Практика

Как это снято: «Мертвец»

Всем недовольным результатами Канн предлагаем утешиться пересмотром «Мертвеца» Джима Джармуша — премьера картины состоялась на кинофестивале ровно 20 лет назад. Вспоминаем, как создавался культовый «кислотный вестерн»

  • 26 мая 2015
  • 10404
Павел Орлов

Антивестерн


Антивестерн

«Мертвеца» нередко называют антивестерном, имея в виду, что фильм деконструирует классические каноны вестерна и связанные с ним мифы. Джармуш переворачивает основные конвенции жанра на уровне драматургии, образов героев, визуального решения, саундтрека. Например, главным героем оказывается не доблестный шериф, не отчаянный ковбой или охотник за головами, а хрупкий близорукий бухгалтер. Индеец предстает не в штампованном образе «дикаря» или «просветленного туземца», а является сложной личностью. Мотив покорения Дикого Запада трактуется не как утверждение цивилизации, а как варварское уничтожение тысячелетней культуры аборигенов. Не случайно и насилие в фильме натуралистично (каннибализм, расплющивающаяся, как дыня, голова шерифа), лишено всякого ореола романтики. Путешествие героев переосмыслено не как перемещение и пункта А в пункт Б, а как духовное движение к смерти. В целом же сюжет, как и в большинстве фильмов Джармуша, предельно прост, и скорее служит поводом для создания метафоры о жизни и смерти, размышлений о ряде других тем, вроде истории Америки, природы поэзии и положении человека вне закона. 
 
 

Актерский состав


Мертвец

«Мертвеца», как и большинство фильмов Джармуша, можно назвать «продуктом тусовки» благодаря участию в картине закадычных друзей режиссера. Среди эксцентричных персонажей второго плана в фильме появляются Игги Поп, Джон Херт, Билли Боб Торнтон, Альфред Молина. На роль индейца Никто режиссер пригласил Гэри Фармера, имеющего индейские корни. В творчестве легенды Голливуда, иконы вестерна и нуара, кумира Джармуша Роберта Митчема картина стала последней. Наконец, главную роль исполняет нехарактерная для Джармуша звезда — Джонни Депп, работой которого режиссер, по собственному признанию, «был поражен». Гибкая фактура вестерна, как известно, легко позволяет дать картину современности. Той же цели Джармуш добивается, привлекая достаточно известных актеров.
 


Локации и декорации




«Мертвец» до сих пор остается самым масштабным и дорогостоящим фильмом Джармуша. Причина, прежде всего, в обширной географии съемок и декорациях, к которым режиссер отнесся с особой скрупулезностью. Съемки проходили в октябре-ноябре 1994 года и охватывали штаты Аризона, Вашингтон, Орегон, Невада и Нью-Йорк. Джармуш провел целое исследование истории и культуры индейских племен и пионеров освоения Дикого Запада с тем, чтобы максимально точно отразить их быт. Индустриальный городок и поселение индейцев, показанные в фильме, воссозданы буквально такими же, какими они могли быть во второй половине XIX веке во времена действия истории.



Стремясь к максимальной реалистичности и достоверности, режиссер не хотел повторять типичную для многих вестернов ошибку, когда индейцев одного племени могли играть представители совершенно другого. Поэтому для работы над картиной были привлечены консультанты и актеры племен кри и мака, помогавшие с созданием декораций, а также написавшие несколько диалогов на своих языках. Интересно, что при столь тщательной подготовке в плане воссоздания культуры Дикого Запада, в остальном съемки фильма проходили с минимальным количеством предварительных заготовок, например, Джармуш принципиально не делал раскадровок. По словам режиссера, он не любит «знать заранее, что мы будем делать». Примерно пятая часть отснятого материала в итоге была исключена на монтаже и не попала в картину. Режиссер сравнивает этот процесс с работой скульптора: «Я как будто отсекаю от гранитной скалы большие куски».
 
 

Ч/Б и изобразительное решение




Фильм как бы полемизирует с канонами вестерна и в плане изобразительного решения. С одной стороны, Джармуш и оператор Робби Мюллер заимствуют типичный для жанра ракурс с верхней точки, глубокий фокус, с другой — отказываются от эпических панорам в пользу крупных и средних планов, а также субъективной камеры. Подход работает на создание сжатого, клаустрофобического пространства.



Снимался фильм на черно-белую 35-мм пленку, что было вызвано целым рядом причин. По мнению Джармуша, именно черно-белый монохром идеально соответствовал интонации истории расставания с жизнью, в которой цвет «добавлял бы ненужную информацию». Одновременно режиссер хотел как можно сильнее дистанцироваться от привычной цветовой палитры вестернов и уйти в сторону фильмов японского классика Кэндзи Мидзогути или нуара 40-50-х годов, отличавшихся большим разнообразием оттенков серого. Еще одним ориентиром служили работы фотографа Энселя Адамса. Из его серии черно-белых снимков был почерпнут эффект остранения узнаваемых пейзажей американского Запада — Джармуш пытался показать характерные для этого региона места по-новому, одновременно прекрасными и уродливыми.
 
Кадр из фильма «Мертвец»

Кадр из фильма «Мертвец»

Фото Энселя Адамса

Фото Энселя Адамса

Еще один важный прием — затемнения. С их помощью, как правило, разделяли эпизоды в фильмах 30-40-х годов. У Джармуша они создают завораживающий, гипнотический эффект (подобно классическому японскому кино), замедляя ритм и делая структуру похожей на альманах. Кроме того, использование затемнений подчеркивает предсмертное состояние главного героя, то и дело теряющего сознание.
 


Музыка




Больше всего Джармуш не хотел, чтобы музыкальное сопровождение в фильме было таким же, как в большинстве роуд-муви — чередование бойких хитов, сопровождающих путешествие героев. Поэтому для создания саундтрека режиссер пригласил своего друга кантри-рокера Нила Янга. Музыкант попросил в качестве ориентира составить список сцен, для которых необходимо сопровождение, и на протяжении нескольких дней почти без остановки импровизировал на гитаре с мягким дисторшном параллельно просмотру черновой 2,5-часовой версии картины. Таким образом, саундтрек стал, по сути, «эмоциональной реакцией» Янга на фильм, произрастал из визуального ряда, а не просто дополнял его. Не удивительно, что при дальнейшем монтаже музыка оказалась так тесно связана с изображением, что ее нельзя было ни в одном месте подвинуть или поменять. По мнению самого Джармуша, без гитары Янга фильм утратил бы половину своего макабрического очарования.

 


Комментарии

Комментариев: 3

Нередко музыку пишут по уже отснятому материалу, однако Янгу понадобилось всего несколько дней, согласно этой статье. Кому-нибудь еще известны фильмы с импровизированным саундтреком?

Ну наверное, просто обычно посидят-подумают, творческие муки там все дела, а тут фишка - он прям сидел смотрел, одновременно играл и это сразу писалось

фильма не видела, но почитать о его создании было интересно. Возник вопрос: а как вообще музыку к фильму пишут? разве не во всех картинах музыка - это эмоциональная реакция композитора?

Смотрите также

Популярное
Практика

«Движение вверх»: как научить камеру летать быстрее мяча

6 камер, система QTAKE и режим документального кино: оператор-постановщик Игорь Гринякин рассказал о производстве масштабного спортивного блокбастера

  • 11 января
  • 4155
Слова

Самые заезженные цветовые схемы современного кино

«Голубой и желтый», «ретро-кино», «как у Уэса Андерсона»: операторы-постановщики рассказывают о цветовых схемах, которые успели набить им оскомину

  • 9 января
  • 3416
Практика

Основы мягкого освещения: как сделать изображение эстетически привлекательным

Что такое мягкое освещение и для чего оно нужно? Почему в погоне за красивыми кадрами чаще всего применяют именно его?

  • 13 января
  • 3179
Практика

Тринадцать режиссерских советов Стивена Содерберга

В день своего юбилея Стивен Содерберг делится профессиональными правилами, которые могут особенно пригодиться, если вы снимаете малобюджетное кино: работа с актером, преимущества цифровых технологий и польза чужих фильмов

  • 14 января
  • 2858
Практика

Великаны и лилипуты: как в кино уменьшают и увеличивают людей

Иногда сюжет фильма требует, чтобы в кадре находились персонажи меньше или больше, чем обычный человек. И тогда приходится прибегать к трюкам и экранным фокусам. Какими инструментами пользуются кинематографисты в этом случае? Разбираем существующие методы и приемы

  • 11 января
  • 2489
Практика

Приемы: разговор на ходу

В современном кино и сериалах «разговор на ходу» популяризировал Аарон Соркин. Это эффективный способ донести до зрителя много информации в динамичной сцене. Режиссер, сценарист и художник-постановщик Рэйчел Уилсон разбирает его элементы

  • 12 января
  • 2097
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее