Слова

«В России независимое кино – это terra incognita»

ОЛЬГА ДЫХОВИЧНАЯ о предназначении кинофестивалей, о том, чем интересно кино российских регионов и о разнице независимого кинопроизводства в России и в США.

  • 12 октября 2013
  • 944
Павел Орлов

На прошлой неделе в Москве в 7-ой раз прошёл Международный фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра». tvkinoradio.ru пообщался с директором смотра, актрисой и режиссером ОЛЬГОЙ ДЫХОВИЧНОЙ.


 
- «2morrow» - фестиваль кино будущего. Как Вы определяете, что тот или иной фильм намечает какие-то тенденции дальнейшего развития кинематографа? Учитываются острота темы, находки в киноязыке или что-то ещё?
- Мне кажется всё важно. Важна и острота темы, потому что в разном времени всплывают свои актуальные вопросы, и конечно художники-кинематографисты чувствуют их особенно остро. Безусловно, учитывается и какой-то оригинальный киноязык, который открывает новые ощущения и раздвигает границы привычного. Соответственно у нас в этом году было семь программ вместе с ретроспективами. За каждой из программ стоит куратор, человек, который своей экспертизой даёт срез современного кинематографа, самых важных его тем, самых важных имён. В связи с этим свою роль играют вкусы кураторов, география, поскольку эти люди прибыли к нам из разных континентов. Но это даёт возможность фестивалю быть своего рода многогранным трансформером, в котором каждая грань может найти своего зрителя. У нас нет такого, что все фильмы подходят той или иной аудитории, но при этом каждый зритель может выбирать свой фильм и свою программу.
 
- Одной из центральных тем картин фестиваля прошлого года была тема жестокости и насилия. Какую-то магистральную тему фильмов этого года Вы бы могли выделить?
- Могу сказать, что такая тема – это очень внимательный, близкий взгляд на человеческую жизнь через всевозможные истории, в том числе через истории семьи, через истории детства, через первые опыты взросления. Большинство картин роднит действительно какой-то очень внимательный, сосредоточенный взгляд на природу, на психологию человека.
 
- В этом году в основном конкурсе не было ни одной картины из России. С чем это связано?
- Это на самом деле случайность. Так получилось, что те фильмы, которые мы бы рады были пригласить в программу, уже вышли в прокат. Что на самом деле замечательно. Это говорит о том, что у зрителя есть в них потребность.
 
- То есть отсутствие российских картин в основном конкурсе «2morrow» не говорит о том, что наше кино находится на обочине мирового кинопроцесса?
- Российское кино ни в коем случае не находится на обочине. Я думаю, что к российскому кино есть большой интерес и у публики внутри страны, и у публики зарубежных фестивалей. Но наших картин в принципе очень мало. Мне кажется, что в такой большой талантливой стране фильмов должно быть в десятки раз больше.
 
- В прошлом году на фестивале появилась программа российского регионального кино «Офсайд». Можно ли говорить о том, что за региональными картинами стоит будущее отечественного кинематографа?
-  Я думаю, что нам необходимо открывать регионы. Важно узнавать, как живут люди в Бурятии, как живут люди в Якутии и так далее. Это вообще другие миры. Мы счастливая страна, потому что у нас столько этносов, столько разных культур, которые объединены одной территорией. Я считаю, что мы просто-напросто обделяем себя, не вовлекая региональную кинематографию в общий кинопроцесс. Программа «Офсайд» - это наша маленькая попытка объединить разное российское кино. Будем и дальше работать с этим.
 
- Фестиваль каждый год меняется. В этот раз добавились новые программы, однако общее количество фильмов несколько уменьшилось по сравнению с прошлым годом. Почему?
- Мы сейчас пришли к формату, который, наверное, является самым правильным. В будние дни фестиваль работал после обеда, потому что московский ритм не позволяет даже самым заядлым киноманам проводить всё время на фестивальной площадке. С каждым днём программа уплотнялась. Даже при этом возникают такие ситуации несправедливого выбора, когда две картины, которые могут быть показаны лишь один раз, идут параллельно друг другу. Но это единственная возможность их показать.
 
- То есть тут играет роль организационный момент?
- Да, совершенно верно.
 
- А можно ли считать, что ежегодные изменения фестиваля свидетельствуют о его подвижности, способности отзываться на какие-то перемены в кинопроцессе?
- Я думаю, да. Слава Богу, у нас изначально фестиваль с таким названием, которое предполагает возможность экспериментировать, ломать классическую структуру подобных мероприятий, пробовать разное. Ведь для чего существует кинофестиваль? Как для репрезентации экспериментального кино, так и для экспериментов с самой площадкой. К примеру, у нас есть кинокампус PARTIZAN. Это большой проект, который является одной из самых важных программ фестиваля. В следующем году, возможно, у нас появятся мастерские реального кинопроизводства. Мы абсолютно открыты как площадка к самым разным форматам.
 
- К вопросу об образовании. На Ваш взгляд, для того чтобы работать в кино необходимо получить профессиональное систематическое образование или можно обойтись без него, но важен опыт?
- Не знаю. Скажем, для медицины, наверное, важно получить профессиональное образование. Кино – это другое дело. Сколько именитых людей пришли в кино из смежных профессий, не имея за плечами киношколы классической, не обучившись ремеслу. Часто они насмотрены, как, к примеру, Тарантино – это уже классическая история, что он работал в видеопрокате. Или вот в нашей программе Beat Film Festival был английский режиссёр Шейн Медоуз, который имеет за плечами криминальное прошлое. В своё время он ходил в спортивных штанах и с бритой головой, но ему было что рассказать. В этом смысле, чем достигается чувство правды в кино, ремеслом или талантом, который позволяет с помощью ограниченного числа инструментов донести свой личный опыт? Мне кажется, что важнее талант. Иногда бывает, что человек владеет ремеслом, но ему нечего сказать, и у него в лучшем случае получается видеоклип. По мне так лучше самородки, но с сильным высказыванием, чем ремесленники, чья история ограничивается рамками анекдота.
 
- Насколько известно, сейчас завершается работа над новым фильмом Ангелины Никоновой с Вашим участием «Велком хоум», который снимался в Нью-Йорке…
- Да, он уже почти закончен. Это такая авантюрная драма, можно сказать, с элементами комедии, в общем, весёлое хорошее кино. Надеюсь, мы завершим картину в ноябре.
 
- Если сравнить работу над «Велком хоум» с работой над первым фильмом Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках», который снимался в России, можете сказать, в чём заключаются различия в процессах производства независимого кино в США и у нас?
- На самом деле в России независимое кино это terra incognita, здесь вообще нет такого понятия как независимое кинопроизводство. Нет людей, которые готовы работать в определённом режиме, при котором один человек берёт на себя пять, шесть, а то и десять функций. Нужно понимать, что к тому же это мало оплачиваемая работа – некий денежный дискомфорт необходимо внутри себя заменять какими-то смыслообразующими вещами, то есть нужно понимать, зачем ты это делаешь. Поскольку в России нет привычки так работать, конечно, сталкиваешься с тем, что либо люди выматываются очень быстро, либо оказываются не готовы работать за маленькие деньги. В Америке, поскольку независимому кино всё-таки уже как минимум лет тридцать, молодые кинематографисты готовы ради ценного опыта, ради получения в своей фильмографии записи об участии в полном метре, работать в дискомфорте. Это другая культура работы. Это вещь, которая воспитывается, которая не может возникнуть спонтанно. Такой подход передаётся и в киновузах в Америке – людей провоцируют идти работать, в том числе бесплатно. Это транслируется с первого курса – ты должен много чего сделать, научиться делать, прежде чем тебе заплатят. Такая традиция отсутствует в России, и здесь сложно её каким-то экстремальным способом сгенерировать.
 

- Существует мнение, что кинофестивали в России не являются полноценной частью киноиндустрии, поскольку не выполняют функции, которые они должны выполнять, к примеру, не способствуют продвижению фильмов в прокате. На Ваш взгляд, это действительно так?
- Нет, это не так. Фестивали как раз вписаны в киноиндустрию, поскольку являются формой альтернативного кинопроката. Фильмы, которые вы не можете посмотреть в кинотеатре, вы увидите на фестивале. Это достаточно устоявшаяся композиция, когда есть официальный прокат, и есть кинофестивальная судьба фильма. Это два достойных и, более того, равноценных пути. Попасть в прокат и попасть в ряд фестивалей - это некая схема, в которой одно с другим балансирует.
 
- ЦДХ стал, можно сказать, домом для фестиваля. В чём плюсы и удобства этой площадки?
- Плюсы в том, что это свободная площадка, которая готова к изменениям. Классический кинотеатр – это более такая традиционная, консервативная структура. Плюсы ЦДХ в том, что здесь всегда есть место эксперименту, в кинотеатре это было бы делать сложнее. К тому же выставочное пространство и зрителя настраивает на особый опыт встречи с искусством. 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Чем хуже, тем лучше: 10 ужасных фильмов, ставших классикой

Решили вспомнить те редкие, но яркие случаи, когда фильм оказывался плохим настолько, что со временем обретал статус классики. Разумеется, все ассоциации с «Матильдой» случайны

  • 6 ноября
  • 9705
Практика

8 советов, как монтировать материал, снятый с дрона

Простые способы сделать ваш проект визуально привлекательнее на постпродакшне

  • 7 ноября
  • 3553
Практика

Как получить анаморфотное изображение без анаморфотного объектива

Задумайтесь: может быть, вам не нужна дорогостоящая оптика, чтобы в вашем фильме появилось знаменитое боке и горизонтальные блики

  • 10 ноября
  • 2376
Практика

5 распространенных ошибок цветокоррекции

Процесс цветокоррекции — не самая простая часть кинопроизводства, и нужно быть особенно внимательным, чтобы зрителю не казалось, что видео делал новичок

  • 18 ноября
  • 2245
Практика

Как это снято: «Титаник»

Двадцать лет назад «Титаник» отправился покорять сердца миллиардов зрителей по всему миру, в честь чего предлагаем вспомнить обстоятельства создания оскаровского рекордсмена и одного из самых технологически сложных фильмов в истории

  • 9 ноября
  • 2187
Обзоры

10 iOS-приложений для DIY-съемки

Превратите ваше яблочное устройство в видоискатель, снимайте на iPhone в Log-гамме и устраивайте многокамерную телетрансляцию прямо на дому при помощи приложений нашей свежей подборки

  • 13 ноября
  • 1423
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее