Профессия

Режиссер монтажа: Сергей Федотов

К выходу военной драмы «Единичка» режиссер монтажа картины рассказывает об особенностях работы над батальными сценами, плюсах и минусах монтажа в процессе съемки и условиях, необходимых для освоения профессии

  • 9 июня 2015
  • 3798
Павел Орлов

Задачи режиссера монтажа


Кадр из фильма «Единичка»
Кадр из фильма «Единичка»

Главная задача от режиссера «Единички» Кирилла Белевича заключалась в быстром монтаже на площадке, чтобы сразу видеть, как работает та или иная сцена, и при необходимости оперативно что-нибудь поправить или доснять. После завершения съемочного периода стояла задача смонтировать красивое, динамичное кино. На площадке работа длилась почти два месяца и была выстроена следующим образом. Мой ассистент Анастасия Федотова захватывала материал с двух камер и тут же скидывала его на мой ноутбук. Сцена монтировалась уже в процессе съемки. С одной стороны, это лучше помогает на месте что-то скорректировать, с другой — мешает погрузится в материал, что называется уединиться, посидеть в тишине, подумать. На площадке это практически невозможно, там все и всё буквально летает. Поэтому часть сцен была смонтирована уж очень примерно. После съемочного периода монтаж длился еще три с половиной месяца. Какое-то время нам помогал еще один режиссер монтажа — Дмитрий Румянцев. Когда один из нас монтировал новые сцены, другой правил свои вместе с Кириллом. Так режиссер в течение смены перебегал из одной монтажки в другую.

 

Взаимодействие с режиссером


Кадр из фильма «Единичка»
Кадр из фильма «Единичка»

Для эффективного сотрудничества с режиссером необходимо понимать стиль его работы и не считать свой вариант монтажа единственно правильным. С Кириллом мы знакомы уже лет десять. Я работал практически на всех его картинах, поэтому я понимаю, чего он хочет, что требует от актеров, в каком темпоритме должна быть та или иная сцена. Тем более это наш первый фильм, где я начинал проект, что называется с площадки, поэтому вживую видел, как он снимает.

 

Подключение к проекту: на препродакшне, во время съемок или на постпродакшне

На съемках фильма «Единичка»

На съемках фильма «Единичка»

На съемках фильма «Единичка»

На съемках фильма «Единичка»

У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Чем раньше режиссер монтажа включается в проект, тем больше возможностей внести какие-то идеи, пожелания, когда еще не поздно. С другой стороны — заранее выстраивая фильм в своей голове, можно упустить какие-то детали на монтаже. Приходя на проект после завершения съемок, смотришь на материал свежим взглядом, больше понимаешь, что увидит зритель.

 

Монтаж военных картин и батальных сцен


 
Кадр из фильма «Единичка»

Кадр из фильма «Единичка»

Кадр из фильма «Единичка»

Кадр из фильма «Единичка»

Кадр из фильма «Единичка»

Кадр из фильма «Единичка»

Основное — военный жанр сочетает в себе специфику монтажа драмы и экшна. Если говорить о монтаже батальных сцен, то в «Единичке» сложность была обусловлена большим количеством главных героев и географией съемок. По сюжету действие разворачивается в Польше на берегу реки, рядом с монастырем. Та часть съемок, что у реки, проходила в России, в Калужской области, а монастырь снимали в в старинном замке в Польше. Некоторые батальные сцены происходят одновременно и в монастыре, и на позиции у реки, часть героев — в монастыре, часть — на позиции. Нужен был очень динамичный монтаж в такой последовательности, чтобы не забывать ни про одного героя картины, создать впечатление, что всё это происходит не в разных странах, а в радиусе ста метров, поддерживать непрерывное напряжение и в то же время не превращать всё в бестолковую стрельбу.

 

Необычные задачи на «Единичке»


На съемках фильма «Единичка»
На съемках фильма «Единичка»

На «Единичке» я впервые монтировал сцены «слёту». Для себя понял, что КПД при этом крайне мал, потому что после снятого первого кадра с двух камер, монтируешь их. Когда снимается второй кадр — перемонтируешь сцену, используя и его. Появляется новый, лучший дубль — переклеиваешь заново. И так далее. Когда снята вся сцена и можно использовать уже весь материал, начинается съемка новой сцены... Монтаж в таком режиме больше нужен режиссеру и оператору.

