Практика

Как это снято: «Храброе сердце»

Если в новом «Безумном Максе» вам недоставало Мэла Гибсона, самое время пересмотреть «Храброе сердце». Картине на днях исполняется 20 лет, а мы вспоминаем историю её создания: проливные дожди, механические кони, синий грим и рекорд исторической недостоверности

  • 18 мая 2015
  • 2489
Павел Орлов

Храброе сердце

 Мэл Гибсон, кадр из фильма «Храброе сердце»


Создание



Съемки фильма «Храброе сердце»
 
Идея фильма о Уильяме Уоллесе принадлежит его однофамильцу — драматургу Рэндаллу Уоллесу. Вдохновившись историей национального героя Шотландии, в средние века возглавившего борьбу за независимость от Англии, Уоллес написал сценарий. Текст оказался далеким от исторических реалий, однако достаточно впечатляющим, чтобы им заинтересовались продюсер Алан Лэдд (ранее поддержавший «Звездные войны») и находившийся на вершине популярности Мэл Гибсон. На протяжении нескольких лет актер вынашивал планы экранизации сценария, но почувствовал, что готов к столь масштабному историческому проекту, лишь приобретя опыт режиссуры с фильмом «Человек без лица». Отвергнув ряд кандидатур на главную роль, Гибсон решил исполнить ее сам, став по большому счету единственной действительно крупной звездой фильма.

Храброе сердце
Съемки фильма «Храброе сердце»

Съемки картины растянулись на полгода и проходили с июня по октябрь 1994 года. Гибсон, для которого сочетание исполнения главной роли и режиссуры в фильме стало настоящим испытанием, закончившимся нервным срывом и пятью сброшенными килограммами, описывает процесс своей работы следующим образом: «Мне приходилось вставать раньше всех, чтобы приготовиться. Пока меня прихорашивали с помощью костюмов и грима, готовилась техника. Быстрый перекус, и весь день гоняешь камеры по площадке, пытаясь уложиться в намеченный план. Я скакал перед камерой, а потом сразу бежал смотреть, что получилось. Если было не совсем ужасно, я делал еще дубль, и — дальше». Группа выбилась из графика на двадцать дней, однако при этом удалось удержаться в рамках 70-миллионного бюджета, что Гибсон считает отдельным поводом для гордости. После съемок еще полгода было потрачено на монтаж и создание музыкальной аранжировки.


Кадр из фильма «Храброе сердце»

На экраны картина вышла в мае 1995 года. Несмотря на моментально присвоенное звание «самого неточного исторического фильма», по итогам кинопроката кино окупилось трижды, а также стало хитом видеопроката. В 1996 году лента удостоилась десяти номинаций «Оскара», в пяти из которых выиграла, в том числе забрав статуэтки за «Лучший фильм» и «Лучшую режиссуру». Кроме того, картина ввела мировую моду на Шотландию, а внутри страны дала новый импульс движению за независимость от Великобритании.
 


Локации и декорации


Съемки фильма «Храброе сердце»
Замок Трим во время подготовки к съемкам «Храброго сердца»
 
Хотя основное действие «Храброго сердца» происходит в Шотландии, большая часть съемок проходила в Ирландии — благодаря схожим локациям и архитектуре, а также местным налоговым льготам. Съемки велись в окрестностях Дублина, графствах Уиклоу, Мит, Килдэр, а замок Трим «сыграл» Лондон и Йорк времен Средневековья. В Шотландии группа работала в долине Гленко (ее можно увидеть, например, в открывающих кадрах картины) и здании Городского совета Эдинбурга. Древние замки, часть из которых повреждены временем, были «отреставрированы» с помощью латекса, окрашенного под камень. В целом, при воссоздании построек и интерьеров команда художников во главе с Томасом Сандерсом (до этого номинировавшегося на «Оскар» за «Дракулу») отталкивалась от исторических источников вроде гравюр, иллюстраций и описаний в средневековых текстах. Впрочем, за исторической достоверностью не гнались.

Съемки фильма «Храброе сердце»
Кадр из фильма «Храброе сердце»

Особым испытанием для группы была погода. На протяжении едва ли не всего съемочного периода шел дождь. Например, за шесть недель в долине Глен Невис, где снимались сцены детства Уоллеса и свадьба, выдалось лишь три солнечных дня. Пережидать непогоду возможности не было, поэтому группа старалась использовать дожди в свою пользу. Так, именно пасмурные погодные условия определили достаточно мрачную цветовую палитру фильма.
 


Костюмы и грим



Мэл Гибсон. Кадр из фильма «Храброе сердце»

И за костюмы, и за грим «Храброе сердце» номинировалось на «Оскар» — в последней номинации картина выиграла. При этом результат работы художников обоих цехов почти ничего общего не имеет с историческими реалиями. Знаменитые шотландские килты и британская военная униформа из фильма были созданы по образцу костюмов XVII-XIX веков. Без подобного допущения зрителю было бы труднее идентифицировать героев с шотландцами и англичанами. Из материалов художники использовали грубую кожу и мех для костюмов крестьян, шелк, бархат, камчу, то есть более дорогое сырье, для одежды знати. Всего для картины было пошито более шести тысяч костюмов.

Съемки фильма «Храброе сердце»
Мэл Гибсон. Кадр из фильма «Храброе сердце»

Характерный боевой грим шотландцев и прежде всего самого Уильяма Уоллеса был позаимствован у древних пиктов, использовавших подобную раскраску на основе вайды в начале I тысячелетия н.э. Первоначально Мэл Гибсон хотел использовать рисунок в виде белого Андреевского креста на голубом фоне, что соответствует флагу Шотландии. Однако художник по гриму Луис Бёрвелл предложила сделать несколько разновидностей грима, в том числе с окрашиванием половины лица у Гибсона. В итоге — образ актера с такой раскраской стал знаковым, а Бёрвелл заработала «Оскар».
 


Баталистика


Съемки фильма «Храброе сердце»
Кадр из фильма «Храброе сердце»

«Храброе сердце» принесло Мэлу Гибсону славу автора масштабного, эпического кино, которая позже была подтверждена «Страстями Христовыми» и «Апокалипсисом». Фильм примечателен целым рядом батальных сцен, созданных с привлечением нескольких сотен статистов. Готовясь к съемкам, Гибсон изучил десятки картин, известных батальными эпизодами, в том числе «Александра Невского» Сергея Эйзенштейна, «Семь самураев» и «Трон в крови» Акиры Куросавы, «Спартака» Стэнли Кубрика, «Полуночные колокола» Орсона Уэллса и «Макбета» Романа Полански. По словам оператора картины Джона Толла, эти фильмы больше научили тому, как делать не надо. Гибсон хотел, чтобы сцены боев выглядели не как хаос, дезориентирующий зрителя, а как спортивное действие — продуманное, четкое, понятное и захватывающее. Для этого батальные эпизоды были детально разработаны в раскадровках. Каждый бой был распланирован, имел свою структуру, а движения его участников подчинялись определенной хореографии. Во-вторых, в качестве массовки был привлечен резерв сухопутных войск Ирландии — это люди, обладающие необходимыми навыками и дисциплиной. Всего военных на съемочной площадке насчитывалось 1600 человек. В-третьих, управлять таким количеством статистов Гибсону помогал второй режиссер Дэвид Томблин — ветеран киноиндустрии, на счету которого были «Барри Лидон», «Звездные войны» и «Ганди» (картине принадлежит рекорд по численности массовки — 300 тысяч человек). Чтобы сделать батальные эпизоды более яркими, Гибсон обратился к натуралистичной демонстрации насилия — в кадре хватает оторванных конечностей, пронзенных внутренностей и фонтанов крови. В первоначальном монтаже подобных вещей было еще больше, однако, чтобы добиться более мягкого рейтинга, Гибсону пришлось градус жестокости снизить.

Съемки фильма «Храброе сердце»
Съемки фильма «Храброе сердце»

Самой значительной (и первой снятой) батальной сценой стала битва при Стерлинге. Съемки 20-минутного эпизода длились шесть недель, было задействовано девять камер, а на площадке все это время находилось 3000 человек, 30 каскадеров и 150 лошадей. Ежедневная подготовка такой внушительной массовки с учетом нанесения грима, подбора костюмов и оружия, а также транспортировки занимала четыре часа. Командой спецэффектов были специально изготовлены машины для пуска бутафорских стрел, а также несколько механических лошадей, которых прокалывали безопасными пластиковыми копьями. Кони стоимостью $100 тыс. весили 90 кг и двигались по 6-метровым рельсам. Всего было отснято около 90 часов материала. Примечательно, что, несмотря на все опасения, при создании сцены никто серьезно не пострадал. По словам Гисбона, максимум отделались «вывернутой лодыжкой, сломанным носом и заусенцем».

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Рубрики

    7 современных фильмов с необычным соотношением сторон: квадраты, вертикали и круги

    В последнее время многие режиссеры экспериментируют с необычными форматами изображения. Приводим примеры самых интересных опытов и разбираемся, что дают новые форматы

    • 8 июля
    • 10046
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3654
    Практика

    Как Люк Бессон снял блокбастер за 180 млн долларов, который не может провалиться

    Люк Бессон пошел в обход традиционной голливудской системы и профинансировал свой новый фантастический блокбастер по модели независимого кино. Вот как у него это получилось

    • 10 июля
    • 3220
    Техника

    Исследуя границы: 4K, HDR, HFR и человеческое зрение

    Современные технологии делают ставку на большие разрешения, высокий динамический диапазон и частоту кадров. Но как на все это влияют ограничения нашего визуальное восприятия?

    • 9 июля
    • 3050
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2060
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 1796