Слова

​«Фестивали короткометражного кино – это кузница новых кадров»

Президент кинофестиваля «Арткино» Сергей Тютин о том, как оценить качество короткометражного фильма, будет ли в России телеканал, посвящённый короткому метру и что такое голографическое кино


С 24 по 29 сентября в Москве пройдёт 6-й Всероссийский фестиваль авторского короткометражного кино «Арткино». Президент фестиваля Сергей Тютин дал интервью tvkinoradio.ru.

— Слоган «Арткино»: «Лучшее короткометражное кино со всей России». Как происходит отбор «лучшего кино» в программу фестиваля? Каковы критерии?

— У нас фестиваль авторского кино. Оцениваем мы это авторское кино не как что-то заумное, занудное или депрессивное, а как нечто, имеющее высказывание, прежде всего режиссёрское. Поскольку автор – режиссёр, мы сразу начинаем смотреть, а как он высказывание своё может осуществить, какими средствами. Для нас есть условная такая схема деления режиссёрской профессии на три части: режиссура повествования, режиссура изображения и режиссура времени. Режиссура повествования – это умение рассказывать истории и вкладывать в них определённый смысл. Режиссура изображения – умение работать с образами. В данном случае мы понимаем слово «изображение» буквально, как «нечто, состоящее из образов». Основные образы, с которыми работают в кино – это образ человека, который воплощает актёр, образ визуальный, воплощаемый оператором и звуковой образ, который воплощают звукорежиссёр и композитор. Соответственно, мы задаём вопросы, есть ли в фильме визуальное повествование, как решён вопрос с воплощением роли – актёр не должен фальшивить. И последнее – режиссура времени. В нашей стране была выдающаяся школа монтажа. Эта система подразумевала, что мы выстраиваем кино ещё и как музыкальную композицию. Через неё выражается ритмическое решение фильма. Встречаются картины, где вроде бы есть история, операторская работа, но фильм всё равно какой-то вялый, скучно его смотреть. Как правило – это из-за неумения работать с ритмом. То есть мы учитываем владение ритмом, темпоритмом.
 
— «Арткино» существует с 2008 года. Как бы Вы оценили развитие фестиваля к данному моменту, и какие существуют перспективы?

— Не могу сказать, что всегда всё происходит ровно. Вот в прошлом году была некоторая такая яма. Шло-шло по возрастающей и вдруг – мало фильмов приличных, общий фон слабый. В этом году ситуация восстановилась, даже стала лучше чем в позапрошлом году.

Потом приятно, что идею нашего фестиваля поддерживают классики кино со всего мира. Скоро не останется мэтров, которые бы не пожелали нам успешного развития. В этом году с видеописьмами обратятся Фрэнсис Форд Коппола, Марко Мюллер, создатель компании IMAX Грэм Фергюсон. До этого были Питер Гринуэй, Вернер Херцог, братья Тавиани, Йос Стэллинг. Это обнадёживает. Люди понимают, что у нас серьёзный разговор идёт. Кроме того, надеюсь, сам фестиваль стимулирует создание новых фильмов определённой планки качества.Мы проводим большую работу и между фестивалями. По сути, у нас фестиваль продолжается весь год. И это не только показы короткометражных фильмов в разных городах страны, что само по себе прекрасно. Мы ещё проводим программу, которая называется «Мастер-класс». В течение уже 6 лет у нас проходят мастер-классы действующих кинематографистов России, и классиков, и молодых, заявивших о себе. К сегодняшнему дню мы провели 230 мастер-классов.

— Фестиваль имеет достаточно необычную систему проведения в 2 этапа. Первый этап проходит неделю в Москве, второй – по 40 городам России и СНГ на протяжении почти всего года. Чем обусловлена такая система?

— Откуда это родилось – поначалу мы получали фильмы только из Москвы и Санкт-Петербурга, ну 2-3 из регионов. Мы посчитали, что это неправильная ситуация, потому что в регионах очень много талантливых людей, которые, используя достижения цифровой революции, могут снимать нормальное кино. Чтобы как-то их привлечь, мы начали проводить фестиваль в разных городах, объявляя людям, что они могут отправить нам свои фильмы. В итоге, к примеру, в этом году пришло много из регионов фильмов, очень симпатичных. Правда, значительную часть мы не пустили в конкурс, потому что они с профессиональной точки зрения шероховатые, хоть и свежие, очень интересные по идеям, по посылу. Но что-то мы покажем вне конкурса, чтобы москвичи увидели. В регионах явно идёт прогресс.
 
— Количество кинофестивалей с каждым годом растёт. В Калининграде в августе впервые прошёл ещё один фестиваль короткометражного кино «Короче». Как Вы оцениваете рост числа киносмотров? Считаете ли Вы какие-то из них своими конкурентами, и в чем отличие «Арткино» от других?

— Знаете, когда кинофестиваль «Короче» только задумывали, на самом высоком уровне звучали фразы о том, что у нас нет в стране всероссийского фестиваля короткометражного кино. Это было довольно забавно, учитывая, что мы тогда проводили уже 5-ый фестиваль. «Короче» - это международный фестиваль, а не всероссийский, что совершенно логично и правильно. Тем более что Калининград граничит с Европой, и сам бог велел налаживать там связи между европейской российской кинематографиями. Из всех видов кинофестивалей в мире больше всего кинофестивалей короткометражного кино. И это правильно, потому что именно фестивали короткометражного кино – кузница новых кадров. Так что мы не относимся ни к кому как к конкурентам. Наоборот, радуемся. К нам приходил на открытие арт-директор Московского кинофестиваля, и потом там возродился конкурс короткометражного кино. Нам это приятно. Тем более что каждый же выполняет свою задачу. То есть, фестиваль «Короче» должен прежде всего выполнять задачу соединения продюсеров с режиссёрами, и зарубежных кинематографистов с российскими. Наша задача шире – она связанна именно с работой с российскими кинорежиссёрами. Зарубежный же контент мы показываем для сопоставления себя с тем, что происходит в мире. Или вот фестиваль студенческих фильмов «Святая Анна» отбирает то, что сделано в киношколах. У нас шире – принимаются работы не обязательно снятые в киношколах. Да и в целом фильмов ведь становится всё больше, и отбирать их становится всё сложнее.
 
— В кинематографических кругах ходит идея создания в России канала короткометражного кино. Что Вы думаете о подобном проекте, нужен ли он и реалистичен ли?

— Да, идея подобного проекта давно витает в воздухе. Во-первых, этот проект реалистичен. Во-вторых, такой проект будет реализован в ближайшее время, я надеюсь. Канал короткометражных фильмов, в принципе, уже существует, но он построен не на российском контенте, там показываются фильмы из разных стран. Канал, который бы демонстрировал только отечественный контент, безусловно, нужен, и он точно появится с переводом телевидения на цифровую систему в ближайшие два года. Но нужен не только канал, нужны и передачи на телевидении в целом, посвящённые короткометражному кино.
 
— В этом году на кинофестивале будет показан считавшийся утерянным голографический фильм «Третье измерение». Расскажите об этой картине.

— В СССР существовал проект голографического кино, предложенный профессором Виктором Григорьевичем Комаром. Принципиальное отличие голографии от 3D заключается в том, что вы можете оглядывать предмет, видите не иллюзию, а реальный объём. В 1976 году на студии им. Горького был запущен проект первого в мире голографического коммерческого фильма, который должен был называться «Третье измерение». Была проделана научно-исследовательская работа, опробована техника, в результате чего всё было готово для производства первого 20-ти минутного коммерческого голографического фильма. Были изготовлены 25 специальных макетов, поскольку съёмка должна была вестись без человека – использовался лазерный свет, который для человека вреден. Однако в это время началась перестройка – проект свернули. Съёмочная группа, для того чтобы хоть как-то сохранить результат своего труда, засняла на 35-милиметровую плёнку как бы макет того фильма, который предстояло создать. Считалось, что этот фильм погиб, потому что ни в Госфильмофонде, нигде его нет. В подвалах НИКФИ одна копия этого фильма была обнаружена. Он в чём-то отразил своё время, он где-то наивен по музыке, но мы там видим и голографический экран, и голографическую камеру.

Кстати, как новация фестиваля в этом году у нас появилась премия «За авторский вклад в развитие кинотехники», которая будет вручена Виктору Григорьевичу Комару. С помощью этого мы хотим обратить внимание общественности на то, что наша страна с начала 30-х и до 80-х годов создавала практически всю линейку технологий производства фильмов, занимая в этой сфере лидирующие позиции. Пора этим вопросом снова заняться. Невозможно развить кинематограф, если все технологии мы закупаем. Одно с другим связано.
 
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4776
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3744
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2876
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее