёнов. 
 
 

ARRI Alexa




Пётр Пиняев (студент 1 курса, Мастерская В.В. Алисова): «ARRI Alexa – уже классика, про неё сложно что-то говорить, столько картин на неё снято. Она, конечно, громоздкая – у неё большой рекордер. Правда сейчас появились новые Alexa со встроенным рекордером, и в полевых условиях это особенно удобно. Но у нас во ВГИКе Alexa в старой комплектации с выносным рекордером».
 

Александр Капков (студент 1 курса, Мастерская В.В. Алисова): «Если снимать серьезный полнометражный фильм, то, конечно, лучше брать ARRI. Во-первых, она прочная – подойдет для съемки на улице, если пыль или дождь, то это лучше, чем RED».


Валерия Йонсен (студент 1 курса, Мастерская В.В. Алисова): «ARRI Alexa – «аристократичная» камера, имеет широкий динамический диапазон. Камера позволяет снимать качественное видео в ProRes 4444, пригодное для использования в профессиональном кинематографе. Камера имеет интуитивно понятный интерфейс и удобна в работе».
 

Пётр Мудрёнов: «Alexa, по сравнению с другими камерами, у нас в выигрышном положении, потому что она работает по самой простой технологической цепочке – RAW файлы напрямую идут на цветокоррекцию без предварительной конвертации. Под Alexa у нас больше LUTов, это связано и с тем, что во ВГИКЕ процесс с Alexa уже налажен».
 
 

ARRI Amira



 
Пётр Пиняев: «ARRI Amira очень хорошая камера, прекрасно сделана по эргономике, очень удобная развесовка – приятно снимать с плеча, вес в пределах допустимого – килограммов пять. Я забыл о весе, концентрировался на изображении, получал удовольствие от качественного визира. Удобно расположены кнопки, очень классное меню – никаких тачскринов, все сделано по-человечески. Она заточена больше под документальные вещи, потому что не пишет RAW. Такой удобный маленький моноблок для работы. Единственный недостаток – у неё какие-то хлюпкие кнопочки, как будто из дешевого китайского пластика, с люфтами. Видно, что компания будет зарабатывать на том, что эти тумблеры будут постоянно ремонтироваться».
 
 

RED Dragon

 

 
Пётр Пиняев: «На RED снимать с рук не очень удобно, нужна куча обвесов. Если бы меня спросили, что я возьму на съемку – RED Dragon или ARRI Amira, – я бы взял Amira, потому что с ней я могу справиться сам. Для RED нужен своей механик, потому что у нее замороченное меню, которое производители постоянно меняют – на мастер-классе нам сказали, что прошивки выходят чуть ли не каждый месяц. У Amira меню сделали лет на пять, если его и будут потихоньку апгрейдить, то я уже не растеряюсь».
 

Александр Капков:
«RED Dragon, конечно, хорош, но он какой-то хлипенький. Всю эту систему нужно менять, переставлять, она достаточно хрупкая. В аренде она стоит дешевле чем Alexa, но это спорный вопрос».
 

Валерия Йонсен: «Это интересно, что RED Dragon имеет модульную систему, но лично для себя я нахожу такое решение не самым удачным. Чтобы работать с этой камерой мне придется подробно изучить инструкцию, это обусловленно тем, что модули в разных комбинациях дают различные возможности. Не смотря на то, что комплектовкой камеры занимается механик, мне нужно поставить перед ним задачу, что требует от меня технических знаний».
 


Sony PXW-FS7

 

 
Пётр Пиняев: «У Sony FS7 замороченное меню, даже сами механики говорят о том, что не один час нужно потратить, чтобы разобраться с инструкцией. Тем не менее, камера очень удобна по развесовке, эргономике, много программируемых кнопок – они сделали что-то более-менее вменяемое. Предыдущие модели типа FS100, FS700 – вроде неплохие камеры, но у них было куча проблем: корпус пластиковый, не защищает от влаги, слабенькие байонеты. У FS7 байонеты посильнее, держишь камеру в руках и чувствуешь, что над ней поработали, добавили новые форматы».
 
Валерия Йонсен: «Касательно камеры Sony FS7 можно отметить, что она эргономична, достаточна легка для работы в одиночку, поэтому с успехом может найти применение в документальном кинематографе. Еще одним большим плюсом является высокая светочувстительность матрицы, 2000 ISO, что дает большие возможности для съемки при низкой освещенности. Первоначально у нас возникла проблема с Sony FS7, которая заключалась в том, что изображение RAW с Odyssey7Q было где-то пурпурным, где-то лиловым. Это заронило мысль об отсутствии зеленого канала. Но, погуглив, мы поняли, что все было так, как должно было быть, и материал требовал определенных настроек перед началом основной работы с ним. Также в начале работы без ясного ответа на нашу проблему мы пробовали привести изображение к работоспособному виду с помощью DaVinci Resolve, но ничем хорошим это не закончилось. Помимо этой программы мы использовали Color Checker Passport, которая позволила привести материал к неплохому результату».
 
 

Blackmagic URSA




Александр Капков: «Blackmagic URSA – камера достаточно спорная. Она, конечно, дешевая, но предназначена больше для павильонных съемок, потому что у нее здоровый монитор, непонятно, как в мороз он будет себя вести, может и заглючить. Если нужно снимать что-то с рук, то с ней неудобно – весит восемь килограмм. Даже если взять ее в руки, мешается здоровый монитор, из-за которого не видно куда идешь. Она не такая мобильная как Canon С500. URSA снимает только в RAW и на постпродакшне нужно много заниматься цветокоррекцией. Это не очень удобно, потому что не всегда есть финансы и возможность заниматься серьезным постпродакшном».
 
Пётр Пиняев: «Blackmagic URSA – не очень эргономичная камера, её сделали под какие-то конкретные задачи, но я не могу понять под какие. У неё огромный монитор, тачскрин дисплей – в сухом павильоне на ток-шоу можно работать, а на натуре в кино может возникнуть множество проблем. У неё достаточно большой вес, как у ARRI Alexa, но класс камеры на порядок ниже. Кого я ни спрашиваю, все говорят, что она неудобная. Если мне нужен огромный монитор – я возьму и подключу хороший качественный монитор. У родного экрана URSA качество цветопередачи и резкости оставляет желать лучшего. Если речь идет о серьезных съемках, то все равно придется подключать хороший плейбек».
 
Валерия Йонсен:  «BlackMagic URSA, по моему мнению, снабжена излишне большим монитором. Остается непонятным, для чего он был введен и какие задачи, по мнению разработчиков, можно с помощью него выполнить. Камера предназначена только для съемки RAW, что не всегда удобно и требует дополнительного оснащения и постпродакшна. При этом качество материала не стоит таких технических усилий. Эргономика камеры также вызывает вопросы. Например, зачем нужно три дисплея, если они все не комфортабельны?»
 
 

Canon С300 и C500



 
Александр Капков: «Если уж брать дешевые камеры, то мне в этом смысле нравится Canon C300. У меня у самого фотоаппарат Canon Mark III, есть объективы и они подходят к видеокамере. Это один из больших плюсов. К тому же С500 может снимать в форматах ProRes и RAW, его также можно использовать и на улице, и в павильоне».
 

Пётр Пиняев:
«Если речь идет о документальном кино, я возьму Canon C500, потому что она достаточно компактная, у неё хорошая развесовка и даже при подключенном видеорекордере Odyssey она не потеряла своей компактности».



Валерия Йонсен: «Сравнивая Canon C300 и Canon C500, можно сказать, что вторая камера имеет лучшие характеристики изображения. Canon C500 позволяет снимать видео в формате RAW, которое содержит большее количество информации. Полученные кадры с Canon C500 изначально имеют хорошие визуальные показатели, это значительно уменьшает время работы с ними при цветокоррекции».
 
 

Сравнение по цвету


 
Надежда Статкевич (студентка 1 курса, Мастерская В.В. Алисова): «Все камеры писали в формате RAW, но с разными гаммами и цветовыми пространствами. Нам необходимо было выровнять изображение по экспозиции и балансу белому. Дальше мы сравнивали их в программе Autodesk Lustre.
 
За эталон решили взять камеру RED Dragon, так как это одна из самых используемых камер. Материалы были в форматах TIFF и RAW. Мы обработали два файла и привели их к одинаковым значениям по ББ, экспозиции. Все последующие материалы с других камеры привели к выбранному референсу. В результате поняли, что ARRI Alexa все-таки лидирует: динамический диапазон больше, чем у других тестируемых камер. Изображение значительно приятнее и мягче, лицо не выглядит пластиковым и оконное пространство позволяет нам рассмотреть все, что стоит рядом с ним. При цветокоррекции мы обнаружили, что Red DRAGON достаточно шумная в тенях. Градации в полутонах меньше, чем у Arri Alexa, за счет этого изображение менее пластично и естественно. Arri Alexa имеет приближенные к естественному skin tone характеристики, нежели Red Dragon. К сожалению, ARRI Amira мы не смогли полноценно протестировать и сравнить с другими камерами в связи с тем, что в данный момент камера не имеет нужной прошивки. Поэтому мы смогли протестировать камеру только на разрешающую способность. С Sony PXW-FS7 у нас возникли большие проблемы, при просмотре материала после съемок мы обнаружили, что зеленый канал практически отсутствует, поэтому при помощи программы Adobe Camera RAW привели материалы к нужному балансу белого. Из всех камер, которые мы смотрели, Blackmagic URSA оказалась наименее приемлемой для работы – очень маленький динамический диапазон, много шумов в тенях, плохая цветопередача. На мой взгляд, с Canon С500 у нас было меньше всего проблем, у этих камер достаточно большой динамический диапазон, в тенях камера не шумит, в светах количество информации приемлемое, каналы RGB не сложно привести к одинаковому значению.  После практического занятия я отдала свое предпочтение камерам Arri Alexa и Canon C500».
 
 

Мнение о системе стабилизации DJI Ronin и подвесе Easyrig

 
Александр Капков:  «Мне понравился тест, но когда нужны сложные проходки – Easyrig лишний, он мешает передвигаться. Но если нужно полтора часа ходить с камерой, то без него, конечно, не обойтись. Однако для творческих задач я бы предпочел доверять рукам – с Easyrig я не могу прочувствовать камеру телом. Когда нужно передвигать камеру вверх или вниз, эта тросовая система мешает и делает это достаточно грубо. Не уверен, что она будет сглаживать изображение. С Easyrig я ходил где то 45 минут и не почувствовал какой-то серьезной нагрузки. Есть разные подходы к съемке, когда-то нужно снять со штатива, когда-то с рук, если это динамика. Если нужно смягчить изображение, то лучше использовать систему стабилизации».
 

Алиса Хабибулина (студент 1 курса, Мастерская В.В. Алисова):
«Необходимо привыкать к работе, к выводу плана. На лестнице снимать трудно. Оборудование не так тяжело таскать на себе – есть помощники-инженеры, которые могут принять груз на некоторое время, когда нужно подумать и перестроиться. Мне очень нравится действовать, я не могу следить за процессом со стороны, потому что я все время выхватываю и начинаю делать сама, наверное поэтому пошла в учиться на операторский курс».
 

Пётр Пиняев: «Система стабилизации на гироскопах – это на любителя, все-таки не чувствуешь камеру, как на системе стедикам, когда ты сам её ведешь. Как говорил Леван Пааташвили, гениальный кинооператор, максимально хорошее управление камерой – это ручная камера с плеча, когда ты можешь слиться с ней в одно целое и эмоционально реагировать на то, что происходит у тебя в кадре. Системы стедикам, электронные стабилизаторы – они хороши для каких то своих целей, но они не позволяют чувствовать изображение, как этом можно сделать с ручной камерой».
 

Оборудование для практического занятия было предоставлено компаниями Rentaphoto и Sky Cinema.
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Jake Blackstone Москва
    Lustre это не моя программа:) В большинстве пользуюсь Nucoda, Baselight и Resolve. Редко Lustre. Несмотря на личный выбор софта для работы, считаю объективность очень важным каноном. Если дается необъективная оценка или неправильный факт, я считаю нужным указать на это. Согласен, что некоторые выводы о Red получились немного неуместными, но в то же время, давайте не будем закрывать глаза на существующие проблемы с Red. Они есть, их много и они могут негативно влиять на конечный результат, если их не учитывать...
    Развернуть

    Dmitry Okladnikov Москва
    Вы реально читаете только то что хотите прочесть. Никто вашу люстру не трогает и про бердмена и связку люстры с флеймом тоже читали. И про проблемы использования raw в DI тоже знаем . И отличие DPX и EXR от TIFF тоже между прочим. И спасибо за комплимент моим яйцам ;)
    Развернуть

    Dmitry Okladnikov Москва
    по поводу тифа или теста широты у меня претензий к студентам нет. Да и вообще выводы студенты делают на основе того что им рассказывают преподают. Как же так Петр? Как твои студенты могут такое говорить? Ты же преподаешь и в МШК и знаком с редом не по наслышке.
    Развернуть

    Jake Blackstone Москва
    Для вашей информации добавлю, что многие, так называемые tentpole фильмы, как Avengers, Birdman, Guardians of the galaxy, Captain America и.т.д. на сегодняшний день эти фильмы красятся в компании Technicolor используя Lutsre. И абсолютно все фильмы, повторяю ВСЕ ФИЛЬМЫ корректируются или в DPX или EXR. Ни один фильм не красится с использованием RAW. НИ ОДИН! Так что не нужно наводить тень на плетень. Lustre им не подошел. Плохому танцору сами знаете...
    Развернуть

    Dmitry Okladnikov Москва
    про надежность работы с внешними рекордерами и алексы операторы узнают сами. так же как и про особенность алексы форматировать карты при изменении формата. и про неудобство изменения настроек камеры без механика. и про неудобства крепления к камере звуковых передатчиков радиофокуса видеопередатичика и тп по сравнению с редом и про невозможность изменить положение наплечника для баланса камеры. и про многое другое. Я не говорю что алекса плохая а ред молодец, я против дезинформации. а слово мракобесие я уже использовал по причине. того что это уже давно приобретает какойто религиозный оттенок
    Развернуть

    Dmitry Okladnikov Москва
    7)RED хлипенький , всю эту систему надо менять, переставлять она достаточно хрупкая. -совершенно не обоснованно возможно вам не повезло с ренталом у которого ужасный обвес? у RED все тоже самое что и у других камер, что там нужно переставлять непонятно. мониторы и видоискатели крепятся одинаково батарейка также висит на камере , алюминий у RED и обвесов такой же как и у алексы. 8) RED имеет модульную систему , чтобы с ней работать нужно изучать инструкцию. - О бычная комплектация ничем не отличается от других камер, если вам нужны какие-то дополнительные возможности тогда уже можно использовать те решения которые есть дополнительно. никто не заставляет вас это делать если вам это не нужно.
    Развернуть

    Dmitry Okladnikov Москва
    4) Для съемки с рук для RED нужно куча обвесов а например для амиры нет - для всех камер нужно одно и тоже наплечник и ручки. но при желании можно обойтись и без этого, так как это делали раньше. если для камеры выпущено огромное количество разных аксессуаров это не обязательно чтобы всеми ими пользоваться. 5) Для RED нужен свой механик, так как там замороченное меню. такое было во времена камеры RED ONE но и у Arri D21 в то время было не лучше. Сейчас управление камерой RED самое простое из того что есть, если вы справляетесь с iphone справитесь и с меню red. 6) У RED постоянные прошивки в котором меняется меню чуть ли не каждый месяц - прошивки выходят с постоянной периодичностью у всех производителей, за что им большое спасибо так как они фиксят баги и добавляют возможности. Меню в реде изменялось всего несколько раз, при этом не менялась ни логика ни принципы.обычно добавляется новая вкладка или пункт в меню, ну или форма кнопочек сменила острые углы на закругленные и тп.
    Развернуть

    Dmitry Okladnikov Москва
    мракобесием я подразумеваю развитие дезинформации о святости арри и ужастности реда. 1) Алекса лучше потому, что ее файлы не нужно конвертить для цветокоррекции. - Это не так во многих программах можно использовать нативные форматы камер. 2)Алекса надежней RED против пыли и дождя. - это не так по этим параметрам камеры одинаковы. Если вы думаете что в шахту вентиляции RED может попасть пыли или грязь и вывести камеру из строя то знайте что в шахте нет электроники там только радиатор и вентиляторы. и все легко продувается и чистится. принцип построения камеры такой же как в новых мак про где платы отводят тепло на шахту которая охлаждается. 3) Кнопочное управление лучше тачскрина. в минус 30 да в обычной работе наоборот скорость смены параметров по тачскрин монитору намного выше. И Арри тоже стали двигаться в этом направлении правда их первый опыт с 5" трансвидео монитором не очень удачен, но со временем все будет лучше.
    Развернуть

    Dmitry Okladnikov Москва
    Я не тувержал что редовский материал с компрессией перестает быть равом я писал о другом
    Развернуть

    Dmitry Okladnikov Москва
    про Люстру я писал и повторю еще раз если вы увидели. Во ВГИК используют Люстру которая не ест другие форматы и сравнение было выполнено не в нативных форматах. Видеть вы это отказываетесь. По поводу сравнения с raw именно об этом я вам и толкую о чем вы сами и пишете, что при работе с рав есть возможность регулировать получение RGB изображения в отличии от тифа в котором изображение уже запеченое и можно получить очень разные результаты. надеюсь вы не будете хотя бы спорить о том что есть разница в redlogfilm и redgamma3 и что в зависимости от того с какими из этих вариантов был интерпретирован рав возможна разная гибкость в цветокоррекции? а уж темболее если перегнать рав с разными лютами в тифы и потом их сравнивать?
    Развернуть

    Показать еще

    Смотрите также