На съемках фильма «Единичка»
На съемках фильма «Единичка»

В сценарии есть глухие дети. Режиссер принял совершенно правильное решение, что играть должны неслышащие дети, так как только они смогут играть с нужной «физикой» — не реагировать на взрывы, выстрелы и прочее. Я не совсем понимал, как буду монтировать жестовый язык, хорошо ли будут играть дети. В итоге зря переживал — дети работали не хуже опытных актеров. Сцены с их участием вызывали у съемочной группы самые бурные эмоции.

 

Фильм определяет монтаж или монтаж определяет фильм


На съемках фильма «Единичка»
На съемках фильма «Единичка»

И то и другое. Отсматривая материал, уже примерно представляешь, как будет смонтирована сцена, в каком темпоритме она будет. Понимая драматургию, монтируешь исходя из присущих жанру принципов. В то же время, если меняется задача, монтажом, музыкой, можно придать сцене другой смысл. Образно выражаясь — сделать из драмы комедию или наоборот.

 

Монтаж кино и сериалов


Кадр из фильма «Единичка»
Кадр из фильма «Единичка»

На мой взгляд, разницы в монтаже кинофильмов и телесериалов нет. Есть разница в плохом и хорошем монтаже. Другой вопрос, что качество отснятого материала зачастую бывает разным, как и отведенные сроки на сборку.

 

Программы монтажа




Я работаю в программе Final Cut 7. Именно её более ранние версии были установлены на студии, где я начинал осваивать профессию. Пока не вижу смысла менять рабочий инструмент, который полностью устраивает. 

 

Навыки и качества режиссера монтажа


Кадр из фильма «Единичка»
Кадр из фильма «Единичка»

Необходимая база для работы режиссером монтажа — это хорошее знание программы, в которой работаешь, и хотя бы минимальный опыт работы логгером или ассистентом режиссера монтажа. Специальное образование по монтажу не нужно —  уверен, что оно ничему кроме знания кнопок не научит. Хватит пары часов общения с опытным мастером, наставником, чтобы понять какие-то азы. Главное — это опыт работы, как можно больше опыта, причем в разных жанрах. Режиссер монтажа — одна из тех профессий, которой нужно учиться постоянно. Работая с каждым следующим проектом, режиссером, автором сценария, креативным продюсером, всегда открываешь для себя что-то новое. Помогут хорошие книги, мастер-классы по сценарному и актерскому мастерству. Ну и, конечно, нужно смотреть хорошие фильмы и сериалы.


 
 
Сергей Федотов
Режиссер монтажа

Работал над фильмами:  «Иностранцы», «Бухта пропавших дайверов», «Секунда до…», «Золушка.ру», «ЧС», «Зайцев +1», «Ищите маму», «СашаТаня», «Старое ружье», «Выпускной», «Единичка» и другими.
 
 

 


Комментарии

Комментариев: 2

говорить , что не нужно идти учиться этому как-то странно. Там не только учат, как на кнопки нажимать, а учат режиссуре,основе смежных профессий, композиции, знакомят с историей кино и т.д.

приятно, когда человек говорит о том, что профессии нужно учиться постоянно, а не считает себя всезнающей вершиной мира.

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 4333
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3616
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 2818
Практика

Комбинация технологий в фильме «Человек на Луне»

Сегодня многие старые кинотехнологии возвращаются на новом уровне. Взять хотя бы «Человека на Луне» Дэмьена Шазелла: на съемках фильма пригодилось все, что скопилось в арсенале кинематографистов за последние 120 лет. Кроме хромакея

  • 5 ноября
  • 1966
Практика

Зачем хранить неудачно снятые кадры

Оператор Льюис МакГрегор объясняет, почему не надо удалять исходники отснятого материала, даже если кажется, что они не подходят для профессиональных работ

  • 10 ноября
  • 1794
Практика

Подставь плечо и стань напарником: как оператору завоевать доверие режиссера 

Чтобы попадать на интересные проекты, оператору нужен шоурил, в котором он дает понять, что умеет осветить сцену, построить композицию кадра, а также работать в разных жанрах. Но свет и композицию чувствуют очень много авторов. Как же выделиться на фоне армии коллег и привлечь внимание режиссера? Рассказывает оператор Егор Поволоцкий

  • 4 ноября
  • 1658
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее