Практика

Как сделан «Разлом Сан-Андреас»

За первую неделю «Разлом Сан-Андреас» Брэда Пейтона заработал более $120 млн по всему миру. На примере этой ленты посмотрим, что должен включать в себя фильм-катастрофа, чтобы претендовать на такое определение



 

Сюжетная структура


Для создания настоящего фильма-катастрофы обязательны следующие типажи:

а) герой-одиночка, испытывающий семейные или любовные проблемы;
b) дочь/сын, испытывающая/ий разлуку с семьей. По мере продвижения сюжета на этого персонажа возлагается функция развития героя и преодоления препятствий, необходимая для любого мало-мальски приличного сценария;
c) один-два комических персонажа;
d) ученый;
e) одна бесхребетная сволочь.
(см. половина фильмов Роланда Эммериха, «Война миров», «Годзилла» (2014), «Армагеддон» и так далее вплоть до советского «Экипажа»).
 

Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»

Что мы имеем в «Разломе Сан-Андреас»? Рэй (Дуэйн «Скала» Джонсон) работает пилотом-спасателем, и судьба распорядилась таким образом, что его почти бывшая жена Эмма (Карла Гуджино) оказывается в самом центре гигантского землетрясения в Лос-Анджелесе. В это же время его дочь Блейк (Александра Даддарио, многим запомнившаяся своими формами в «Настоящем детективе»), брошенная недоотчимом, испытывает на себе последствия в виде ещё более страшного цунами, накрывшего Сан-Франциско. Все согласно структуре, и не будет спойлером, если мы скажем, что, в общем, умерли все, кроме воссоединившейся семьи и ещё парочки эпизодических персонажей.
 
 

Реальность


Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»

Удивительно, но создателей фильма вдохновлял не пример Роланда Эммериха, а реальный доклад геологов, которые установили, что в ближайшие 30 лет Восточное побережье США ждет землетрясение с амплитудой не меньше 8 баллов. Согласно исследованиям ученых, которые в сборном виде стали прототипом героя, сыгранного Полом Джиаматти, из пятисот тысяч землетрясений, происходящих ежегодно на нашей планете, мы можем предсказать и ощутить лишь одну пятую из них. Толчки конкретно в районе Сан-Андреас начали фиксироваться европейскими первопроходцами, начиная с 1680 года. Так что не всё, что происходит в фильмах-катастрофах, является пустой блажью сценаристов.

 

Съемки


Съемки велись на две камеры ARRI – Alexa XT и Alexa XT Plus – с объективами Panavision E- и G-Series ATZ и AWZ2 с записью негатива в Codex ARRIRAW (3.4K).
 
Съемки фильма «Разлом Сан-Андреас»
Съемки фильма «Разлом Сан-Андреас»

Для натурных сцен были выбраны локации по большей части в австралийском Квинсленде. И, кстати, если вы не будете сильно пугаться и часто закрывать глаза, то в моментах, где нам показывают псевдодокументальные репортажи, можно заметить значок австралийского Channel 7 в верхнем правом углу кадра. То ли монтажеры не заметили, то ли поленились заблёрить лого, то ли действительно захотели отдать честь жертвам трагедии, произошедшей в Австралии в 2011 году и ставшей одной из части репортажей.

 

Трюки


Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»

Ни один фильм-катастрофа не сможет жить без какого-то количества спецэффектов, но должны же быть и кадры, снятые без помощи компьютерной графики. Дуэйн «Скала» Джонсон, как и многие другие экшн-актеры, любит говорить, что многие трюки он выполняет самостоятельно, несмотря на наличие персональных дублеров. Так, в первом эпизоде фильма Скала самостоятельно провисел на скале. Кстати, все актеры, занятые в этой сложной сцене, обучались в некоммерческой вертолетной компании «Care Fight», чтобы достоверно изобразить спасение в экстремальных условиях.
 
