Репортаж

В Москве прошло самое масштабное kino-кабаре в России – KINOLAB

На майских праздниках парк ВДНХ захватили киношники из разных стран, чтобы снять свой короткометражный фильм всего за 72 часа. tvkinoradio.ru пообщался с участниками KINOLABa и узнал о новой концепции кинопроизводства

  • 14 мая 2015
  • 807
Евгений Белов

Формат kino-лаборатории

 
Формат kino-лаборатории
Фото: Дарья Каретникова
 
Первая 8-дневная международная лаборатория короткометражного кино «KINOLAB Moscow» объединила более 150 человек из России и зарубежных стран. Формат кинолаборатории подразумевает знакомство участников, мастер-классы и две трехдневные съемочные сессии, в течение которых кинематографисты образовывали команды (всего было около 20 команд на каждой сессии). Участники должны были разработать идею фильма, собрать съемочную группу, отснять материал, смонтировать его и представить итоговую работу на открытом смотре.
 
Основные мероприятия проходили в «Круговой кинопанораме» ВДНХ – сердце кинолаборатории, открытые показы состоялись в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница». Благодаря усилиям организаторов, участники могли снимать свои фильмы на всей территории парка ВДНХ, а также в павильоне №26, где временно расположился Политехнический музей. Кроме съемочных площадей Политех любезно предоставил киношникам еще и отдельное помещение для монтажа. По счастливой случайности с 1 мая – начала работы кинолаборатории – ВДНХ перешел на круглосуточный режим, так что участники снимали и монтировали фильмы и днем, и ночью. Созданные условия полностью отвечали формату так называемого кинокабаре.
 


Что такое «kino»


Что такое kino
Фото: Дарья Каретникова
 
«Kino» – производное от греческого κίνημα – движение, поэтому ударение в слове ставится на первый слог. «Kino kabaret» зародилось в Канаде в 1999 году, когда группа киношников-энтузиастов решила снимать короткометражные фильмы за короткое время и затем разбирать их на коллективном просмотре.
 

Albane-Sofia Chateau
Albane-Sofia Chateau, участник «KINOLAB Moscow», актриса:
«Первое «kino» появилось в Монреале перед нулевыми. Люди думали, что миллениум – это конец света. На торжественном мероприятии киношников было объявлено: «У нас есть всего два дня на съемку фильма до наступления конца света». Они сделали свои фильмы за 48 часов и представили их. Эта концепция всем очень понравилась, и вот уже в течение 15 лет она успешно развивается. Сейчас Монреаль – это гигантское «kino», в котором существуют четыре независимых объединений кинокабаре. Я не знаю, откуда взялось название «Kino kabaret», но изначально это было франкоязычное сообщество кинематографистов, которое распространилось по всей Европе и вот уже дошло до России».
 
Кинокабаре – интернациональное явление, которое развивается более чем в 150 городах мира. В России оно существует уже несколько лет в рамках мероприятия «KinoMoscow» и небольших кинолабораторий. Перед тем как открыть первый KINOLAB, организаторы два года назад тестировали мини-версию недельной kino-лаборатории. Тогда в ней участвовало около 30 человек.
 
 
Валерия СабироваВалерия Сабирова, организатор «KINOLAB Moscow»:
«Я занималась фестивалями в Москве и познакомилась с французским режиссером Тома Лесуром. Приехала к нему в гости во Францию, где сняла свою короткометражку. Когда приезжаешь на «kino», там такая атмосфера, что все становятся друзьями. В разных городах появляются друзья, которые являются членами этого движения. Слоган Кинокабаре: «Do good with nothing. Do better with something and do it now!» (Сделай хорошо из ничего. Сделай что-то еще лучше и прямо сейчас!). Нет бюджета, есть люди, идеи, возможности, техника – все собирают всё, что у них есть, и не откладывая снимают прямо сейчас. Это дает стимул пофантазировать. В условиях ограничений рождается что-то интересное. Мне показалось, что подобного очень не хватает в Москве».

 

Культурный обмен


Культурный обмен KINOLAB
Фото: Дарья Каретникова
 
Одной из целей организаторов первого KINOLABa было доказать мировому сообществу кинематографистов, что в России можно снимать независимые фильмы, что сюда не страшно и не сложно приехать. Команде KINOLAB пришла в голову идея объединить организаторов и постоянных участников кинокабаре из разных стран. У них это получилось: в Москву приехало около 50 иностранцев из 17 государств.
 
 
Инна Тихонова Инна Тихонова, организатор «KINOLAB Moscow»:
«Европейцы достаточно комфортно ездят друг к другу в гости – со знанием языка и менталитета. В России же серьезный языковой барьер, другая ментальность, большие расстояния, сложно адаптироваться. Мы хотели, чтобы гости почувствовали себя здесь как дома. Также мы делали акцент на иностранных участниках, чтобы привить русским дух «kino». Поэтому все команды интернациональные. В «kino» нет соперничества или конкурса, это объединение. Нет задачи сделать фильм, который уедет в Канны, нужно снимать то, что доставит удовольствие и позволит в процессе раскрыть новые стороны каждого из участников».
 
Всем приезжим была оказан визовая поддержка – от Министерства культуры РФ было направлено письмо, которое позволило в кратчайшие сроки получить визу. Большинство иностранцев и участников из регионов приняли к себе ребята из Москвы. Группа бельгийцев вообще приехала на кинолабораторию со своим прицепом-караваном – домом на колесах. Они с марта начали активно готовится к поездке и выкладывали в фейсбуке видео своего перемещения из Бельгии в Москву, заснятое на дрон. Правда на российской границе у них возникли проблемы – их задержали на два дня, так как они не предоставили документов на владение каравана (в Европе можно передвигаться с караваном не являясь его собственником).
 
 
Olivier LinconnuOlivier Linconnu, участник «KINOLAB Moscow», режиссер:
«Таможенники всё понимали, они помогли оформить бумаги и запросили ответ на возможность нашего дальнейшего передвижения. Мы прождали два дня, и в конце концов добрый таможенник позволил нам отправиться в путь. Я очень много улыбался ему и подмигивал, думаю это на него повлияло. Это была очень забавная ситуация.

Повсюду в России мы встречали холодный прием, никто специально не говорил «здравствуйте», «спасибо» или «до свидания» в магазинах, на улицах. Позже мы к этому привыкли и этот «холод» нас даже позабавил. В Бельгии мы постоянно приветствуем всех из вежливости. KINOLAB – это потрясающий опыт для нас европейцев, это возможность приехать в Москву в качестве гостя, да еще и снять фильм. Я раньше никогда не покидал Европы. Мне очень нравится у вас, я открыл множество вещей, которых никогда не знал. Очень круто несколько ночей переночевать в караване. Без душа, правда, нелегко. Но все супер, я очень рад познакомится с вашей страной и доволен, что совершил такое путешествие не на самолете».
 
 

Техническая база



Фото: Дарья Каретникова
 
Помимо проживания и съемочных площадок организаторы предоставили участникам необходимое оборудование, заручившись поддержкой компании «Rentaphoto». На основании анкет, в которых участники кинолаборатории указывали имеющееся у них оборудование, организаторы составили список недостающей техники.
 
В итоге у каждой команды, помимо собственной камеры были: комплект света – Dedolight и Led-панель; комплект звука – Zoom h4 или h6, петлички, накамерный микрофон; дополнительные аккумуляторы, зарядочные устройства, штатив и плечевой упор. Некоторые участники не ограничились стандартным набором и самостоятельно брали в аренду дополнительную технику. Одна команда взяла на сутки хромакей и поделилась им с двумя другими командами. Другая ­– арендовала камеру Canon С300. Операторы третьей удивили всех трехосевым электронным стабилизатором icam стоимостью около ста тысяч рублей. Оказалось, что у них свой продакшн с серьезным оборудованием и светобазой, но они решили поучаствовать в KINOLABе ради фана и экспериментов, которые невозможно осуществить при создании коммерческих продуктов. Независимо от наличия техники или регалий в KINOLABе участвовали все – профессионалы и новички.
 
 

Режиссерские открытия

 

Фото: Дарья Каретникова
 
Многие из участников кинолаборатории сняли свой первый фильм именно здесь. Многие представители смежных областей: сценаристы, актеры, художники-постановщики, аниматоры, решили попробовать себя в качестве режиссеров. Албан-София, участвовавшая в монреальских кинокабаре в качестве актрисы, умудрилась сняться в пяти фильмах KINOLABа, один из которых – ее режиссерский дебют.

 
Albane-Sofia ChateauAlbane-Sofia Chateau, участник «KINOLAB Moscow», актриса:
«Я решила поучаствовать, потому что у меня есть русские корни – бабушка по материнской линии. Я немного говорю по-русски, и немножко понимаю русскую речь. Всегда мечтала побывать в России и это мой первый раз. Здесь я впервые выступила в роли режиссера. В своем фильме я одновременно и режиссер и актриса. Наверно, это было ошибкой. Очень просто следить за кем-то в кадре, но когда ты еще и играешь, нужно обладать внешним видением, концентрироваться на том что делаешь, следить за своими эмоциями, а это очень сложно. Но все хорошо, и не страшно, что я ошибаюсь. Это ведь лаборатория: я не буду показывать фильм в Каннах, я снимала его для удовольствия. У меня хорошие актеры,  хорошая съемочная группа, супер-продюсер и я сама развиваюсь.
 
Единственная сложность, возникшая за восемь дней – недостаток сна, я спала около четырех часов в день. Очень трудно просыпаться и приводить свое лицо в порядок, прятать синяки под глазами. Но очень надеюсь приехать в следующем году, здесь отлично все организовано, отличная команда и невероятная атмосфера, которая мотивирует тебя и подпитывает. Мне очень нравится этот ритм и ощущения. Я счастлива находиться среди этих людей!»


Фото: Дарья Каретникова
 
 
Олег ZanoОлег Zano, участник «KINOLAB Moscow», саунд-дизайнер:
«Я специально приехал из Германии сюда, у меня в Москве живет очень много друзей, которых я давно не видел. Это отличный повод с ними встретиться. В первую сессию я делал музыку для четырех короткометражек – актеров и режиссеров было слишком много, а музыку писать некому. На второй сессии режиссеров не так много, поэтому я снимал свой собственный фильм. Мне повезло с командой. Ко мне подошла девочка и сказала: «Хочешь я буду твоим продюсером?», и мой фильм состоялся благодаря ей.  Во время подготовки ко съемкам возникли большие проблемы. Мы не могли найти актеров целый день. Я не знаю почему актеры не встречаются с режиссерами, а режиссеры с актерами. Ночью звонил в кастинговые агентства, договорился с одним мужиком крупной комплекции, но утром он не смог приехать. Мне выделили съемочное время с 11 до 14 часов, и всего за полчаса до съемок я нашел двух французов, которые согласились. Очень сложно найти людей, готовых сняться в трусах».
 

Александр МаниловАлександр Манилов, участник «KINOLAB Moscow», режиссер, сценарист:
«Сначала я был скептичен по поводу того, как много внимания здесь уделяется не столько съемочной части, сколько «приколам и фенечкам», таким вот атмосферным деталям – музыка, подушечки. Но я рад признать, что ошибался, у ребят удалось создать энергетически заряженную атмосферу в которой из этого множества мелочей и рождается творчество. Я пришел больше пообщаться и познакомиться с людьми, но так зарядился, что аж два фильма сняли. Нет никакой ревности – одна радость. Команду я нашел здесь – никого не знал раньше, но прошло два дня, и мы стали настоящими друзьями».
 
 

Актерская игра

 

Фото: Дарья Каретникова
 
За время проведения восьмидневной кинолаборатории случались всякие забавные курьезы. Один из участников как-то переоделся в полицейскую форму, которую нашел среди костюмов, предоставленных партнерами KINOLABа. В таком виде он зашел в «Круговую кинопанораму» и напугал организаторов своими вопросами: «Что здесь происходит?», «Кто разрешал вам машину сюда заводить?». Через несколько дней в здание пришла реальная «плановая проверка» в составе нескольких человек, которую все радостно встретили со словами: «А что вы сегодня снимаете?». Однако проверяющие органы не удивились и позитивно отнеслись к происходящему.
 
Независимо от уровня актерской подготовки каждый желающий мог сняться в какой угодно роли. Даже организаторы не устояли от соблазна засветиться в шестиминутных фильмах молодых режиссеров. Некоторых актеров можно было увидеть в пяти-шести фильмах. В работах первой и второй сессии были замечены довольно известные выпускники и студенты ведущих театральных школ: Мария Шумакова (выпускница ВТУ им. Щепкина), Юстас Валинскас (литовский актер, играет в постановках Э. Някрошюса), Кирилл Ковбас (студент ГИТИСа) и др.
 
Кирилл КовбасКирилл Ковбас, участник «KINOLAB Moscow», актер:
«Любое кинокабаре – это большой вызов не только режиссерам, операторам, но и актерам. Актеры попадают в такую ситуацию, когда нет времени подготовиться, подумать, дома перед зеркалом слова побросать, переодеться – ничего нет. Тебя просто ставят перед фактом: «Завтра снимаем! Сценарий допишем вечером и тебе отошлем». И что же делать? На KINOLAB я пришел, понимая, что хочу найти серьезную историю, очень интересную. Где нужно действительно поиграть и самому себе доказать – могу ли я без подготовки сразу же кинуться и что-то сделать? Сыграть так, чтобы люди думали: «Они два дня всего снимали?». Не могу сказать, что все ожидания сбылись, но мне понравилось как ребята в таком коллективе помогают друг другу. Мне этой семейной обстановки в рабочее время очень не хватает. Когда приходишь на работу – хочешь чего-то теплого, хорошего, близкого. Здесь прекрасная атмосфера – никто никого не сравнивает, подлянок никому не делает, всем друг от друга нужна только взаимопомощь, поддержка и желание сделать одно дело».
 
После просмотра последних фильмов в МВЦ «Рабочий и колхозница» все участники собрались на закрытии кинолаборатории в «Круговой кинопанораме» ВДНХ, чтобы по скайпу передать kino-эстафету другому кинокабаре, открывшемуся во французском городе Тур. Второй KINOLAB состоится в следующем году или даже раньше – организаторы уже выбирают новую дату.
 
Увидеть все фильмы участников с двух сессий в скором времени можно будет на сайте kinolab.me. Познакомиться с другими кинокабаре можно пройдя на сайтах planetakino.com и kinocabaret.org.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также