Остальные трюки проводились в менее опасных условиях для актеров, но в более сложных для постпродакшна декорациях на хромокее. Например, для вертолета, на котором большую часть времени летает Скала, был создан специальный карданный подвес на основе разработок противопожарных служб Лос-Анджелеса. Позднее эта же разработка была применена для съемок катера, на котором пытались плавать герои Джонсона и Гуджино.

На съемках фильма «Разлом Сан-Андреас»
На съемках фильма «Разлом Сан-Андреас»

Большинство из трюков производилось в относительном комфорте для актеров и съемочной группы, однако сами они – от режиссера до исполнителей главных ролей – рассказыают, что стояли на ровной земле не больше трех смен. Остальное время съемок – это или вода, или вертолеты, или автомобили, или просто качающаяся платформа.

 

Спецэффекты


Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»

В «Разломе Сан-Андреас» 1300 сцен со спецэффектами: это рушащаяся плотина Гувера (уже знакомая всему миру по «Трансформерам»), разваливающиеся мосты, падающие друг на друга дома, а также главный хит: 60-метровая волна, сметающая Сан-Франциско и пригороды.

Режиссер Брэд Пейтон отмечает, что простое совмещение снятого на хромокее переднего плана с отснятым задним планом не всегда дает нужный результат. «Превиз, компьютерная графика, натурные съемки, а затем визуальные эффекты – это уже четыре изображения, которые мне нужно собрать в одно, и это только база. У нас есть кадры, где присутствуют 15 различных планов-компонентов», – говорит Пейтон.

Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»
 
Сцена в ресторане, в которой Эмма впервые начинает замечать признаки землетрясения, – не только самая печальная для декораторов, но и одна из самых просчитанных для постановщиков. Сначала художник Барри Чусид тщательно создавал дорогое заведение с фонтанами, пальмами и гигантскими люстрами, которое потом последовательно разрушали постановщики спецэффектов. И если кадки с пальмами и фонтаны двигались по заранее проложенным рельсам, то стулья и столы катались по созданной платформе в хаотичном порядке. Ломать – не строить, как говорится.

Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас» 
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»

Другой случай, когда разрушать пришлось труднее, чем возводить, – это падение самого высокого здания в Сан-Франциско, так называемого «Гейта». Просто тут нужно понимать один важный момент: этого здания на самом деле не существует, это выдумка сценаристов, чтобы объяснить, чем занимается несостоявшийся отчим. По сюжету Блейк должна ждать прилета своих родителей в этом самом высоком скайлайне, но волна цунами сделала его чуть приземленным или, если быть точным, приводненным. «Гейт» оказывается затопленным до 15 этажа включительно, и вода все прибывает.

Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»
Кадр из фильма «Разлом Сан-Андреас»

Основное действие на «Гейте» развивается с 12 по 14 этажи. Для правдоподобности сценографы просто соорудили в павильоне эти три яруса, как у настоящих офисных зданий, при этом конструкция должна была иметь свойство погружаться в воду. Платформа, на которой стояла декорация, держалась на четырех гидравлических пандусах, которые могли ее поднимать, опускать и наклонять до 11 градусов (изначально предполагалось 15 градусов, но при таком наклоне не могли работать ни актеры, ни группа).

Съемки фильма «Разлом Сан-Андреас»
 
Напор воды шел из 9000-галонных контейнеров, а так как съемки продолжались не одну неделю, то декораторам пришлось искать такие материалы для обшивки мебели, которые выдержали бы несколько месяцев пребывания в хлорированной воде. В мебели делались незаметные для камер отверстия.
 
Но, строго говоря, главный спецэффект фильма – это то, что Рэй является первой серьезной драматической ролью Дуэйна «Скалы» Джонсона. Поэтому в течение двух часов экранного времени у него задействованы все мышцы лица и даже где-то внутри головы. И это – надо особо отметить – без дублеров и компьютеров.
 



 

Комментарии

Комментариев: 1

что-то мне кажется признаки фильма-катастрофы закончились на структуре сюжета, а дальше пошел просто рассказ про съемки... жаль...

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4856
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 4767
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3919
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2925
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее